Я ИДУ НА УРОК

Н.Г. БАБКИНА,
учитель СПОШ No 12,
г. Новорайчихинска Амурской обл.

Биологический ринг «Бактерии, грибы, лишайники»

Обобщающий урок в 7-м классе

Оформление класса: таблицы «грибы. бактерии. лишайники», гербарий, схемы; плакаты «Биологический ринг», «Лишайники», «Грибы», «Бактерии».
Понадобятся гонг, песочные часы, пластинка «Голоса весеннего леса».

Ведущий. Сегодня мы проводим «Биологический ринг», соревнование, в котором примут участие две команды – «Бактерии» и «Мукоры».
Оценивать ответы команд будет жюри из трех человек. Время для ответов на вопросы ограниченно и будет отсчитываться по песочным часам.

I раунд

Задание 1

Начнем с разминки. Команда должна хором в рифму закончить стихотворение.

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных,
Собирай, не мешкай:
Это... (сыроежки.)
Растут на опушке
Рыжие подружки,
А зовут их... (волнушки.)
Из-под травки прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички –
Рыжеватые... (лисички.)
Царь грибов на толстой ножке
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он... (белый.)

Задание 2

Рассмотрите рисунок и запишите, что обозначено на нем цифрами. (1 – шляпка; 2 – пенек; 3 – грибница; 4 – плодовое тело.)

 

Задание 3. (карточка)

Из перечисленных ниже шляпочных грибов выпишите сначала ядовитые, а затем съедобные.

Масленок, мухомор, ложный опенок, груздь, лисичка, бледная поганка, белый гриб, сыроежка.

Задание 4. (карточка)

Выберите правильный ответ.

1. Гриб получает из корней деревьев вещества:

а) минеральные;
б) органические;
в) воду.

2. Гриб снабжает дерево веществами:

а) минеральными;
б) органическими;
в) водой.

3. Для грибов характерен способ питания:

а) сапрофитный;
б) фотосинтез;
в) паразитический.

(Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – а, в.)

II раунд

Задание 1. (карточка)

Выберите правильные ответы.

1. Бактерии относятся к организмам:

а) многоклеточным;
б) одноклеточным.

2. Бактериальная клетка включает:

а) оболочку;
б) ядро;
в) пластиды;
г) цитоплазму;
д) рассеянное по цитоплазме ядерное вещество.

3. Образование спор у бактерии необходимо для:

а) размножения;
б) переживания неблагоприятных условий.

4. Для бактерий характерен способ питания:

а) фотосинтез;
б) сапрофитный;
в) паразитический.

5. бактерии, которые превращают в перегной отмершие организмы, называются:

а) бактерии гниения;
б) молочнокислые;
в) клубеньковые;
г) почвенные.

6. бактерии, которые превращают азот в минеральные вещества, называются:

а) бактерии гниения;
б) молочнокислые;
в) клубеньковые.

(Ответы: 1 – б; 2 – а, г, д; 3 – б; 4 – б, в; 5 – а.)

Задание 2

Ответьте на вопросы.

1. Чем бактерии отличаются от растений по строению и способу питания?

2. Чем бактерии отличаются от грибов по строению и способу питания?

III раунд

Блицаукцион

Прослушайте описание и скажите, к какому организму оно относится. (На обдумывание ответа дается 3 сек.)

1. Грибы, причиняющие большой вред лесному хозяйству, садам и паркам, разрушающие древесину. (Трутовики.)

2. Грибы, поселяющиеся на яблонях, покрывающие шелушащимися пятнами листья и плоды. (Парша.)

3. Грибы, вызывающие многие заболевания культурных и дикорастущих растений, превращающие здоровые зерновые в ядовитую споровую массу. (Спорынья и головня.)

4. Не имеет хлорофилла, состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на отдельные клетки. Его споры расположены не в головках, а на концах некоторых нитей в мелких кисточках. (Пеницилл.)

5. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, конском навозе, имеет вид пушистого белого налета, рассмотреть его удается только через микроскоп. (Мукор, или белая плесень.)

6. Многоклеточные организмы, питающиеся мертвыми органическими веществами. (Сапрофиты.)

7. Многоклеточные организмы, живущие на живых организмах и питающиеся за их счет. (Паразиты.)

8. Одноклеточный организм, размножающийся путем деления клетки на две, в благоприятных условиях увеличивающий количество клеток в геометрической прогрессии. (Бактерии.)

9. Растение, размножающееся главным образом кусочками слоевища или особыми группами клеток, образующихся внутри его тела. (Лишайник.)

10. Растения, впитывающие влагу всей своей поверхностью. Это позволяет им поселяться на голых, бесплодных скалах, на поверхности стекла, крышах, в пустотах. (Лишайники.)

11. Им почти не нужен почвенный слой как источник воды и питательных веществ. Почти все необходимое они получают из атмосферы. У них нет настоящих корней. (Мхи, лишайники.)

12. Паразит древесных пород, растет обычно группами на пнях, стволах, корнях хвойных и лиственных деревьев. От своих съедобных собратьев отличается сухой неяркой шляпкой, кольцами на ножке и белыми спорами. (Ложный опенок.)

Подведение итогов, награждение победителей, выставление оценок.

Литература

Петров В.В. Растительный мир нашей родины. – М.: Просвещение, 1991.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – Л.: Детская литература, 1974.

Книга для чтения по биологии для учащихся 5–6-х кл. Сост. Трайтак.

Розенштейн А.М. Самостоятельные работы для учащихся. Растения. – М.: Просвещение, 1988.

Сборник задач. сост. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.

Биология, 6–7-е кл. Учебник под ред. Корчагиной В.А.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru