Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №20/2000

КОПИЛКА ОПЫТА

В.И. МЕЛЕШКО

Сделай сам

Думаю, вы со мной согласитесь, что нет школы без стендов на стенах – будь то класс, фойе, рекреация или коридор. И обычно учителя желают иметь их как можно больше. Ведь голые стены мало чему могут научить.

Каждый год я твержу, что необходимо изменить стратегию оформления школьного кабинета. Ведь то, что мы имеем сейчас, – во многом наследство древней классной системы, когда один и тот же кабинет был в распоряжении одного и того же класса круглый день, месяц, год. Оттуда идут всевозможные стенды «Наш класс», «День рождения», «Дежурство», «Это интересно» и пр. И до сих пор стенды в классах оформляются мелким шрифтом да еще написаны детским почерком на листочках формата не больше А4. Словно педагоги забывают элементарную вещь: на уроке никто просто-напросто не сможет разглядеть написанное. Да и не должен, ведь это же урок, на котором не пристало глазеть на стены, читая отвлекающую информацию не по теме. Остается перемена. Но... на самом деле, на перемене дети должны покинуть помещение. Во-первых, кабинет нужно проветрить. Во-вторых, дети и так сидели почти час, так что во избежание гиподинамии и застойных явлений в пятой точке пусть прогуляются по коридору. В-третьих, учитель должен отдохнуть в относительной тишине. В-четвертых, именно в кабинете наиболее высока вероятность повреждения как различных частей тела об мебель, так и мебели о разные части тела.

Поэтому одно из двух: или информация на стендах в кабинете должна быть написана весьма крупным почерком (чтобы можно было прочитать из противоположного угла), небольшими порциями, часто меняться согласно темам урока, или ее нужно вынести из кабинета вон. В этом плане можно использовать опыт некоторых педагогов, оформивших стены школы красивыми изображениями животных, растений, пейзажами, схемами и алфавитами разных языков. В принципе, это же очень разумное использование непроизвольной памяти. Ведь если человек будет даже просто тупо смотреть на стену, на которой написана формула уксусной кислоты, то она чисто зрительно отложится в закромах больших полушарий, чтобы потом вдруг неожиданно всплыть в нужный момент.

А ведь было бы очень даже неплохо, если бы у каждого кабинета висел свой предметный стенд (один, два, три...), на котором учителя размещали бы массу дополнительной информации. А если представить, что вдоль стены поверху расположены портреты выдающихся физиков, химиков, педагогов...

И вот тут мы переходим к частностям, не позволяющим реализовать эту идею. Что нужно, чтобы в школе повесить стенд, хотя бы один? Перво-наперво – дрель вкупе с кем-то, кто может этой дрелью работать. Просверлить стену – не оценку поставить. Вот в нашей альма-матер стены такие прочные, что на их примере можно растить патриотов.

Затем нужно разрешение директора и, как минимум, сам стенд, который сконструирован по законам жанра – из фанеры, армированной по краям досочками и обшитой материей. Увы, для многих это непозволительная роскошь.

Чтобы решить проблему более простым путем, предлагаю следующее. Из листового кровельного железа надо вырезать несколько пластин размером примерно 4 на 5 см. Потом нужно загнуть их под прямым углом по длине примерно на сантиметр. Получившиеся уголки следует приклеить к стене по периметру предполагаемого стенда. Именно приклеить! Знаете ли вы, что такое «жидкие гвозди»? Так называется особого рода строительный клей, служащий для соединения самых различных поверхностей: стекла и металла, дерева и бетона, пластика и кирпича. Только очень важно, чтобы стена в месте соединения с уголком была зачищена до основания – от краски, штукатурки, шпатлевки и мела. На голую бетонную (или кирпичную) поверхность, а также на уголок-держатель наносят слой клея, после чего плотно соединяют их. Клей твердеет примерно за сутки, поэтому по крайней мере в этот день изделие не трогайте. Но зато потом соединение получается настолько прочным, что может выдержать несколько килограммов нагрузки на данную площадь приклеивания.

Теперь – последний штрих: вы прислоняете к стене лист фанеры (оргалита, ДВП, пластика, плексигласа, стекла) и прижимаете его загнутыми краями уголков. Чтобы улучшить внешний вид крепления и обезопасить его от отирающих стены отроков, углы крепления лучше обточить и закруглить. Все!

Главное отличие данного стенда в том, что он имеет крайне низкую себестоимость, ненавязчивый дизайн и способность быть размещенным чуть ли не на потолке. Заинтересованные люди могут использовать данное крепление для фиксации целых фанерных панелей во всю стену.

Наконец, чтобы закрепить сменную информацию на подобном стенде, рекомендую использовать простейшее приспособление в виде натянутой на нем несколькими рядами рыболовной лески. Поверьте, держит хоть газетный, хоть ватманский лист не хуже пресловутых кнопок!

 

Рейтинг@Mail.ru