Практические технологии в нашей школе

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН  2008

И.В. БОЛГОВА,
учитель биологии и экологии ГОУ СОШ № 1945,
г. Москва

Практические технологии в нашей школе

Новое время требует нового человека – исследователя проблем. И в школах России стала попу-лярной проектно-исследовательская работа учащихся. Многие ребята увлекаются такой деятельностью под впечатлением от прочитанного, увиденного, удовлетворяют свой познавательный интерес. Перед школой встает задача развития творческих способностей учащихся. Для закладки фундамента научного потенциала страны создаются НОУ – научные общества учащихся. Научное общество учащихся в школе – это возможность осуществлять интеграцию современных знаний и технологий, где учитель и ученик – равноправные участники этого процесса. Учитель выступает в роли помощника, консультанта, а возможно, и в роли энтузиаста, специалиста, руководителя, координатора, эксперта. От умного прогнозирования, рационального выбора содержания работы, методических «ходов», зависит стратегия и тактика обучения в сегодняшней школе.

Научное общество учащихся «Надежда» в нашей школе – это широкое поле деятельности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Для «претворения в жизнь» такого подхода к обучению в нашей школе в 2000 г. была организована творческая группа учителей биологии, экологии, литературы, химии и географии. Это было время небольших по объему краткосрочных работ: «Сумчатые – уникальные животные» (на английском и немецком языках), «Кошки – это кошки» (выставка символов животных), «Физиология смерти» и др.

В 2002 г. были составлены и утверждены нормативные документы об организации и проведении научно-практической конференции, обобщены требования по подготовке, проведению и оформлению исследовательских и реферативных работ и проведена первая (тогда еще естественнонаучная) конференция школьников «О Земле с тревогой и надеждой», которая стала важным этапом в обсуждении результатов исследований. Участниками конференции были 13 учащихся. Целью конференции являлось обобщение результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, формирование у них активной, самостоятельной и инициативной позиции, приоритетная нацеленность на развитие познавательного интереса у школьников, реализация принципа связи обучения с жизнью.

С 2003 г. проведение школьных научно-практи-ческих конференций стало традицией. Обычно конференция проходит в марте и занимает целый учебный день. Каждая секция посвящена конкретному направлению: естественнонаучному, гуманитарно-му, физико-математическому, филологическому, социальному, информационно-технологическому. За неделю до проведения конференции на доске объявлений размещается расписание работы секций, информация о выступлениях участников и тематике работ, составе ученого совета. Работа конференции проходит в читальном зале библиотеки, в котором есть все необходимое: большое количество столов и стульев, стенды и стеллажи, мультимедийное оборудование и экран. Конференция является открытой – каждый может задавать вопросы, участвовать в дискуссии.

Научно-практическая конференция «О Земле с тревогой и надеждой»

Научно-практическая конференция «О Земле с тревогой и надеждой»

За 6 лет количество работ, представляемых на конференцию, выросло почти вдвое. Первые два года учебно-исследовательские работы ограничивались тремя предметами: биологией, химией и географией (сказалось влияние творческой группы учителей-предметников). Через год добавилась экология, в 2005 г. – литература, математика, в 2006 г. – физика с астрономией, в 2007 г. – английский язык, в 2008 г. – черчение.

Второе направление работы НОУ – участие в окружном конкурсе проектных и учебно-исследовательских работ учащихся «Ярмарка идей на Юго-Западе», который проходит в нашем админист-ративном округе в этом учебном году шестой раз и способствует развитию интеллектуального потенциала России, поиску и отбору талантливой молодежи, оказанию ей всемерной поддержки в профессиональном развитии. И здесь статистика нашего участия имеет положительную динамику.

Возросло количество учителей, курирующих проекты: от 1 в 2003 г. до 11 – в 2008 г. Расширилась и область исследований: в 2003–2005 гг. были представлены проектно-исследовательские работы только по биологии, географии и литературе, затем к ним добавились история и обществознание, математика и физика, информационные и материальные технологии, психология и иностранные языки. К 2008 г. оказались охваченными практически все школьные предметы, но более 65% всех работ бы-ли естественнонаучного направления. Доминируют межпредметные проекты, которые выполняются под руководством нескольких специалистов и требуют содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. В такой работе ребята убеждаются в многогранности, комплексности проблемы, учатся оценить различные взгляды и точки зрения. Порой многие школьники делают для себя множество открытий, посмотрев на проблему под другим углом зрения. (Это ли не ценность метода?!)

Не менее 35% от общего числа работ приходится на монопроекты, проводимые, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания. В них учащийся может глубже «погрузиться в предмет», шире рассмотреть изучаемый вопрос.

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. По продолжительности – среднесрочные или долгосрочные (как правило, многонедельные и годичные), которые требуют тщательного изучения, анализа проблемы, основательной подготовки к выходу проекта и продуманной презентации. Мини-проекты и краткосрочные проекты проводятся в нашей школе в рамках одного или нескольких уроков и являются подготовительной базой для создания более серьезного «продукта» или проведения самостоятельного научного исследования.

По характеру контактов между участниками большинство проектов внутриклассные, реже внутришкольные и единичные региональные муниципального уровня.

Заседание научного общества учащихся «Надежда» ГОУ СОШ № 1945

Заседание научного общества учащихся «Надежда» ГОУ СОШ № 1945

Содержательная специфика каждой проектно-исследовательской работы отражает доминирующую направленность деятельности участников.

  • Практико-ориентированные – нацеленные на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Результаты (продукт) таких проектов могут использоваться в жизни класса, школы, микрорайона. Палитра разнообразна – от памятки по использованию до пакета рекомендаций в Мосгордуму.

  • Исследовательские – по структуре напоминают научную работу со всеми ее основными этапами и с использованием методов современной науки.

  • Информационные – направленные на сбор информации, ее анализ, обобщение и представление для широкой аудитории.

  • Творческие – предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (игры, альманахи, театрализации, видеофильмы и др.).

  • Ролевые – результат проекта остается открытым до самого окончания (например, «Клонирование: за и против» и др.)

От вида продукта в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита – презентабельной и убедительной, а предложенные методы – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Название проекта

Предметные области

Форма продукта

Иллюстрированный литературный словарь по зоологии

Биология, литература

Отпечатанный в типографии иллюстрированный словарь

Что наша жизнь? Игра! (Лудомания как одна из форм социальной и психологической аддикции)

Социология, медицина, литература, искусство, обществознание

Акция «Твой выбор»
Коллекция афоризмов по тематике
Письма-обращения в управу Сев. Бутово и в Мосгордуму
Встреча с депутатом Мосгордумы
Социологический опрос школьников 11-х классов школ Сев. Бутова

Иллюстрированный атлас растений, встречающихся в мифах и сказаниях

Биология, литература

Иллюстрированный атлас в электронном и печатном вариантах

Курить – здоровью вредить

Химия, биология, обществознание

Общешкольная выставка плакатов, беседы о вреде курения

Тайна третьей планеты (Земля до начала времен)

Астрономия, ОИВТ

Видеофильм о гипотезах возникновения планеты Земля

Несуществующая география

География, история, литература

Карта планеты Земля с новыми объектами

Йорк-галерея

Биология, история

Галерея фотографий йоркширских терьеров и интервью с их хозяевами-школьниками

Джинсы: вчера, сегодня, завтра

Технология, история

Модели школьной формы из джинсовой ткани

Вулканы Камчатки

География

«Действующие» макеты вулканов

У страха глаза велики

Биология, психология

Памятка «Как избавиться от страха»

Животные в государственной символике

Биология, география

Альбомы «Гербы стран мира, на которых изображены животные», «Гербы городов России, на которых изображены животные»

Опасности на отдыхе

Биология, география, медицина

Рекомендации отдыхающим на морских побережьях

Таблица Менделеева в живых организмах

Химия, биология

Универсальное учебное пособие для уроков химии, биологии и экологии о 38 химических элементах

Болезни прошлых, нынешних и будущих цивилизаций

Биология, медицина, история

Школьный журнал «Плеяда великих медиков всех времен», популярное пособие о здоровом образе жизни «Живите, люди!»

Японские традиции в моей семье

География, история, литература

Чайная церемония в японском стиле

Это касается каждого!
Предупрежден – значит защищен! (Инфекции, передаваемые половым путем)

Биология, медицина, обществознание

Школьная акция «Предупрежден – значит защищен», листовки о последствиях и профилактике заболеваний

Число сквозь призму времени

Математика, история

Виртуальная историческая экскурсия

Проектно-исследовательские работы членов НОУ нашей школы были представлены и на других конкурсах: окружном эколого-краеведческом фестивале «Родная земля» и городском экологическом фестивале «Наш дом – планета Земля»; конкурсах «Юные таланты Московии» и «Отечество»; ежегодном городском конкурсе исследовательских и реферативных работ школьников Москвы и России «Мы и биосфера»; Всероссийских юношеских чтениях им. В.И. Вернадского.

И, конечно же, немаловажным моментом любой деятельности является оценка ее результативности. В школе наградой за такую работу служат отметки и грамоты, сувениры, книги. За рамками школы это не только дипломы участников, лауреатов и номинантов разных уровней, но и медали, памятные призы и серьезные подарки, которые доставляют детям немало радости. А главное – это признание детской и взрослой аудиторий, ощущение собственной значимости в обществе.

Стендовая работа «Животные на государственной символике»

Стендовая работа «Животные на государственной символике»

Среди учащихся 5–11-х классов – членов научного общества «Надежда» – в сентябре 2007 г. было проведено исследование «Школьники о проектно-исследовательской деятельности». Анализ данных анкет выявил следующие результаты.

  • Интерес к проектно-исследовательским работам зависит от степени самостоятельности. 80% школьников (независимо от возраста) отмечают, что проект был интересен именно потому, что он выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя.

  • Самым интересным этапом 45% учащихся выделяют презентацию; 37% – исследовательский этап; 17% – этап обработки собранного материала и подготовки выхода проектно-исследовательской работы.

  • По итогам выполнения проектов и исследовательских работ 80% учащихся остались довольны своей работой и стали выше оценивать свои возможности и способности; 20% – говорили о недовольстве собой, считая, что «можно было сделать лучше», добавляя при этом, что постараются выполнить следующий проект качественнее.

  • На вопрос «Чему научились в ходе работы над проектом или исследованием?» школьники чаще всего дают следующие ответы:

– презентовать собственные результаты, выступать публично перед аудиторий;
– рассматривать проблему с различных точек зрения;
– достигать поставленной цели;
– работать в команде, понимать и уважать мнение других;
– анализировать собственные действия;
– распределять правильно время;
– доделывать работу до конца.

  • На вопрос «Что было трудным или не удалось в работе?» учащиеся чаще всего отвечали:

– рассмотреть все аспекты и правильно сделать вывод, суммировать полученный материал;
– составлять цепочку вытекающих друг из друга фактов;
– анализировать собранную информацию;
– оформлять полученные результаты;
– находить время на работу;
– точно отвечать на вопросы во время презентации.

  • 57% учащихся планируют дальше работать (или уже работают) над новым проектом или исследовательской работой, либо продолжить проектно-исследовательскую работу над выбранной проблемой. Из них 68% планируют выполнять работы естественнонаучного направления, 17% – гуманитарного, 6% – филологического, 3% – социального.

  • По мнению выпускников нашей школы, сегодня – студентов московских вузов, школьная проектно-исследовательская работа помогает им при создании эссе, рефератов, курсовых, исследовательских работ и даже дипломов.

Учителя и ученики ГОУ СОШ № 1945

Учителя и ученики ГОУ СОШ № 1945

По предварительным оценкам, в этом году появится 48 серьезных проектно-исследовательских работ, и научное общество пополнится еще 24 новыми членами. Это значит, что стратегия проектно-исследовательской деятельности педагогического коллектива нашей школы верна, приносит великолепные плоды, дает свои значительные результаты, и она полезна и школьникам, и их родителям, и учителям.

Такое направление в обучении развивает замечательные качества успешной личности: целеустремленность, логику, коммуникативность, умение добиваться поставленной цели; помогает учащимся овладеть навыками, необходимыми во взрослой профессиональной жизни.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru