КОПИЛКА ОПЫТА

Е.Е. ВИНОКУРОВА

Методика и анализ решения задач с межпредметным содержанием по биологии, химии и физике

Решение задач как один из приемов обучения, применяемых в преподавании школьных предметов, способствует более глубокому и полному усвоению учебного материала, формированию умения применять приобретенные знания на практике. При этом задачи, для решения которых требуются знания по ряду смежных дисциплин, играют особую роль – для их решения необходимо обобщение знаний, полученных при изучении различных предметов, которое позволяет выявлять глубокие взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Самым распространенным недостатком при решении задач учащимися является стремление сразу начать решение, не осмыслив содержания задачи. Нередко рассуждения учащихся нелогичны, а объяснения решений не соответствуют или противоречат элементарным правилам физики и математики. Из других недостатков следует отметить ошибки в размерностях величин, нерациональные и недостаточно точные вычисления.

Использование общих подходов при решении задач по смежным дисциплинам способствует установлению единства требований в учебных предметах политехнического цикла (математике, физике, химии). В этой связи очень интересна работа американского математика Д.Пойа «Как решать задачу», в которой автор предлагает выделять четыре основных этапа решения любой задачи (мы приводим их с некоторыми изменениями и дополнениями).

1. Запись условия и анализ задачи

  • Как оформить запись условия задачи, применяя сокращенные обозначения?

  • Какие преобразования необходимо сделать?

  • Что требуется найти?

  • Какие предварительные действия необходимо выполнить?

  • Вспомните, решали ли вы подобную задачу раньше?

2. Составление плана решения

  • Какова связь между данными и искомыми величинами?

  • Какова сущность явлений, лежащих в основе задачи?

  • Какова последовательность действий при нахождении искомого (путь решения задачи)?

3. Выполнение и запись решения задачи

  • Выберите рациональный способ решения задачи. Если возможно, примените математическую формулу, вычисления в уме.

  • Запишите необходимые уравнения (или формулы).

  • Подставьте в уравнения численные данные.

  • Решение проводите с записью вопросов. Выполняйте каждое действие четко и аккуратно.

4. Анализ результатов

  • Проверьте результат. Правильно ли установлен путь решения?

  • Правильно ли выбран способ решения? Нельзя ли избрать другой способ решения?

Очень важным дидактическим требованием является подбор варианта оформления задач.

Предлагаемые задания составлены автором или заимствованы из различных пособий и частично переработаны.

Задача №1. Масса тела среднего человека равна 60 кг. Масса крови в среднем составляет 8% от массы тела человека; плотность крови r=1,050 г/см3, содержание гемоглобина (Hb) в ней – 14 г на 100 мл; 1 г гемоглобина связывает примерно 1,34 мг кислорода. Сколько кислорода может перенести кровь за один кругооборот?

Анализ задачи. Цель задачи – иллюстрация роли гемоглобина в обеспечении газообмена в организме человека. Если считать, что вся кровь пройдет через легкие и насытится кислородом, то для ответа на вопрос задачи сначала надо рассчитать количество гемоглобина, содержащегося в крови человека массой 60 кг, а затем – сколько кислорода может связаться с этим количеством гемоглобина.

Дано:

m тела = 60 кг
кол-во крови = 8%
C(Hb) = 14 г на 100 мл крови
r крови = 1,050 г/см3
C(О2) = 1,34 мг на 1 г гемоглобина
m(О2) – ?
1 мл = 1см3

Решение

1. Сколько крови содержится в организме среднего человека массой 60 кг?
m крови = 60(кг) · 0,08 = 4,8 кг = 4800 г

2. Каков объем крови? v = m : r
V крови = 4800(г):1,05(г/см3) = 4571 см3 = 4571 мл

3. Сколько гемоглобина содержится в 4571 мл крови?
100 мл – 14 г
4571 мл – х г
х = 4571(мл)·14(г):100(мл) = 639,94 г

4. Какое количество кислорода может перенести кровь за один кругооборот?
m(О2) = 639,94(г)·1,34(мг/г) = 857,5 мг = 0,857 г.

Задача № 2. Жизненная емкость легких человека составляет 3500 см3.

Определите объем и массу кислорода и углекислого газа в воздухе, который пройдет через легкие человека за 1 ч, если он делает 16–20 вдохов в минуту. Содержание кислорода в воздухе 21% (об.), а диоксида углерода – 0,03% (об.).

Анализ задачи. Цель задачи – выяснение роли кислорода и углекислого газа (диоксида углерода) при газообмене в легких и тканях. При решении задачи следует обратить внимание на качественный и количественный состав воздуха, его биологическое и промышленное значение, на причины загрязнения воздуха и меры борьбы с ними. Приведенный расчет позволяет оценить потребность организма человека в кислороде воздуха. Для оценок можно взять минимальную частоту дыхания.

Дано:

V легких = 3500 см3
t = 1 час
f дыхания = 16 мин–1
С(О2) =21% (об.)
С(СО2)= 0,03% (об.)
число Авогадро = 22,4 л/моль
мол.масса О2 = 32 г/моль
мол.масса СО2 = 44 г/моль
V(CО2)– ?
V(О2) – ?
m(О2) – ?
m(СО2) – ?

Решение

1. Каков объем воздуха, вдыхаемого человеком за 1 ч?
V воздуха = 3500(см3)·16(мин–1) · 60 (мин) = 3360000 см3 = 3360 л

2. Сколько кислорода содержится во вдыхаемом воздухе?
V(О2) = 3360(л) · 0,21=705,6 л
m(О2) = 705,6(л) · 32(г/моль) : 22,4 (л/моль) = 1008 г

3. Сколько углекислого газа содержится во вдыхаемом воздухе?
V(СО2) = 3360(л) · 0,0003 = 1,008 л
m(СО2) = 1,008(л) · 44(г/моль) : 22,4 (л/моль) = 1,98 г

Задача №3. Масса белка в организме человека составляет 17% от массы тела, а азота в белке содержится 16%(мас.). Определите, сколько азота в составе белка содержится в организме человека массой 70 кг.

Анализ задачи. Цель задачи – выяснение химического состава и биологической роли белков. Необходимо вспомнить, в состав каких органических соединений еще входит азот, каково его распространение в природе.

Дано:

m тела = 70 кг
кол-во белка = 17%
кол-во N2 в белке = 16%
m (N2)– ?

Решение

1. Какова масса белка в организме?
m белка = 70(кг) · 0,17 = 11,9 кг

2. Сколько белкового азота содержится в организме человека?
m(N2) = 11,9(кг) · 0,16 = 1,90 кг

Задача №4. В 100 г плазмы крови содержится 350 мг хлора (в виде ионов). Масса плазмы составляет 55% от массы крови. Сколько хлора входит в состав крови человека массой 70 кг?

Анализ решения. При решении задачи следует обратить внимание на роль отдельных элементов в жизнедеятельности организма, напомнить о физиологическом действии на организм молекулярного хлора и ионов хлора, отметить роль поваренной соли (хлорида натрия) в питании, которая является источником ионов хлора, необходимых для образования соляной кислоты – компонента желудочного сока.

Дано:

m тела = 70 кг
кол-во крови = 8%
кол-во плазмы = 55% от m крови
С(Cl) = 350 мг/100 г плазмы
m(Cl) – ?

Решение

1. Какова масса крови в теле человека?
m (крови) = 70(кг) · 0,08 = 5,6 кг

2. Какова масса плазмы в теле человека?
m (плазмы) = 5,6(кг) · 0,55 = 3,08 кг = 3080 г

3. Сколько хлора содержится в плазме крови человека?
100 г – 350 мг
3080 г – m(Cl)
m(Cl) = 3080(г)·350(мг)/100(г) = 10780 мг = 10,78 г

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru