Я иду на урок

И. И. Лебедева

Открытый урок по теме: «Роль бактерий, грибов, лишайников в природе и жизни человека»

Цели урока:

– расширить знания учащихся о многообразии бактерий, грибов, лишайников;
– раскрыть их роль в природе и жизни человека;
– продолжить формирование умений анализировать и обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания, пользоваться дополнительной литературой, применять полученные знания на практике, развивать навыки самостоятельной работы; работать в коллективе, принимать совместные решения, оценивать работу товарищей, обращать внимание на правильность речи.

Оборудование: схема «Царства живых организмов»; на стенде названия этапов урока; на каждую группу оценочные листы; биологическое лото (вопросы и ответы); выставка книг; перфокарты; таблицы, отражающие многообразие бактерий, грибов, лишайников; на демонстрационном столе: молоко, квашеная капуста, дрожжевое тесто, соленые грибы, трутовик, мукор, пеницилл, лакмус, гербарий бобовых растений.

Ход урока

Учитель. Мы закончили изучать бактерии, грибы и лишайники. А сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир этих живых организмов, как велико их значение в природе и какую важную роль они играют в жизни человека.

Работа будет проходить в группах, которые называются «Бактерии», «Грибы» и «Лишайники», по этапам. Оценивать работу каждой группы будет консультант, который в оценочном листе будет фиксировать баллы, заработанные как всей группой, так и отдельными учениками.

1-й этап. «Зарядка для ума»

Вопросы задает учитель. За правильный ответ – 1 балл.

1. Сожительство двух организмов, полезное обоим. (Симбиоз.)
2. Процесс образования органических веществ в зеленых частях растения на свету. (Фотосинтез.)
3. Плесень, из которой впервые получили лекарство. (Пеницилл.)
4. Организмы, которые питаются органическими веществами других живых организмов. (Паразиты.)
5. Доядерные организмы. (Бактерии.)
6. Грибы – это растения или животные? (Эти организмы образуют отдельное царство.)
7. Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов. (Сапрофиты.)
8. Грибы, которые используют в хлебопечении. (Дрожжи.)

2-й этап. «Биологическое лото»

На столах перед каждой группой лежит игровое поле в виде цветка, карточки с ответами (среди которых есть и неправильные) и карточка с алгоритмом действий. На игровом поле расположены название царства и шесть вопросов, отвечая на которые, ученики накрывают их карточками с ответами. Если на все вопросы даны правильные ответы, из букв на карточках с ответами должно сложиться кодовое слово. По завершении этапа каждая группа должна объяснить, что означает получившееся у нее кодовое слово, какое отношение оно имеет к изучаемой группе организмов.
Консультанты вместе с учителем проверяют правильность и быстроту выполнения задания и оценивают работу учащихся.

Алгоритм действий

1. Рассмотрите игровое поле и внимательно прочитайте название царства, описания организмов и вопросы к этой группе организмов.

Игровое поле

Игровое поле

2. Прочитайте ответы на всех карточках.

3. Выберите шесть карточек с правильными ответами и разложите их на игровом поле. У вас должно получиться кодовое слово.

4. Обоснуйте свой выбор ответов и найдите общие черты, которые объединяют данные организмы.

5. На демонстрационном столе выберите предметы, которые отражают многообразие и роль организмов этой группы.

6. Дополните свой ответ о значении этих организмов в природе, их многообразии и использовании человеком материалами из сообщений, которые вы готовили дома, используя дополнительную литературу.

Группа «Бактерии»

Вопросы для игрового поля.

1. Бактерии, имеющие форму спирали.
2. Бактерии, имеющие форму шариков.
3. Острое инфекционное заболевание, для которого характерно воспаление нёбных миндалин (боль в горле, повышенная темперaтура тела).
4. Бактериальное желудочно-кишечное заболевание.
5. Инфекционное заболевание, наиболее распространенное у лошадей.
6. Сочный корм для сельскохозяйственных животных, приготовленный из зеленой массы кукурузы, подсолнечника; не подвергается гниению благодаря деятельности молочнокислых бактерий.

Ответы на лепестках.

Спириллы (А). Дизентерия (И). Сено (В). Кокки (Н). Сап (Н). Споры (У). Ангина (Г). Силос (А).

Кодовое слово – АНГИНА.

Разнообразие грибов:
1 – внешний вид гриба (шампиньон);
2 – прорастающий «рожок» спорыньи;
3 – спорынья на ржи

Группа «Грибы»

Вопросы для игрового поля.

1. Ядовитый гриб с красной шляпкой и белыми пятнами на ней.
2. Заболевание кожи, вызываемое различными возбудителями, в том числе и грибами-паразитами.
3. Сизая плесень, вырабатывающая антибиотик, широко используемый в медицине.
4. Плесень, которая поселяется на хлебе.
5. Пластинчатый съедобный гриб. Судя по его названию – его плодовые тела растут рядами.
6. Ядовитый гриб, похожий на шампиньон.

Ответы на лепестках.

Мухомор (Д). Рядовка (Ж). Подосиновик (Б). Лишай (Р). Бледная поганка (И). Пеницилл (О). Myкор (Ж). Боровик (В).

Кодовое слово – ДРОЖЖИ.

Группа «Лишайники»

Вопросы игрового поля.

1. Организм, который образуется при сожительстве гриба и водоросли.
2. Иное название оленьего мха.
3. Лишайник золотисто-желтого цвета, часто встречается на коре осин.
4. Как называется тело лишайника?
5. Иное название исландского мха.
6. Лишайники, которые имеют форму тонкой или толстой корочки.

Ответы на лепестках.

Лишайник (С). Ягель (И). Ксантория настенная (М). Слоевище (Б). Цетрария (И). Накипные (ОЗ). Кладония (Б). Листовидные (В).

Кодовое слово – СИМБИОЗ.

В конце этапа проводится беседа по следующим вопросам.

1. Что объединяет организмы в отдельные группы, царства?
2. Какие признаки характерны для грибов?
3. Что общего у всех бактерий?
4. Каковы особенности лишайников?

Выводы (делают учащиеся).

  • Грибы сходны с животными, поскольку:

    – клетки не содержат хлорофилл, по способу питания – гетеротрофы, т.е. питаются готовыми органическими веществами; есть сапрофиты и паразиты;
    – оболочки клеток содержат вещество, подобное хитину в покрове тела насекомых;
    – содержат запасное питательное вещество гликоген, характерное для животных.

  • В то же время грибы сходны и с растениями, поскольку:

    – у них есть нити грибницы, способные впитывать воду и питательные вещества из среды, как корни растений;
    – грибы ведут неподвижный (малоподвижный) образ жизни.

  • Бактерии – это организмы, не имеющие организованного ядра.

  • Лишайники – это особая группа организмов, которые объединяют в себе два организма: гриб и водоросль, находящиеся в симбиозе.

3-й этап. Игра «Выбери меня»

Перед вами – чудо-стол. На нем предметы, продукты, изображения организмов, гербарии. Каждая группа по очереди выбирает группу организмов (бактерии, грибы или лишайники), отбирает на столе всё, что связано с представителями этой группы, а затем должна объяснить свой выбор и пояснить, какое значение для человека имеет этот организм. За правильно выполненное задание – 2 балла.

Бактерии

1. Простокваша, сметана или кефир. (Молочнокислые бактерии, питаясь сахаром, образуют молочную кислоту. Под ее действием молоко превращается в простоквашу, а сливки – в сметану.)
2. Квашеная капуста. (Молочная кислота предохраняет капусту от разложения, гниения.)
3. Гербарий бобового растения с клубеньками. (Клубеньковые бактерии, поселяясь на корнях бобовых растений, усваивают азот из воздуха, после отмирания корней обогащают почву азотом.)

Грибы

1. Дрожжевое тесто. (Дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ, который поднимает тесто.)
2. Соленые грибы. (Грибы употребляют в пищу. Они содержат до 40% белка, 15% углеводов, соли фосфора, калия, железа, витамины. Но нужно хорошо знать съедобные и ядовитые грибы.)
3. Гриб трутовик. (Приносит вред лесному хозяйству, разрушая древесину.)
4. Гриб мукор. (Разлагает остатки организмов, продукты до минеральных веществ, которые усваивают растения.)
5. Гриб пеницилл. (Поселяется на продуктах питания и приводит к их порче. Продуцент пенициллина.)

Лишайники

1. Лишайники. (Индикаторы загрязнения воздуха.)
2. Ягель. (Корм для оленей.)
3. Лакмус. (Из некоторых видов лишайников получают краску и лакмус для химической промышленности.)

Учитель дополняет ответы учащихся.

4-й этап. «Любознайка»

Дома учащиеся готовили сообщения о значении организмов определенной группы в природе и жизни человека. По материалам своих работ они кратко дают дополнительную информацию по группам организмов. Каждое выступление оценивается от 2 до 5 баллов.

5-й этап. «Биологический тренажер»

Проводится проверочная работа с использованием перфокарт. На перфокарте на пересечении группы живых организмов и номера вопроса поставить знак «+», если утверждение верно для этих организмов.

Для проверки ребята обмениваются тетрадями и сверяют с ответами на доске. Более слабым учащимся даются индивидуальные задания. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы

1. В них на свету образуются органические вещества.
2. Они питаются готовыми органическими веществами.
3. Это доядерные организмы.
4. Клетки этих организмов многоядерные.
5. Среди них есть паразиты и сапрофиты.
6. Они размножаются кусочками слоевища.
7. Среди них есть виды, приносящие вред лесному хозяйству, сельскохозяйственным растениям.
8. Эти организмы очень быстро размножаются, некоторые из них дают новое поколение каждые 20 мин.
9. Их отдельные клетки содержат хлоропласты.
10. Среди них есть одноклеточные и многоклеточные организмы.

ОТВЕТЫ

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Бактерии

 

+

+

 

+

 

 

+

 

 

2.

Грибы

 

+

 

+

+

 

+

 

 

+

3.

Лишайники

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

Итоги урока

Беседа по вопросам: Что нового узнали на уроке? Что больше всего запомнилось? Где человек использует представителей грибов, бактерий, лишайников? Какое значение они имеют в природе?

Вывод: бактерии, грибы, лишайники играют огромную роль в природе и жизни человека.

Выставление оценок в оценочных листах и дневниках.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru