БИОЛОГИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Н.С. ГЕРАСИМОВА,
учитель биологии
муниципальной гимназии No 4,
г. Лыткарино, Моск. обл.

Окончание. См. No 24/2000

Азбука генетики

(На доске цветными мелками учитель рисует схему.)

 

 (Второй вариант представляется более простым для понимания учащимися начальной школы.)

Как вы думаете, какие условия необходимы для развития растительного организма?

(Ответы учащихся: свет, вода, воздух, тепло.)

Давайте построим дом (или организм растения). Чтобы построить дом правильно, нужен чертеж (или наследственная программа в семени).

(Учитель на доске рисует схему.)

Из семян подсолнечника всегда вырастает подсолнечник, из семян яблони – яблоня. А если семена одного и того же растения посадить в разных местах и выращивать в различных условиях (рис. 4)?

Рис. 4

Рис. 4

Будут ли отличаться друг от друга такие растения? Объясните, почему вы так думаете. Значит (учитель возвращается к схеме на доске), если программа хорошая (яблоки крупные, сладкие), но условия плохие (засуха или ненастье), то яблок не будет совсем.
Итак, для развития признака нужна наследственная программа (наследственность) и условия среды. Вспомните, как в сказке старик корову продавал.

Рис. 5

Рис. 5

Покупатели ведут со стариком такой разговор:

– Уж больно твоя коровенка худа!
– Болеет, проклятая. Прямо беда!
– И много ль корова дает молока?
– Да мы молока не видали пока...

Чем можно объяснить такое состояние коровы?

(Ответы учащихся.)

Могут ли у нее быть нормальные телята?

(Ответы учащихся.)

Однажды коту Ваське в драке с соседским котом оторвали ухо. У котят, которые родились от него через некоторое время, были нормальные уши. Как это можно объяснить?

Рис. 6

Рис. 6

Условия среды влияют только на признак, а наследственную программу не затрагивают. Может ли человек изменить цвет своей кожи?

Рис. 7

Рис. 7

А если он будет долго загорать на солнце, какие у него родятся дети?
Может ли человек со светлой кожей стать темнокожим? Сможет ли темнокожий человек стать светлокожим, если он долгое время будет избегать солнечных лучей?
Может ли человек сам изменить цвет глаз, форму носа, вид ушей, мочку уха, научиться двигать ушами, сворачивать язык в трубочку?
Человек получает от предков программу развития признаков. Если в программе нет информации о признаке, то этого признака у организма быть не может. Так как программу организм наследует от родителей, то ее называют наследственным материалом, а признаки – наследственными.

Ну а теперь давайте вернемся к героям стихотворения Сергея Михалкова.

Про Степанова Егора
Слух разнесся очень скоро:
Мальчугану десять лет –
Не ребенок, а атлет!

...Не обидишь молодца,
Он кладет на две лопатки
В школе лучшего борца.

Как вы думаете, при каких условиях могла развиться недюжинная сила Егора?

(Ответы учащихся: питание, режим, тренировка.)

По часам он спать ложится,
Указания не ждет,
Если даже что-то снится,
В семь утра Егор встает.
В зной, в мороз ли, все равно
Раскрывает он окно,
Быстро делает зарядку,
Ест на завтрак по порядку:
Семь картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред.
После школы тренировка:
Зимой – лыжи, летом – бег.
Дядя Степа рад и горд,
Что сынишка любит спорт.

А как вы, ребята, относитесь к спорту? Какими видами спорта занимаетесь?

(Ответы учащихся.)

Если вы дружны со спортом,
Бегом и прыжками,
Значит, знаете секрет,
Поделитесь с нами.
Люди верно говорят:
Не купить здоровье.
Где же скрыт бесценный клад,
На каком подворье?

Так в чем же секрет нашего здоровья?

(Ответы учащихся: в наследственности и условиях среды, в которых формируется организм.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru