Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №21/2000

НОВОСТИ НАУКИ

Н.Ю. ФЕОКТИСТОВА

Решение некоторых экологических проблем на нефтяных разработках

Гораздо легче констатировать наличие какой-то определенной экологической проблемы, чем найти пути ее решения. В одном из прошлых номеров («Биология», №5/2000) мы рассказывали об исследовательских работах, проводимых группой ученых Московского Государственного университета и Института проблем экологии и эволюции Российской Академии наук на нефтяных месторождениях России. Эти исследования проводятся при финансовой поддержке Института устойчивых сообществ (проект РОЛЛ №051/4 «Распространение опыта и результатов») и направлены на поиск проектных решений, выполнение которых не требовало бы больших материальных затрат, но позволило бы в значительной степени избежать вредных экологических последствий и нарушений природной среды в окрестностях разрабатываемых месторождений. Сейчас работа по выработке методических рекомендаций подошла к концу, и мы хотим познакомить вас с некоторыми из них.

Весьма существенными источниками загрязнения на нефтяных месторождениях являются так называемые буровые амбары – ямы, в которые в процессе бурения сбрасывают буровой раствор, подземные воды, а при авариях или ремонте на скважинах – и сырую нефть. Часто эти амбары долгое время остаются открытыми и расширяются под напором сильных летних ливней и талых вод. В открытых ямах гибнут попадающие туда птицы и звери.

Когда же дело доходит до засыпки амбаров, для этого обычно используют местный грунт – как правило, поверхностные суглинки. В результате в земле возникают довольно крупные полости, являющиеся источниками длительного распространения поверхностно-активных веществ, фенолов и других токсинов.

Ученые установили, что нефтяные амбары следует сначала засыпать хорошо разложившимся торфом, который является очень эффективным природным адсорбентом углеводородов, а уже поверх него можно использовать и местный грунт. Слой этого грунта должен составлять не менее 2 м, что будет способствовать быстрому возникновению дерновинной подстилки и ускорению процессов почвообразования. При этом вновь возникающий почвенный покров будет за счет подложки из торфа в достаточной степени защищен от загрязнения вредными веществами. Этот метод будет особенно эффективен в областях с большими болотами, такими, например, как Западная Сибирь.

Объемы новых амбаров должны быть такими, чтобы сразу после бурения можно было бы провести их засыпку. Кроме того, располагать амбары желательно параллельно основным потокам грунтовых вод, что позволит уменьшить радиус растекания нефтепродуктов.

Во время работы нефтедобывающих скважин неизбежно возникают технологические аварии, сопровождающиеся разливами нефти. Эти разливы также целесообразно засыпать, используя двухслойное покрытие из торфа и местного грунта. Засыпку надо начинать после загустения пролитых нефтепродуктов или образования на их поверхности вязкой пленки – т.е. после испарения летучей фракции.

Существенный экологический вред наносят и многочисленные автодороги, проложенные к месторождениям. Они нарушают поверхностный сток воды, что приводит к заболачиванию окружающей территории. Наиболее простой способ избежать этого – предусмотреть возможность свободного протекания поверхностных вод под дорогой, например по бетонным трубам достаточно большого диаметра, не требующим постоянной прочистки после листопада и снеготаяния. Кроме того, на пониженных участках рельефа, по которым проходит дорога, целесообразно устраивать дренажные канавы.

Предложенные рекомендации были взяты на вооружение некоторыми нефтедобывающими предприятиями, и, возможно, уже в ближайшем будущем их использование поможет улучшить экологическую ситуацию на месторождениях.

 

Рейтинг@Mail.ru