Элективные курсы

А. М. Чурикова

Репродуктивное здоровье

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов

Пояснительная записка

Предлагаемый курс адресован учащимся 9-х классов общеобразовательных школ и актуален в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору естественнонаучного профиля обучения. Предполагается, что этот образовательный курс будет способствовать формированию у учащихся интегративности знаний, пониманию их практического применения. Заложить основы репродуктивного здоровья целесообразно в том возрасте, когда совпадают остро проявляющийся интерес к противоположному полу и этап интенсивного развития организма, характеризующийся анатомической и физиологической перестройкой, появлением новых эмоций, ощущений, влечений. Именно сейчас возможно формирование осознанного отношения к репродуктивному здоровью, исключению факторов риска. Особые акценты делаются на формирование ответственного поведения как социального фактора, на формирование представлений о гендерных ролях, о которых не говорится при изучении обязательных дисциплин – биологии и экологии. Используются преимущественно активные и интерактивные методы обучения.

Программа реализуется в следующей логической последовательности: вначале вводная теоретическая установка учителя, затем исследовательская деятельность учащихся. В курс включены проектные работы по созданию долговременного веб-квеста, которые помогут выработать программу сохранения и укрепления здоровья, профилактики социального поведения. Материалы по проектной деятельности позволяют разнообразить формы организации учебного процесса, способствуют развитию мотивации личности к познанию и творчеству, создают условия для творческой самореализации личности ребенка. Каждый учащийся анализирует проблему, включая ее в свою базу знаний по предметам и демонстриру-ет классу свое понимание в виде презентации соз-данных веб-страниц, что позволяет создать корректный конечный продукт, который можно использовать во внеурочной деятельности. Квест-проект можно использовать также для контроля знаний, т.к. к вопросам предлагаются варианты ответов. Если ответы выбраны верно, то результат легко будет проверить по его достижении.

Представление проектов происходит на итоговой конференции. В процессе защиты выполненных заданий по квест-проекту ребенок реально видит, что по каждому действию, задаче и т.д. может существовать несколько точек зрения или вариантов решения и совсем не обязательно его точка зрения, его вариант решения будут правильными и лучшими. Ребенок учится сопоставлять, сравнивать, наконец принимать другие точки зрения.

Программа курса рассчитана на 17 ч и составлена как дополнение к основному курсу. При изучении элективного курса учащиеся знакомятся с основами репродуктивного здоровья и со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих определенным профессиям.

Положительными сторонами такой формы изучения предмета является то, что ученик приобретает дополнительные возможности, осваивая методику проектирования и работая в проектах:

  • он учится выходить за рамки содержания и форм представления учебного материала преподавателем;

  • получает дополнительную возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений;

  • учится использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;

  • имеет возможность сравнивать свой творческий продукт с работами других участников проекта, может найти адекватную для себя творческую среду, образовательное пространство, в которой его возможности реализуются в большей степени.

Цель: на конкретном материале развивать интерес, склонности, исследовательские способности девятиклассников; сформировать мотивацию на самостоятельную исследовательскую работу; расширять социокультурный потенциал личности школьника; формировать умения расширять и преобразовывать свои знания, получаемые из информационных источников и реальной жизни.

Задачи:

  • способствовать систематизации и расширению знаний по темам курса на доступном научном уровне;

  • формировать умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых технологий;

  • способствовать комплексному осмыслению знаний в экологии человека;

  • формировать социально-ответственное поведение, способствующее укреплению здоровья;

  • осуществлять предпрофильную подготовку через ознакомление учащихся с деятельностью различных специалистов (андрологов, гинекологов, психологов, наркологов и т. д.).

Основные виды занятий:

– проблемная лекция;
– урок-диспут;
– урок-дискуссия;
– практические занятия;
– урок-исследование;
– проектная деятельность.

Учебно-тематический план

Содержание курса

Количество часов

всего

лекции

практика

Введение

1

1

1. Особенности развития организма юноши и девушки под воздействием биосоциальных факторов

2

1

1

2. Проблемы взросления и культура здоровья

2

1

1

3. Факторы риска внутриутробного развития

2

1

1

4. Гендерные роли

2

1

1

5. Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем

2

1

6. Ответственное поведение как социальный фактор

2

1

1

Обобщение по темам курса

4

4

Подведение итогов проектной деятельности

1

1

Содержание курса

Введение (1 ч)

Знакомство с программой курса, видами заданий, с формами и планируемым объемом работ, а также с необходимым набором материалов, которые нужно будет использовать при изучении курса. Определение критериев оценки деятельности учащихся.

1. Особенности развития организма юноши и девушки под воздействием биосоциальных факторов (2 ч)

Лекция. Изменения, возникающие в организме человека в период взросления. Понятия «репродуктивные органы», «репродуктивное здоровье». Факторы риска, влияющие на развитие половой системы. Особенности развития организма юноши и девушки под воздействием биосоциальных факторов.

Практическое занятие. Составление проблемных вопросов. Консультация с врачом и учителем физкультуры по выбору секций и определению нормы физической нагрузки для подростка. Выбор оптимальной методики по профилактике инфекционных заболеваний.

2. Проблемы взросления и культура здоровья (2 ч)

Лекция. Половая жизнь. Беременность. Естественное и искусственное прерывание беременности. Профессии: гинеколог, андролог, фармацевт.

Практическое занятие. Консультация гинеколога и фармацевта о современных средствах контрацепции. Поиск сайтов, связанных с репродуктивным здоровьем подростков.

3. Факторы риска внутриутробного развития (2 ч)

Лекция. Физические, химические, биологические факторы риска внутриутробного развития.

Практическое занятие. Подбор материалов о негативных последствиях влияния физических, химических, биологических факторов риска.

4. Гендерные роли (2 ч)

Лекция. Понятие «гендерные роли». Зависимость здоровья детей от заболеваний родителей. Роль семьи в сохранении здоровья ребенка и в формировании социальных качеств. Профессии: социолог, психолог.

Практическое занятие. Составление проблемных вопросов, формулирование ответов по представлению о гендерных ролях в нашем обществе. Консультации психолога по составлению вопросов для мониторинга «Распределение гендерных ролей в вашей семье».

5. Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем (2 ч)

Лекция. Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. Группы заболеваний, передающихся половым путем.

6. Ответственное поведение как социальный фактор (2 ч)

Лекция. Понятие «ответственное поведение». Ответственное поведение как социальный фактор. Форма отказа от наркотика, алкоголя и т.д.

Практическое занятие. Консультация психолога. Разработка модели поведения в сложных ситуациях. Разработка рекомендаций по формулированию отказа от употребления наркотических веществ.

Обобщение по темам курса (4 ч)

Практическое занятие. Создание веб-страниц по выбранному направлению.

Подведение итогов проектной деятельности (1 ч)

Практическое занятие. Конференция. Презентация созданных веб-страниц.

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий

  • Начните свое исследование с теоретической работы (с учебной и дополнительной литературой).

  • Изучите темы курса.

  • Выберите направление работы.

  • Создайте группу, работающую по данному направлению.

  • Сформулируйте задачу вашей группы и вопросы, на которые необходимо ответить.

  • Свой отчет оформите в виде веб-страницы и включите в него список источников информации.

  • Подготовьте презентацию своей деятельности.

Литература для учителя

1. Белич Г.Г., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. Т. 1. Анатомия. – М.: Оникс-21 век, 2002.

2. Пехов А.К. Биология с основами экологии. – СПб.: Лань, 2002.

3. Пономарева И.Н. Экология. Библиотека учителя. – М.: Вентана-Граф, 2001.

4. Сухова Т.С., Кучменко B.C. Вопросы пола в системе биологических знаний. – М.: Вентана-Граф, 2001.

5. Энциклопедия для детей. Т. 18. Ч. 1, 2, 3 – М.: Аванта+, 2001–2004.

6. Видеопрограмма «Я и мое время», ч. 1, 2, 3, 4 в рамках краевой целевой программы «Комплексные меры по преодолению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае».

Литература для учащихся

1. Федорова М.З., Кучменко B.C., Лукина Т.Н. Экология человека. Культура здоровья: Учеб. пособие для учащихся. – М.: Вентана-Граф, 2003.

2. Энциклопедия для детей. Т. 18. Ч. 1, 2, 3 – М.: Аванта+, 2001–2004.

3. Интернет-ресурсы:

4. Интернет-конференция «Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности», (16.04.07–15.06.07).

5. Лопатина Т.В., Пискунова Г.В. Роль общественных организаций в охране и укреплении репродуктивного здоровья населения.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru