ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Г.И. ЛЕРНЕР

Окончание. См. № 6, 7, 8, 9, 10, 11/2008

Зоология

Рабочая тетрадь для 7-го класса

Часть В

В1. Выберите признаки, относящиеся только к простейшим животным:

А) клетка – часть целого организма;
Б) органеллы передвижения, временные или постоянные;
В) эукариотические одноклеточные организмы;
Г) прокариотические одноклеточные организмы;
Д) способ полового размножения некоторых представителей – конъюгация (обмен ядрами).

 

В2. Выберите признаки, относящиеся только к кишечнополостным животным:

А) трехслойное строение тела;
Б) двусторонняя симметрия;
В) двуслойное строение тела;
Г) в цикле развития присутствует стадия полипа;
Д) паразитирующие организмы;
Е) тело состоит из эктодермы, энтодермы и мезоглеи.

 

В3. Выберите признаки малощетинковых кольчатых червей:

А) являются паразитами человека и животных;
Б) тело сегментировано;
В) кишечник сквозной;
Г) гермафродиты;
Д) пищеварительной системы нет;
Е) кровеносной системы нет.

 

В4. Соотнесите признаки паукообразных и насекомых с классами, к которым они принадлежат.

Классы

А) Паукообразные.
Б) Насекомые.

Признаки

1) Тело состоит из головогруди и брюшка.
2) Четыре пары ходильных ног.
3) Тело состоит из головы, груди, брюшка.
4) Три пары ходильных ног.
5) Глаза простые и сложные.
6) Несколько пар простых глаз.

 

В5. Соотнесите признаки отрядов насекомых.

Отряды

А) Чешуекрылые.
Б) Прямокрылые.

Признаки

1) Личинка и имаго занимают разные среды обитания.
2) Ротовой аппарат грызущего типа.
3) Передние крылья жесткие, задние – тонкие.
4) Ротовой аппарат превращен в хоботок.
5) Развитие прямое.
6) В стадии развития присутствует куколка.

 

 

В6. Соотнесите ароморфозы с классами животных, в которых они произошли.

Классы

А) Млекопитающие.
Б) Пресмыкающиеся.

Ароморфозы

1) Возникновение амниотического яйца.
2) Прогрессивное развитие коры головного мозга.
3) Появление шерстного покрова.
4) Появление ячеистых легких.
5) Возникновение зачатков коры мозга.
6) Вскармливание детенышей молоком.

 

 

В7. Установите последовательность, в которой возникли перечисленные классы животных:

А) Многощетинковые кольчецы;
Б) Насекомые;
В) Саркодовые;
Г) Сосальщики;
Д) Пресмыкающиеся;
Е) Земноводные;
Ж) Двустворчатые моллюски.

Часть С

С1. Какие типы вакуолей существуют у простейших животных?

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________ .

 

С2. Найдите ошибки в тексте.

1. Кишечнополостные – трехслойные беспозвоночные животные.
2. Среди них встречаются как свободноживущие формы, так и прикрепленные к субстрату.
3. Размножаются только вегетативным способом.
4. Включают классы: Гидроидные, Сцифоидные, Жгутиконосцы.

 

С3. Докажите, что возникновение плацентарного развития плода – это значительный прогресс в процессе эволюции животных.

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________ .

 

ОТВЕТЫ

Тема: «Надкласс Рыбы»

Часть А

А1 – 3, А2 – 1, А3 – 3, А4 – 3, А5 – 1, А6 – 4, А7 – 3, А8 – 3, А9 – 4, А10 – 3, А11 – 3, А12 – 4,А13 – 3, А14 – 4, А15 – 3, А16 – 3, А17 – 2, А18 – 1, А19 – 3, А20 – 3.

Часть В

В1. А, Б, Г, Д, Ж.

В2. А, В, Г, Д, З.

В3. А – 1, 3, 5, 6; Б – 2, 4, 7, 8.

В4. А, В, Д, Г, Б.

Часть С

С1. Кислород у костных рыб запасается в плавательном пузыре. На глубине кислорода мало, и он с трудом усваивается организмом. Поэтому и необходим такой способ накопления резерва этого газа.

С2. Это объясняется степенью развития заботы о потомстве. Чем она выше, тем меньше плодовитость, позже наступает половозрелость и дольше сроки развития зародыша.

С3. Светящимися органами или яркой окраской самцов, брачными танцами.

С4. Это связано с тем, что до ХХ в. не знали, как и где размножается угорь. Только в начале ХХ в. дат-
ский биолог Иоганнес Шмидт раскрыл эту тайну и выяснил, что угри размножаются в Саргассовом мо-ре в Атлантическом океане. Там речные угри откладывают икру, из которой выводятся личинки. Через три года подросшие личинки возвращаются в реки.

Тема: «Класс Земноводные»

Часть А

А1 – 1, А2 – 4, А3 – 4, А4 – 4, А5 – 2, А6 – 4, А7 – 4, А8 – 2, А9 – 3, А10 – 1, А11 – 2, А12 – 2, А13 – 2, А14 – 1, А15 – 2, А16 – 3, А17 – 4, А18 – 2, А19 – 4, А20 – 3, А21 – 2, А22 – 5, А23 – 3, А24 – 3, А25 – 4, А26 – 1, А27 – 4.

Часть В

В1. А, Б, Г, Д, Ж.

В2. А, Б, Д, Е.

В3. А – 1, 2, 4; Б – 3, 5, 6.

В4. В, А, З, Б, Г, Ж, Д, Е.

Часть С

С1. Сигнал о начале метаморфоза подается гормонами щитовидной железы, которые обеспечива-

ют перестройку организма. Это генетически запрограммированное событие. При удалении щитовидной железы метаморфоз не происходит, и головастик вырастает до очень больших размеров.

С2. Личинка перед выходом начинает выделять вещества, растворяющие оболочку яйца.

С3. В тропиках климатические условия непостоянны – то засуха, то дожди, поэтому у многих видов возникли различные механизмы охраны потомства. Животные тратят меньше энергии на откладывание яиц и больше – на защиту потомства.

С4. За движущийся, т.к. жабы и лягушки хватают только движущуюся добычу, меньшую по размерам, чем они сами.

С5. Язык лягушек и жаб липкий и вывернут задом наперед, т.е. прикреплен к нёбу передним концом. Задний конец свободен. Длина языка у крупных жаб – около 10 см. Язык «выстреливает» изо рта, и жертва прилипает к нему. Жаба как бы завертывает добычу в заднюю часть языка.

С6. Жаба – потребитель второго порядка, т.е. питается слизнями.

С7. Жаба пропускает червяка между пальцами, «смывая» с него грязь. Перепачканные губы она вытирает лапами.

Тема: «Класс Пресмыкающиеся»

Часть А

А1 – 3, А2 – 2, А3 – 3, А4 – 2, А5 – 4, А6 – 3, А7 – 4, А8 – 2, А9 – 1, А10 – 3, А11 – 3, А12 – 2, А13 – 2, А14 – 1, А15 – 2, А16 – 2.

Часть В

В1. А, В, Г, Ж.

В2. А – 2, 4, 5; Б – 1, 3, 6.

Часть С

С1. Роговые покровы, сухая кожа, легочное дыхание, появление коры головного мозга, откладывание яиц на суше, защитные оболочки у яйца, внутреннее оплодотворение, прямое развитие

С2. У пресмыкающихся, т.к. у них кожа не выполняет функций дыхания, как у амфибий.

С3. У змей кости правой и левой челюстей соединены подвижно, поэтому змея может свободно заглатывать добычу, как бы наползая на нее. Пища обильно смачивается слюной. Кроме того, ребра грудной клетки не замкнуты, что обеспечивает свободное продвижение пищи по пищеварительному тракту.

С4. У многих змей (питонов, африканских гадюк и др.) существует термолокатор, или, как его еще называют, «третий глаз». Это датчик температуры.

С5. Лягушки – анамнии. Их яйца не имеют плотной оболочки и воздушной камеры. Продукты обмена веществ зародыша выделяются непосредственно в воду. Пресмыкающиеся – амниоты, их яйцо имеет скорлупу и воздушную камеру, в которую выделяются продукты газообмена.

С6. При нахождении под водой большинство кровеносных сосудов животного сужается и основная масса артериальной крови поступает к сердцу и мозгу. Поэтому кислорода хватает на длительный срок.

С7*. Это объясняется относительно пассивным образом жизни, привязанностью к водной среде, частичным смешением крови, общим низким уровнем обмена веществ.

Тема: «Класс Птицы»

Часть А

А1 – 3, А2 – 1, А3 – 3, А4 – 3, А5 – 4, А6 – 1, А7 – 2, А8 – 1, А9 – 2, А10 – 3, А11 – 4, А12 – 3, А13 – 2, А14 – 2, А15 – 4, А16 – 4, А17 – 2, А18 – 3, А19 – 3, А20 – 3, А21 – 2, А22 – 2.

Часть В

В1. А, Б, В, Е.

В2. А, Б, Д.

В3. А, Б, Г, Е.

В4. Б, Г, Е.

Часть С

С1. Перьевой покров, развитие органов зрения, слуха, координация движений. Развитие коры мозга, мозжечка; усиление обмена веществ, облегчение скелета, двойное дыхание, четырехкамерное серд-це, полное разделение кругов кровообращения, теплокровность; обтекаемая форма тела, клюв без зубов, крылья.

С2. У птиц развиты: насиживание яиц, охрана потомства, строительство защищенных гнезд, часто групповая защита птенцов, выкармливание, обучение выводка и т.д.

С3. О характере пищи, способах ее добывания и обработки – например вылущивание, долбление (дятлы), просеивание (кулики), косьба (фламинго). Длинный изогнутый вниз клюв говорит о питании червями, почвенными насекомыми; плоский (утиный) клюв – о питании водной растительностью, рыбой и т.д.

С4. У птиц хорошо развиты слух, зрение, у некоторых (киви) обоняние. Зрение цветное, очень острое благодаря способности изменять форму хрусталика и расстояние между хрусталиком и сетчаткой.

С5. Воробьи – птицы мелкие. Для того чтобы обмен веществ был достаточно эффективным, он должен быть очень быстрым. Для этого нужно много есть. Чем меньше птица, тем чаще и больше она ест.

С6. Нет. Воздух дважды проходит через легкие птиц, где и происходит газообмен. Воздушные мешки – это резервуары воздуха.

С7. Скорость работы ферментов зависит от температуры тела, количества фермента и количества расщепляемого вещества. Нормальная температура для теплокровных – 36,5–38 °C (у млекопитающих) и 42 °C (у птиц)

С8. Кровеносная система обеспечивает клетки питательными веществами, которые поставляет пищеварительная система. В клетках питательные вещества окисляются кислородом воздуха, поступающим через органы дыхания.

Тема: «Класс Млекопитающие»

Часть А

А1 – 3, А2 – 4, А3 – 4, А4 – 3, А5 – 4, А6 – 1, А7 – 3, А8 – 2, А9 – 2, А10 – 3, А11 – 1, А12 – 3, А13 – 3, А14 – 3, А15 – 4, А16 – 1, А17 – 2, А18 – 1, А19 – 2, А20 – 2, А21 – 4, А22 – 1, А23 – 3, А24 – 1, А25 – 1, А26 – 2, А27 – 2, А28 – 2.

Часть В

В1. А, В, Д.

В2. Заполненная таблица, выглядит следующим образом.

Таблица. Сравнение первозверей с пресмыкающимися

Признак

Пресмыкающиеся

Первозвери (утконос и ехидна)

Наличие роговых покровов
Наличие шерсти
Наличие вороньей кости и клоаки
Температура тела
Откладывание, насиживание или вынашивание яиц
Вскармливание детенышей

+

+
непостоянная
откладывают


+ (у ехидны – иглы)

непостоянная (26–36 °C)
откладывают, насиживают, вынашивают
вскармливают

В3. Б, В, Г, Е, И, К.

Часть С

С1. Чем меньше масса животного, тем выше скорость обмена веществ, тем больше пищи ему необходимо для получения достаточного количества энергии.

С2. Качество коровьего молока определяется его жирностью. Чем выше жирность молока, тем выше его качество. Вместе с тем очень жирное молоко может вести к нарушению обмена веществ, например у человека.

С3. Без ферментов вещества, поступающие с пищей, расщеплялись бы в организме крайне медленно, иногда сотнями лет. Понятно, что при такой скорости расщепления питательных веществ жизнь ни возникнуть, ни существовать не могла бы.

С4. Яйцеклетки млекопитающих защищены телом матери и снабжаются ее питательными веществами. Им не нужен дополнительный запас этих веществ, как зародышам птиц или пресмыкающихся. Родившийся плод вскармливается материнским молоком.

С5. Жаберные щели, хорду, нервную трубку и кишку.

С6. Животные являются потребителями органических веществ. В процессе жизнедеятельности они также потребляют кислород и минеральные вещест-ва, а выделяют в окружающую среду углекислый газ, воду, органические остатки. Почвенные животные включают химические элементы в круговорот веществ. Останки умерших животных минерализуются редуцентами. Минеральные вещества усваиваются растениями, а растения снова потребляются животными.

С7. Неограниченному размножению видов мешают следующие факторы: конкуренция, ограниченность территории, хищничество, паразитизм, недостаток пищи, климат, деятельность человека, половой отбор, эпидемии, стихийные бедствия и другие факторы.

Тема: «Эволюция органического мира»

Часть А

А1 – 2, А2 – 1, А3 – 4, А4 – 2, А5 – 4, А6 – 3, А7 – 2, А8 – 1, А9 – 1, А10 – 2, А11 – 3, А12 – 2, А13 – 2, А14 – 3, А15 – 2, А16 – 1, А17 – 2, А18 – 3, А19 – 4.

Часть В

В1. А, В, Д.

В2. А, Б, Д, Е, З, И.

В3. А – 4, 5; Б – 1, 2, 3, 6.

В4. Б, А, Г, В, Д.

Часть С

С1. У лягушек может высыхать кожа при перегреве. Лягушки тесно связаны с водой: размножение, развитие зародыша происходят в воде.

С2. Высокий рост и копыта могли возникнуть в связи с жизнью на открытых пространствах. Необходимость далеко видеть и быстро убегать привели к таким приспособлениям, как развитие третьего пальца, хорошего слуха и зрения.

С3. Как правило, индивидуальные различия между особями одного вида определяются наследственной изменчивостью. Так, даже две собаки одной породы отличаются друг от друга. Бывают и отличия, вызванные только влиянием внешней среды. Однако они встречаются и у однояйцовых близнецов и вызваны, например, содержанием в разных условиях.

С4. Да, можно. Клетки простейших обладают всеми свойствами, присущими целостному организму, – обменом веществ, способностью к росту, размножению, развитию, приспособленностью к условиям среды.

С5. Высокой скоростью размножения, стабильностью условий среды, в которой они обитают, хорошей приспособленностью к этим условиям, микроскопическими размерами.

С6. Появление многоклеточности способствовало возникновению разнообразия органического мира, появлению растений и животных разных классов, их расселению в разных средах обитания, влиянию на формирование облика Земли.

С7. Сегментация тела, хорошее развитие органов чувств, наличие личиночной стадии, развивающейся в воде.

С8. Появление третьего зародышевого листка – мезодермы обеспечило развитие опорно-двигательной системы – сначала мышц, а затем и скелета у хордовых животных. Это позволило животным занять различные среды обитания и достичь высокого уровня организации.

С9. Органы дыхания изменялись в направлении от жабр с жаберными щелями, затем жабр, прикрытых жаберными крышками, к легким. У земноводных легкие были с небольшой рабочей поверхностью, почти гладкие, а затем появились ячеистые легкие с большой рабочей поверхностью у остальных хордовых.

С10. Сердце в своем развитии прошло стадии двухкамерного, трехкамерного, трехкамерного с неполной перегородкой и четырехкамерного.

С11. Кровеносная система всех хордовых замкнутая. Однако у рыб – один круг кровообращения, у остальных классов – два круга кровообращения. В кровеносной системе изменялся и уровень смешанности крови. Так, например, у пресмыкающихся кровь более насыщена кислородом, чем у земноводных, а у птиц и млекопитающих произошло полное разделение крови на венозную и артериальную.

С12. Нервная система изменялась в направлении развития передних отделов головного мозга и мозжечка. У пресмыкающихся появилась кора головного мозга, которая наибольшее развитие получила у млекопитающих. Мозжечок лучше всего развит у птиц. Большие полушария мозга наибольшего развития достигли у приматов.

С13. Эволюционная теория, единственная из со-временных научных теорий, логично объясняющая причины и механизм появления приспособленности организмов к условиям окружающей среды. Эта теория также объясняет причины разнообразия органического мира.

С14. Нет, неверно. Совсем не самые сильные бактерии и простейшие выживают в самых сложных условиях. Воробей не сильнее вороны, но он вполне может опередить ее в добывании хлебных крошек. Выживает всегда наиболее приспособленный – незаметный, быстрый, умный, сильный, хитрый, т.е. тот, кто способен победить в конкурентной борьбе за существование, тот, кто что-то способен делать лучше других.

С15. Хвосты у этих собак купируют сразу после рождения. Отсутствие хвоста у этих пород – признак ненаследственный. А наличие хвоста – признак наследственный. Так же, как у прыгуна в высоту, совсем не обязательно рождаются прыгуны в высоту.

С16. В результате естественного отбора появля-ются особи с новыми, относительно полезными в определенных условиях среды, приспособлениями. Кроме того, отбор постепенно приводит к образованию новых видов.

Ответы к итоговой контрольной работе

Часть А

А1 – 3, А2 – 2, А3 – 4, А4 – 3, А5 – 3, А6 – 1, А7 – 1, А8 – 3, А9 – 4, А10 – 2, А11 – 3, А12 – 1, А13 – 1, А14 – 4, А15 – 2, А16 – 1, А17 – 3, А18 – 4, А19 – 4, А20 – 3, А21 – 1, А22 – 3, А23 – 3, А24 – 3, А25 – 2, А26 – 1, А27 – 2, А28 – 1, А29 – 3, А30 – 2, А31 – 3, А32 – 4, А33 – 4, А34 – 2, А35 – 3, А36 – 3, А37 – 4, А38 – 4, А39 – 2, А40 – 1, А41 – 2, А42 – 2, А43 – 3, А44 – 1, А45 – 2, А46 – 3, А47 – 1, А48 – 4, А49 – 4, А50 – 3, А51 – 3, А52 – 4, А53 – 3, А54 – 1, А55 – 3, А56 – 3, А57 – 4, А58 – 2, А59 – 3.

Часть В

В1. Б, В, Д.

В2. В, Г, Е.

В3. Б, В, Г.

В4. А – 1, 2, 6; Б – 3, 4, 5.

В5. А – 1, 4, 6; Б – 2, 3, 5.

В6. А – 2, 3, 6; Б – 1, 4, 5.

В7. В, Г, А, Б, Ж, Е, Д.

Часть С

С1. Пищеварительные и сократительные.

С2. 1. Кишечнополостные – трехслойные, беспозвоночные животные. 3. Размножаются только вегетативным способом. 4. Включают классы: Гидроидные, Сцифоидные, Жгутиконосцы.

С3. Плацентарное развитие обеспечивает следующие преимущества: защиту и вынашивание плода в теле матери, эффективное поступление питательных веществ через плаценту, относительно длительное развитие плода и последующее вскармливание детенышей молоком. Таким образом плацентарное развитие обеспечило более надежную защиту плода как во время беременности, так и в послеродовой период.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru