ОЛИМПИАДЫ

С.В. ЯРЦЕВА,
методист ОМЦ ЮЗУО

Олимпиада «Экологический проект на Юго-Западе»

Знаете ли вы, что такое биоиндикация и как ее можно использовать в экологическом мониторинге и моделировании города будущего? Что представляет собой «Геоинформационная система опытного участка «Ольсинки»? Что стоит за названием «Экопарк 2000»? Ответы на эти и многие другие вопросы можно было получить 25–27 ноября 1999 г. на окружной олимпиаде по экологии в Юго-Западном административном округе Москвы.

Окружная олимпиада по экологии имеет свою историю. Первая попытка проведения олимпиады, на наш взгляд, не совсем удачная, относится к 1995 г. Это были письменные туры, на которых учащиеся школ отвечали на вопросы экологического содержания. Результаты проверки работ повергли нас в уныние. Стало очевидно, что основной недостаток такой формы проведения олимпиады – отсутствие обоюдного общения.

В 1997 г. Методический совет учителей биологии и экологии Юго-Западного округа принял решение проводить окружную экологическую олимпиаду в форме защиты экологических проектов. В ноябре 1997 г. такая олимпиада прошла в Палеонтологическом музее. Работа проводилась по нескольким секциям, на них ребята защищали реферативные работы по экологии. Были подведены итоги, награждены победители, но какая-то неудовлетворенность результатами все же оставалась.

В 1998 г. в нашем округе открылась Московская международная российско-турецкая школа № 56. Учитель биологии и экологии Кадырбей – организатор международной экологической олимпиады в г. Стамбуле. Именно он предложил учителям Юго-Западного округа интересную форму проведения олимпиады – «Экологический проект». Было создано положение об олимпиаде, разработаны критерии, формы заявки, разработана экологическая символика олимпиады. Кадырбей и его коллеги выступили перед учителями биологии и экологии Юго-Западного округа на традиционной конференции в Дарвиновском музее в августе 1998 г. И постепенно тяжесть всей работы переместилась на учителей школ.

К первой окружной экологической олимпиаде было подготовлено 34 проекта. Стендовая форма защиты экологических проектов, свободное общение всех заинтересованных участников олимпиады, экологическая символика олимпиады – все это было реализовано во время олимпиады. Победители и участники получили медали, «сертификаты эколога», памятные призы и подарки от образовательного фонда «Толеранс». в городском Доме учителя произошла торжественная церемония награждения.

В 1999/2000 учебном году наша экологическая олимпиада была более представительна – 88 проектов, 135 участников. Положительным моментом на этой олимпиаде было то, что учащиеся старались отойти от реферативного изложения проблемы. Организаторы «Экологического проекта» ставили своей целью прежде всего вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, имеющую социокультурное значение.

Важная роль в решении этой задачи отводилась содружеству учащийся–научный руководитель–учитель. Мы только приблизились к решению данной проблемы, многому предстоит еще научиться. В этом нам могут помочь научные руководители из центров дополнительного образования, вузов.

Условно проекты этого года были разделены на пять групп.

1. Проблемы охраны окружающей среды.
2. Здоровье человека и окружающая среда.
3. Экология Москвы, Московской области, Юго-Западного округа.
4. Экологический мониторинг. Экологические практики.
5. Экологическое сознание и экологическая культура.
Было отобрано 30 лучших работ: 5 «золотых», 10 «серебряных», 15 «бронзовых».

Победителями стали:

  • Бурцева Мария («Использование биоиндикации в экологическом мониторинге и моделировании города будущего», № 930);

  • Архипова Ксения («Радиационный фон Гагаринского района», № 1266);

  • Никулин Антон, Ридигер Дмитрий («Проект по исследованию и оздоровлению прудов Южного Бутова», № 1161);

  • Патренков Михаил («Геоинформационная система опытного участка «Ольсинки», № 539);

  • Плиско Сергей («Два в одном: экономика и экология», № 536).

Еще одна особенность этого года: на олимпиаде были представлены межшкольные проекты и проекты, подготовленные учениками, учителями и родителями. Это свидетельствует о том, что жители Юго-Западного округа воспринимают экологические проблемы как общие, в решении которых требуются совместные усилия.

В декабре 1999 г. на церемонии награждения в Дарвиновском музее присутствовали гости, которых так же, как участников, интересуют экологические проблемы: президент Национального экологического фонда О.А. Сизов, член Государственной Думы, председатель подкомиссии по банковскому законодательству, доктор экономических наук, профессор П.А. Медведев, главный специалист Министерства образования РФ В.Н. Кузнецов, председатель ТО Москомприроды по Юго-Западному округу Н.И. Бринза, представители образовательного фонда «Толеранс», поддерживающего нас в любых наших начинаниях.

Видя большую заинтересованность учащихся и их родителей в решении экологических проблем, мы приглашаем принять участие в Московском городском конкурсе экологических проектов «Наш дом – планета Земля» всех, кто болеет душой за наше будущее, кто видит экологические проблемы и может предложить пути их решения.

Московский городской конкурс экологических проектов «Наш дом – планета Земля»

Организаторы: Московский комитет образования, Московский институт повышения квалификации работников образования, Управление образования Юго-Западного округа, Московская международная российско-турецкая школа № 56.

Цель: выявление уровня сформированности элементов экологической культуры учащихся как совокупности теоретического, практического и духовного опыта взаимодействия личности с природой, обеспечивающего ее выживание и развитие.

Задачи:

– приобщение учащихся к пониманию глобальных экологических проблем через их локальные проявления, воспитание у них ответственности за состояние естественного природного окружения, за здоровье свое и других людей, представляющее как личную, так и общественную ценность;
– формирование у учащихся теоретических знаний в области экологии, биологии и других дисциплин, способствующих решению экологических проблем;
– развитие научно-технического творчества подрастающего поколения.

На конкурс представляются

1. Экологический проект (объем не менее 15 стр. без учета приложений).
2. Тезисы экопроекта (не более 2 стр.).
3. Стендовый доклад.

Требования к оформлению тезисов:

– объем – не более 2 стр.;
– указание фамилии, имени и отчества автора и руководителя экопроекта, места и времени его выполнения;
– указание темы экопроекта, области экологии, в рамках которой он выполнялся;
– актуальность, краткое освещение целей, задач, методов и результатов исследования;
– указание объема экопроекта, количества таблиц, схем, рисунков, приложений, а также списка использованных литературных источников.

Требования к оформлению экологического проекта:

– экопроект должен быть представлен на конкурс в напечатанном или аккуратно написанном от руки виде, в папке или переплете (формат листа – А4);
– на титульном листе должны быть указаны: название темы экологического проекта; фамилии, имена и отчества исполнителей и руководителей работы; номер школы и название округа, на базе которых проводилось исследование;
– текст проекта должен включать следующие разделы:

  • введение, в котором обосновывается актуальность темы экологического проекта, рассматриваются цели, задачи, значение и предполагаемые результаты исследования;

  • основная часть, в которой излагается суть выполняемой работы;

  • заключение, в котором формулируются выводы по результатам выполненного исследования;

  • список использованной литературы;

  • приложение – фотографии, схемы, рисунки, графики, таблицы и т.д.

Требования к устному выступлению и оформлению стенда:

– время выступления от – 5 до 10 мин;
– четко сформулировать цель и поставить задачу работы;
– охарактеризовать выбор методов исследования;
– описать практическую значимость работы, внедрение ее результатов;
– изображенные на стенде схемы, таблицы, диаграммы, графики и т.д. должны быть эстетически выдержанными, хорошо различимыми и органически связанными с устным выступлением конкурсанта.

Критерии оценки экологических проектов:

– актуальность и новизна темы работы;
– оригинальность исследования;
– четкость поставленных целей и задач работы;
– правильность выбора методов исследования;
– глубина теоретической и практической проработки проблемы;
– практическая значимость работы, внедрение ее результатов;
– фантазия разработчиков;
– качество оформления проекта; наглядность иллюстративного материала и др.;
– уровень защиты проекта на конкурсе; компетентность и эрудированность конкурсанта, четкость представления материала, аргументированность выводов, грамотность и полнота ответов на вопросы.

Условия проведения

1. Принимают участие ученики московских школ в возрасте 13–17 лет.
2. Заявки на участие и тезисы принимаются в школе № 56 ЮЗОО до 20 февраля 2000 г.
3. Каждый участник конкурса готовит экологический проект, тезисы к проекту, оформление демонстрационного стенда, устное сообщение. Организаторы проекта предоставляют участникам демонстрационные стенды.

Этапы проведения

1. Проекты будут приниматься 9 марта с 15 ч в школе № 56. Одновременно участники должны будут оформить свой стенд.
2. Защита проектов будет происходить 10 марта с 15 ч в той же школе.

Подробную информацию о форме заявки и проведении конкурса можно получить в окружных методических центрах и по месту проведения конкурса, в школе №56.

Адрес школы: г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 48 а, Московская международная российско-турецкая школа № 56; телефон 128-1925, факс 128-1925.

Каждому участнику конкурса будет выдан «Сертификат эколога». Победителям будут вручены призы и премии.

Публикация статьи произведена при поддержке копировальных центров «КопиМакс». Кроме популярных услуг по копированию, сканированию и цифровой печати «КопиМакс» предлагает так же и послепечатные услуги, такие как: брошюровка, биговка, ламинирование, переплет дипломов, что придаст любой работе (особенно конкурсному проекту) законченный аккуратный вид и поможет соответствовать требованиям, предъявляемым к оформлению.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru