Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №11/2008

КОПИЛКА ОПЫТА

Е.А. НИНБУРГ

Окончание. См. № 10/2008

Технология научного исследования

Методические рекомендации

Еще одна типичная ошибка при написании введения состоит в следующем. Вместо цели работы, которая, подчеркнем это, делается не только для себя, приводится цель учебная, т.е. сугубо личная, достижение которой никому, кроме автора, не интересно. Например: «Мы решили научиться выращивать астры на пришкольном участке». Так и хочется сказать: «Ну и учитесь себе на здоровье! При чем тут мы, читатели?» Конечно, для выполнения любой работы необходимо овладеть определенными навыками, но это не цель, а лишь средство достижения цели. Ведь не ставит же рабочий перед собой цели научиться работать на каком-то станке, хотя для достижения своей настоящей цели – изготовить определенное количество таких-то деталей – он сперва должен освоить работу на станке.

Не следует путать «Введение» и «Материал и методику». Вот пример такой путаницы. Под заголовком «Введение» мы читаем:

«Работа проводилась с 5 по 15 августа 1983 года на Соленоозерном участке Черноморского государственного заповедника». И всё. О чем работа, какова ее цель – ни слова, только когда и где она выполнялась.

Случается, что в некоторых кружках отдельные темы работ выполняются из года в год. В таких случаях оправданно введение, написанное в историческом плане, – когда, как и кем была начата работа, какие результаты были получены предшественниками, каков смысл продолжения наблюдений.

В любом случае завершать вводную главу следует четкой формулировкой задач работы.

Материал и методика

После того как вы познакомите читателя с проблемой и расскажете ему о цели работы, следует описать, какими средствами вы достигли ее выполнения. Описание этих средств и составляет содержание главы «Материал и методика». Опыт показывает, что это одна из самых трудных для написания глав.

В ней описывают, где, когда, кем и как проводились наблюдения (опыты), сколько их было проведено, с какой точностью производились измерения и подсчеты, какие способы обработки первичных данных использовались. Писать эту главу рекомендуется как можно подробнее, не стесняясь упоминать о вещах, казалось бы, и так понятных. Очень часто результат работы напрямую зависит от числа проведенных опытов или наблюдений, непосредственно связан с примененной методикой. Читатель должен абсолютно точно представить себе, что и как делал автор.

Иногда в этой главе полезно привести схемы, рисунки, таблицы. Чем писать «было изучено 57 гнезд 15 видов птиц», лучше было бы привести таблицу примерно такого образца:

Таблица. Материал, использованный в вработе

Вид птицы

Кол-во изученных гнезд

Дрозд-белобровик

27

Дрозд-рябинник

16

и т.д.

 

Очень часто подробное описание местности, где проводились наблюдения, дает читателю меньше информации, чем карта-схема и 2–3 фотографии. Вместо пространного описания в этом случае можно было бы, к примеру, написать так: «Наблюдения проводились на побережье Финского залива около г. Зеленогорска (рис. 1) в еловом (рис. 2) и сосновом (рис. 3) лесах». На рисунках в этом случае изображены: рис. 1 – карта-схема местности, рис. 2 и 3 – фотографии ельника и сосняка. Места займет меньше, а читателю понятнее.

Есть тут и свои подводные камни, которые надо научиться замечать и обходить. Часто бывает так. Автор пишет, что он проводил учет птиц на маршруте длиной в 1 км. Все, вроде, ясно, но только на первый взгляд. Какова была ширина полосы учета? Пользовался ли наблюдатель биноклем? Велся ли учет по голосам или нет? Понятно, что от всего этого зависит, сколько и каких птиц удалось учесть. Если автор все это не опишет, сочтя само собой разумеющимся, читатель не сможет оценить достоверность полученных результатов.

Если в работе применялись какие-то математические методы обработки, следует указать какие. Если они применяются редко или отличаются от общепринятых, надо сослаться на литературу, из которой вы их взяли.

Учитывая все разнообразие тематики юннатских работ, трудно перечислить здесь все, что следует описать в «Материале и методике». Будем надеяться, что сказанного достаточно, чтобы каждый сам мог решить, что необходимо упомянуть, а что нет. Обычно – чем подробнее, тем лучше. Конечно, нельзя впадать и в другую крайность, такую например: «Все наблюдения записывались шариковой ручкой в блокнот размером 10 ? 15 см». А разве они были бы другими, если записи велись бы карандашом и в блокноте другого формата?

Ни один человек, а тем более школьник, не выполняет свою работу в одиночку, за редчайшими, может быть, исключениями. Поэтому в конце этой главы должны содержаться сведения о том, в каком кружке, в какой экспедиции выполнена работа, кто помогал автору в сборе и обработке данных, в оформлении работы. Следует непременно поблагодарить за помощь. Подобные благодарности – обязательная часть большинства научных публикаций. Они должны содержаться и в работе школьника, который должен отдавать себе отчет в том, что его работа просто не могла бы быть выполнена без помощи учителей, руководителей кружков, товарищей. Отсутствие благодарностей чаще всего говорит не о самостоятельности, а о невоспитанности автора.

Иногда, особенно в последние годы, в русской научной литературе принято (вслед за зарубежной) выделять «Благодарности» в отдельную маленькую главу. Она может быть помещена в самом начале, после «Материала и методики», или в самом конце работы. Неважно, где размещаются «Благодарности». Важно, чтобы они были.

Изложение результатов

Оговорим сразу – изложение результатов вовсе не предусматривает переписывание дневника наблюдений или протокола опытов. Если автор считает, что их нужно привести полностью, лучше сделать это в конце работы в виде «Приложения». Обычно же такой надобности не возникает. Полученные данные должны быть обработаны, осмыслены и уже после этого изложены. В какой форме это сделать?

Проще всего обстоит дело с работами фаунистического или флористического характера. В этом случае приводится список видов в систематическом порядке, причем про каждый вид сообщаются какие-то сведения. Важно написать так, чтобы читатель мог без труда разобрать, что взято из литературных источников, а что – наблюдения самого автора.

Сложнее выглядит эта глава в работах экологических или экспериментальных. Нередко школьник стремится свести все результаты в одну или несколько таблиц, проиллюстрировать их графиками, диаграммами и тем ограничиться. Делать так не следует. Спору нет, таблицы – самый экономичный, а графики – самый наглядный способ представления результатов. Они не только полезны, но и почти всегда необходимы в работе. В то же время полученные результаты обязательно должны быть описаны словесно, конечно со ссылками на таблицы и рисунки. Сами по себе таблицы и графики – только материал для описания и размышлений, которые должны содержаться в тексте. Как описывать результаты – дело автора. В каждом конкретном случае это делается, конечно, различным образом. Общих советов, а тем более рецептов, здесь быть не может.

Особо следует сказать об использовании в этой главе терминологии. Если автор пользуется широко принятыми в биологии терминами, пояснять их не следует. Не надо, скажем, пояснять читателю такую фразу: «Гетерозиготные особи составили в потом-стве 50%». Понятия гомо- и гетерозиготности должны быть известны каждому окончившему среднюю школу. А вот если применяется термин, принятый только в одной определенной области биологии, лучше его объяснить. Так, в работе о поведении грызунов мне однажды попалось слово «паттерн», широко применяемое в психологии, но неизвестное большинству зоологов. Зачем автор заставил меня рыться в словарях, докапываясь до смысла непонятного слова? Зная ограниченность его употребления, он мог бы попросту пояснить его при первом упоминании. Точно так же следует объяснить слова, принятые в той местности, где проводились наблюдения, но не вошедшие в общерусский язык. Слово «лиман» (мелководный морской залив, чаще всего в устье реки), понятное жителю юга России, ничего не говорит москвичу или петербуржцу. На Севере мелководный морской залив именуется уже не лиманом, а «губой». Диалектизмов лучше избегать.

Излишек терминологии придает работе не научность, а наукообразность, которая у читателя может вызвать только раздражение. Впрочем, не впадайте и в противоположную крайность. Не старайтесь совершенно избегать терминов. Это может привести к нечеткости, расплывчатости изложения.

Обсуждение результатов

В предыдущей главе вы изложили читателю полученные факты. Подчеркнем – только факты, без их оценки и сравнения с другими подобными фактами. Следующий этап вашей беседы с читателем – обсуждение результатов.

Обычно принимается такой порядок обсуждения. Сперва речь ведется о наиболее общих закономерностях, потом о более частных. В первую очередь мы должны обсудить те характерные черты, которые присущи всему материалу, а потом уже особенности отдельных его частей.

Поясним сказанное примером. Скажем, в работе, посвященной поведению хищников на площадке молодняка в зоопарке, сперва следует выделить общие особенности поведения, потом описать особенности поведения представителей каждого семейства и вида. При таком порядке изложения читателю будет легко разобраться в том, какие черты поведения определяются принадлежностью к отряду хищных, какие отличают представителей каждого из семейств и какие, наконец, зависят от видовой принадлежности молодых животных.

Часто полученные нами результаты требуют сравнения с аналогичными, уже имеющимися в литературе. Что общего, в чем отличия, почему? Обратимся опять к примеру. Автор приводит список птиц города Санкт-Петербурга. Ясно, что при обсуждении материала необходимо отметить, были ли эти птицы раньше встречены в городе, кем, когда; какие виды с тех пор добавились, а какие – исчезли. Такое сравнение позволит не только сформулировать различия, но и попробовать докопаться до их причин. Вообще обсуждение результатов очень часто сводится к сравнению полученных данных с ранее известными.

В главе «Обсуждение результатов» автор должен продемонстрировать умение мыслить, делать выводы из полученных фактов. Здесь автор вправе (даже если он всего лишь школьник) согласиться с мнением других исследователей или же возразить им. Лишь бы это согласие (или несогласие) было мотивированным, а не голословным. Вот пример мотивированного несогласия: «...все перечисленные авторы пишут об арктическом характере донной фауны Долгой губы. С этим мнением нельзя безоговорочно согласиться. Приведенные в табл. 1 и 2 данные показывают, что доля арктических видов в фауне Долгой губы ничуть не больше, чем в фауне других районов Белого моря. По отношению к некоторым из них (табл. 2) – даже меньше. Особой арктичности фауны Долгой губы, таким образом, мы не наблюдаем». В приведенном отрывке автор не просто не соглашается со своими старшими коллегами, но и доказывает свою правоту, ссылаясь на результаты своих исследований.

Итак, основное содержание этой главы – доказательства, а основной метод доказательств – сравнения. Главная задача автора при написании главы состоит в том, чтобы убедить читателя в справедливости тех выводов, которые формулируются в конце главы или же выделяются позже в небольшую самостоятельную главу. Обратим внимание, что обсуждать можно только то, что составляет предмет ваших опытов и наблюдений. Иногда это правило грубо нарушается, особенно из-за старания придать работе практическую значимость. В работе, посвященной изменчивости размеров муравейников, вывод о том, что «муравьи приносят большую пользу лесу и их нужно охранять», выглядит, мягко говоря, глупо. Он не только не доказан, но и не мог быть доказан: у автора нет для того никаких данных, он занимался вовсе не проблемами вреда и пользы муравьев.

Выводы

В «Выводах» по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, без подробных доказательств. Иногда оказывается удобно их пронумеровать:

«На основе полученных данных можно сделать следующие выводы.

1. .........................................................
2. .........................................................»
и т. д.

В этой заключительной главе работы можно наметить основные направления, по которым следовало бы продолжить исследования. Важно, чтобы при этом указывались конкретные пути получения ответа на тот или иной вопрос. Благие намерения типа «хорошо бы сделать то-то и то-то» здесь неуместны.

Как и при обсуждении материала, выводы располагаются в тексте этой небольшой главы в определенном порядке: от более общих – к частным.

Последнее замечание. Часто в работах школьников под заголовком «Выводы» читаем примерно такое: «В работе описано поведение...», т.е. приводятся не выводы из работы, а ее краткое содержание. Так делать ни в коем случае не следует. Выводы должны быть именно выводами.

Реферат работы

В большинстве наших научных журналов требуется сопроводить статью кратким рефератом, обычно на русском и английском языках. Помещается «Реферат» («Abstract») либо в начале статьи, либо в конце, перед главой «Литература». Иногда рефераты всех статей, напечатанных в журнале или сборнике, помещаются отдельно в конце номера. Реферат – очень краткое (от 2–3 до 15 строк) изложение работы. В нескольких строках вам надо рассказать, о чем ваша статья, что в ней нового. В конце реферата непременно пишут, сколько литературных источников было использовано в статье, например: «Библиография: 6 названий».

Поскольку «Реферат» – глава очень короткая, писать ее очень и очень трудно. Делая это впервые, посмотрите, как сходную задачу решают другие авторы, прочитайте рефераты нескольких статей. Подобное знакомство заметно облегчит вашу задачу.

В нашей стране выходит «Реферативный журнал», в котором публикуются рефераты научных статей по всем отраслям знания. Обычно все научные журналы присылают туда рефераты своих статей, так что с ними могут познакомиться все желающие. Аналогичные «РЖ» издания есть во многих странах. Часто рефераты помещаются в Internet. Все это делается для того, чтобы сделать научную информацию доступной максимальному количеству людей.

Ссылки на литературу и составление списка литературы

Любая работа заканчивается списком литературы, который содержит перечисление всех упомянутых в тексте статей и книг. Важно написать этот список так, чтобы читатель мог найти любую статью или книгу по приведенным в списке данным, а потому при его оформлении обязательно придерживаться определенного стандарта.

Статьи и книги в списке принято располагать в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если авторов несколько, место определяется фамилией первого из них:

Александров Д.А. ............................ .
Броцкая В.А. ................................... .
Броцкая В.А., Жданова Н.Н., Семенова Н.Л. ...... .

В списке может быть принят такой порядок записи: фамилия, инициалы, год, название статьи, название журнала, том, номер страницы. Названия широко известных журналов (но ни в коем случае не названия статей!) можно сокращать.

Приведем пример: «Наумов А.Д., Нинбург Е.А., Ростова Н.С. Изменчивость формы раковины Port-landia arclica (Mollusca, Bivalvia) из Белого моря // Зоол. журн. 1983. Т. LX1I, Вып. 1, С. 45–50». В настоящее время чаще применяется чуть-чуть другой порядок (он определяется новым ГОСТом): фамилия, инициалы, название статьи, журнал, том, номер, год, страницы. Важен не столько порядок, сколько то, чтобы были приведены все требуемые сведения. Если речь идет не о статье, а о книге, обязательно приводится место издания и издательство. Иногда место издания приходится приводить и для журналов, скажем, в тех случаях, когда в разных городах печатаются одноименные периодические издания. К примеру, журнал «Биология моря» издается в Киеве и во Владивостоке. Если не указать места издания, будет непонятно, о каком из журналов речь. Книга приводится в списке литературы так: «Зенкевич Л.А. Моря СССР, их фауна и флора. Изд. 2-е. – М.: Учпедгиз, 1956. С. 424». Обратите внимание на то, что слово «Москва» сокращено здесь до одной буквы. Тем же способом можно сокращать Ленинград до «Л.», Санкт-Петербург до «СПб.»., Лондон до «L.» и т.д. Сокращать можно только наименования самых крупных научных центров мира, все другие города принято писать полностью.

Если цитируется не вся книга, а только ее часть, это делается таким образом:

«Михеев А.В. Отряд Чайки (Lari, или Lariformes). В кн.: Жизнь животных. Т. 5. – М.: Просвещение, 1970. С. 315–335».

В этом случае понятно, что автор читал и использовал не весь шеститомник «Жизнь животных», а только определенную главу, нужную ему для работы.

Работы, приведенные в списке литературы, полезно пронумеровать, хотя это и не обязательно.

Нумерация особенно удобна в тех случаях, когда список достаточно велик, превышает, скажем, десяток названий.

Если в списке есть работы иностранных авторов (не на русском языке), они следуют за списком русской литературы тоже в порядке алфавита, но, разумеется, латинского. Книги и статьи иностранных авторов, опубликованные на русском языке, располагаются вместе с русскими работами.

В научных работах обычно не принято ссылаться на рукописи. Иногда, правда, приходится делать исключения. В таких случаях прибавляют пометку «рукопись» или «рук.».

Список литературы – ответственнейшая часть работы. Должны быть перечислены все цитированные и упомянутые в тексте статьи и книги. Иной раз полезно включить в список те работы, которые автором в тексте нигде не упоминаются, но, по его мнению, должны быть известны читателю. Тогда в заголовке главы лучше писать не просто «Литература», а «Использованная литература». Вообще же лучше избегать этого; пусть список содержит только те статьи и книги, которые упоминаются автором в тексте.

Остановимся подробнее на том, как должна упоминаться в тексте статья или книга. Неопытному автору умение правильно упоминать литературные источники дается с трудом, поэтому попробуем разобраться в соответствующих правилах на примерах.

Обычно в тексте упоминается только автор статьи или книги и год ее издания, название чаще все опускается. Кому интересно, сможет прочесть его в списке литературы. Вот пример: «Первым, кто обратил внимание на своеобразие гидрологического режима и особенности фауны Долгой губы, был Н.М. Книпович (1893)». Обратите внимание – в отличие от списка здесь инициалы стоят перед фамилией. Написать «был Книпович Н.М.» было бы невежливо по отношению к крупному русскому ученому. В литературном русском языке ставить инициалы после фамилии считается недопустимым. Точно так же невежливым считается упоминание отечественного автора без инициалов. Год, приведенный в скобках, указывается только в виде числа, без «год» или «г.». И так понятно, что это именно год выхода соответствующей статьи. Ту же фразу можно было написать иначе: «Впервые гидрология и фауна Долгой губы были описаны Н.М. Книповичем в 1893 году». Здесь уже нет никаких скобок. Третий возможный вариант той же фразы: «Уже почти сто лет назад было отмечено, что Долгая губа отличается своеобразным гидрологическим режимом и фауной (Книпович, 1893)».

В последнем случае (автор и год в скобках) инициалы автора не пишутся, если только в вашем списке не окажутся работы однофамильцев.

Нередко в тексте вместо автора и года приводят только порядковый номер соответствующей работы в списке литературы: «Потребление пищи и суточная потребность в энергии для человека и домашних животных к настоящему времени достаточно хорошо изучены [6, 29, 65]». Такая форма ссылок очень удобна своей краткостью, но требует от автора большой внимательности – не дай Бог что-нибудь перепутать! Пожалуй, ее можно рекомендовать в тех случаях, когда текст содержит очень много ссылок, а список литературы достаточно велик.

В некоторых случаях для того, чтобы избавиться от необходимости слишком часто упоминать одного и того же автора, поступают таким образом: «Все сведения по биологии гаги взяты из работ Л.О. Белопольского и С.М. Успенского».

Таблицы и иллюстрации

Научная работа не может обойтись без таблиц и иллюстраций. Более того, поскольку именно в них в наиболее сжатом и наглядном виде представлены основные результаты исследования, многие читатели изучают только их, обращаясь к тексту уже во вторую очередь. Ясно, что к оформлению этой части работы следует относиться внимательно.

Все таблицы и рисунки (по отечественной традиции все иллюстрации именуются «рисунками», даже если это фотографии, графики и т. п.) должны иметь единую нумерацию.

На каждую таблицу должна быть ссылка в тексте: «Результаты измерений моллюсков приведены в табл. 4» или: «По результатам измерений моллюсков (табл. 4) видно, что...». Еще один вариант ссылки на таблицу может выглядеть так: «Как видно из данных, приведенных в табл. 4...». Нельзя писать так: «Как видно из табл. 4...». Это неграмотно; из таблицы ничего не видно, можно что-то увидеть только из приведенных в ней данных. Вне зависимости от того, как таблица упоминается в тексте, она должна иметь свое название, например:

Таблица 2. Длина, ширина и толщина раковин Nicania montagul Долгой губы Соловецкого острова

Естественно, что приведенные в таблицах данные, особенно цифровые, должны быть тщательно выверены и аккуратно написаны.

Те же правила относятся и к иллюстрациям. Все они должны иметь единую нумерацию, каждый рисунок должен иметь название, на каждый должна быть ссылка в тексте. Вот примеры упоминания рисунка: «С увеличением длины моллюска возрастает и его вес (рис. 8)», «На рис. 3 показано расположение пробных площадок», «На диаграмме (рис. 6) хорошо видно, что в парках Ленинграда преобладают воробьиные птицы».

Таблицы и рисунки можно размещать в соответствующих местах текста, а можно в конце работы, после текста. Это дело автора. Важно при этом соблюдать следующее правило: таблицы и рисунки должны следовать друг за другом в порядке нумерации, причем в том же порядке их надо упоминать и в тексте. Нельзя, например, сперва сослаться на рисунок 2, а потом на рисунок 1. Невыполнение этого несложного правила может привести к тому, что читатель не разберется, какую таблицу или рисунок имел в виду автор.

Несколько слов о качестве иллюстраций. Они должны быть чистыми, аккуратными и достаточно наглядными. Любую работу можно испортить небрежно сделанными графиками или скверными фотографиями. Кстати, полезно отметить, что компьютерная графика, которой так любят злоупотреблять школьники и студенты, – не всегда лучшее решение вопроса. Часто иллюстрация, сделанная вручную, нагляднее.

Не стремитесь к большому числу иллюстраций, старайтесь обойтись необходимым минимумом. Лишние «картинки» могут только помешать. Когда в работе, посвященной морским водорослям, видишь фотографию с подписью «Оля X. и Маша Y. собирают водоросли», невольно думаешь, что авторов интересовали не столько водоросли, сколько их собственные персоны. Любая иллюстрация должна помогать читателю разобраться в содержании работы, а не отвлекать от него. «Украшательство» в научной литературе неуместно.

Вычитывание текста

Всё, поставлена последняя точка. Увы, это не значит, что на том все ваши хлопоты закончились. Напечатанную или написанную работу надо еще вычитать. Что это значит?

Читая строку за строкой, страницу за страницей, следует исправить все ошибки и опечатки, проверить, все ли таблицы и рисунки упоминаются в тексте, нет ли какой путаницы. Если путаница обнаружится – исправить. Еще раз сверьте список литературы со ссылками на него в тексте.

Как бы аккуратны вы ни были, ошибки и огрехи всегда найдутся. В чистовом тексте их следует выправить. Часто ошибка за время работы над текстом так примелькается автору, что тот ее уже не замечает. Вычитывая рукопись, попросите помочь кого-нибудь из товарищей; вообще вычитывать рукопись удобнее (а главное – надежнее!) вдвоем. Только тщательно вычитав рукопись, исправив ошибки и опечатки, вы можете считать вашу работу законченной полностью.

Жанры научной литературы

Подобно тому как в литературе художественной мы различаем стихи и прозу, поэму и эпиграмму, роман и рассказ, в литературе научной тоже сущест-вуют разные жанры. Результаты работы исследователя могут быть изложены в различной форме. Это зависит от разных причин, которые станут вам ясными по мере прочтения этой главы.

Следует различать работу публикуемую и непубликуемую. Первая издается таким тиражом, чтобы была доступна всем, кто интересуется данной проблемой. Вторая предназначена для очень узкого круга людей.

Начнем со второй группы.

Есть квалификационные работы. Это рукописные (т.е. распечатанные тиражом в 1–5 экземпляров) работы, которые должны подтвердить определенную квалификацию исследователя. Сюда относятся работы школьников (чаще всего именуемые «рефератами», что совершенно неправильно), курсовые и дипломные работы студентов, магистерские, кандидатские и докторские диссертации. По существу это зачеты, которые надо сдать, подчиняясь определенным правилам, чтобы получить право на дальнейшие исследования.

Квалификационная работа имеет свои особенности. В частности, обязательным для нее оказывается «Литературный обзор» – глава, в которой автор должен продемонстрировать свою эрудицию, знание литературы в интересующей его области. Читателей у квалификационной работы немного, зато все они очень придирчивы – ведь их цель, в сущности, сводится к тому, чтобы оценить работу, а иногда и поставить за нее отметку.

При написании квалификационной работы важно соблюдать предъявляемые к ней формальные требования, которые в каждом случае могут различаться: определенный объем, порядок глав, строго определенные правила внешнего оформления.

Часто исследователь оформляет результаты своей работы в виде отчета.

Отчет может быть предназначен для заказчика (лица или организации, фирмы), заказавшего определенное, чаще всего – прикладное, исследование и оплатившего связанные с ним расходы. Часто ученому приходится писать отчеты для своего начальства, которое имеет право знать, на что потрачены время и средства. Отчет пишется обычно за определенный период времени и не обязательно должен содержать конечный результат работы.

Форма написания отчета обычно более свободная, объем может быть как очень кратким, так и чрезвы-чайно большим. Все это, как правило, согласуется с заказчиком или руководством заранее. Отличительная особенность отчета состоит в том, что он должен быть сдан не позже строго определенного срока.

Поговорим теперь о работах, которые могут быть опубликованы. Их отличие от неопубликованных состоит в том, что их может прочесть значительно больше людей. Кроме того, они сохраняются в научных библиотеках веками, иначе говоря, доступны не только здесь и сейчас, но будут доступными и впредь, причем где угодно. Современные средства связи и информационные технологии позволяют получить любую статью из любого журнала мира едва ли не мгновенно. Из сказанного следует важный вывод: автор печатной работы несет огромную ответственность за то, что он написал. Недаром существует поговорка «Что написано пером, того не вырубишь и топором». За любую ошибку или опечатку ответственность несет автор, даже и в том случае, если он непосредственно не виноват. Мне и моему соавтору было в свое время очень стыдно, когда оказалось, что вместо фразы «Плавунцы – обычные обитатели стоячих вод» в журнале оказалась почти такая же: «Плавунцы – обычные обитатели сточных вод». Виноваты были мы – просмотрели опечатку. А представляете, как себя чувствовал один почтенный зоолог, когда в его книге саксаульный воробей превратился в воробья сексуального! Итак, меру ответственности автора за текст опубликованный нельзя преувеличить.

Наиболее распространенный тип публикации – статья. Именно в виде статьи исследователь доводит свои результаты до сведения коллег.

Обычно она представляет собой некоторый компромисс между автором, который хочет написать как можно больше, и редактором, который хочет поместить в журнал или сборник как можно больше статей, а стало быть, сделать все их покороче. В статьях не принято давать подробный литературный обзор, ссылаться на не очень нужные литературные источники, словом, в ней не должно быть «воды». Объем статьи обычно определяется изданием, в котором она печатается. Многие журналы специально публикуют «Правила для авторов», где оговаривается максимально допустимый объем статьи. Обычно каждая статья сопровождается кратким (5–10 строчек) резюме на русском и английском языках. Читатель всегда сперва читает резюме, после чего решает, стоит ли ему читать весь текст статьи. Особенно это касается иноязычных читателей. Прочитав резюме на общепринятом английском, американец, француз или японец может решить, стоит ли ему тратить время на то, чтобы прочесть весь текст на малопонятном ему русском языке – это ведь достаточно трудно!

Довольно часто нет смысла публиковать результаты работы подробно, но нужно как можно быстрее довести их до сведения коллег. В таких случаях принято публиковать краткие сообщения. Это та же статья, только очень короткая – не больше 2–2,5 страниц печатного текста. В подобных коротких статьях следует до предела сократить «Введение», «Материал и методику», свести к минимуму список литературы. Главное в этом случае – четко и понятно изложить полученный результат.

Совершенно особый жанр научной литературы – тезисы. Специалистам по какой-то отрасли науки часто бывает нужно собраться вместе, послушать доклады друг друга, поговорить, обменяться мнениями. Так возникают совещания, симпозиумы, кон-грессы. Публиковать полные тексты докладов чаще всего нет возможности, да и нет надобности. В таких случаях издаются сборники тезисов докладов. Написать тезисы гораздо труднее, чем статью. Редакция ставит очень жесткие условия по отношению к объему. Как правило, он не должен превышать 2–2,5 страницы печатного текста. Приходится обходиться без вступления, описания методики работы, а написать только основные (не второстепенные!) результаты работы. Никаких списков литературы в «Тезисах» приводить не принято, хотя в тексте ссылки на литературу могут присутствовать. Дело в том, что в этом случае вашу работу читают близкие коллеги, которым соответствующая литература известна не меньше, чем вам.

Для автора «Тезисы» – необычайно трудный жанр. Написать коротко, понятно, избегая второстепенных деталей, чрезвычайно трудно. Начинающему кажется, что написать 2–3 странички гораздо легче, чем 10–15. На самом деле все как раз наоборот.

Осталось упомянуть монографию и учебник. Об этих жанрах научной литературы можно подробно не рассказывать. Что такое учебник, известно всем. Монография – книга, где о каком-то предмете или проблеме рассказано всё. К тому времени, когда у читателя появится надобность написать монографию, его возраст и научный опыт сделают совершенно не нужными мои пояснения. То, что написано выше, – для начинающих, а авторами монографий и учебников бывают только люди, имеющие огромный научный и жизненный опыт.

Пожалуй, стоит упомянуть еще об одной разновидности научных работ – реферате (здесь имеется в виду не реферат вашей работы, а реферат как самостоятельное исследование).

Рефераты очень любят школьники, я полагаю, что с подачи своих учителей. Что же это такое? Реферат может относиться к любому из перечисленных нами жанров, он может быть и статьей, и квалификационной работой, и отчетом, и монографией. Отличительная особенность реферата состоит в том, что он основан не на данных, полученных автором, а на данных, взятых из литературы. Написать хороший реферат фантастически трудно. Для этого надо обладать самой высокой научной квалификацией и опытом. Начинающим путь исследователя за рефераты браться не рекомендуется.

Дело в том, что материал реферата – чужой, но мысли-то должны быть свои. Такое под силу только опытному исследователю, а отнюдь не начинающему. Примером в значительной степени реферативной работы может служить знаменитая книга Чарлза Дарвина «Происхождение видов». Великий Дарвин, основываясь по большей части на данных других исследователей, сумел создать свою теорию естественного отбора, перевернувшую всю тогдашнюю науку, да что там! – все мировоззрение человечества! Написать реферат, даже посвященный сравнительно небольшой и узкой теме, поразительно сложно. С моей точки зрения, раньше курса третьего–четвертого за такую работу лучше не браться.

И последнее. Многие столетия носителем информации была бумага – в виде книги, журнала, отчета. Жизнь, однако, идет вперед. В наше время появился новый способ хранить и тиражировать информацию – компьютер, Internet. Пока ссылки на соответствующие сайты в Internet в научной литературе считаются недопустимыми. Пройдет сколько-то времени, и положение может измениться. Электронные носители информации, возможно, станут столь же правомерными, как напечатанные на бумаге и размещенные на библиотечных полках. Но пока это еще не произошло, и ссылаться на сайты Internet не принято. Возможно потому, что человек, поместивший какую-то информацию в Internet, не несет за это никакой ответственности – ни моральной, ни юридической.

 

Рейтинг@Mail.ru