ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Г.И. ЛЕРНЕР

Зоология

Рабочая тетрадь для 7-го класса*

Тематический контроль по программам под. ред. А.И. Никишова, И.Н. Понамаревой, В.И. Сивоглазова, Д.И. Трайтака.

Уважаемые учителя! Эта рабочая тетрадь написана для того, чтобы научить ребят думать и рассуждать при ответах на самые разные вопросы, решении задач, выполнении заданий по биологии животных. Ее можно использовать при обучении и проверке знаний по каждой теме при работе по любой учебной программе, принятой в школе. Очень важно, чтобы ответы не угадывались школьниками, а основывались на твердых знаниях или выводились ими из условия вопроса, задания, задачи. Не менее важно уметь доказывать правильность своего ответа и убедительно объяснять, почему другие ответы неверны.

Эта тетрадь включает как задания, похожие по своей структуре на задания экзаменационных работ, предлагаемых на ЕГЭ, так и разнообразные дополнительные вопросы, задания, задачи. Предложенный в этой тетради подход к обучению отвечать на вопросы, позволяет обсуждать со школьниками самые различные проблемы курса биологии, учить их устному и письменному выражению своей мысли, работать с терминами, понятиями, текстами. Кроме того, учебные навыки, выработанные при изучении биологии, помогут детям глубже усваивать знания по другим предметам.

Помогите школьникам в работе с этой тетрадью – и вы увидите, насколько быстрее и глубже они станут осваивать не только биологию, но и другие предметы.

Каждая тема рабочей тетради имеет следующие части: обучающую, тренировочную и контрольную. Тема «Тип Хордовые» состоит из 7 подтем и разделена на эти части только в самом начале, при рассмотрении общей характеристики типа. В обучающей части показаны примеры рассуждений, даются ответы на большинство вопросов и комментарии к ним. В тренировочной части ответы также приводятся в большинстве случаев. Наконец, в контрольной части нужно самостоятельно выполнить задания.

Виды заданий, встречающиеся в проверочных, контрольных, экзаменационных работах

Приступая к работе с тетрадью, внимательно изучите примеры заданий разных видов. Научитесь их узнавать.

1. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких

Пример А**. Все животные :

1) создают органические вещества для своего роста и развития;
2) питаются готовыми органическими вещест-вами;
3) всасывают растворенные органические вещества;
4) всасывают растворенные в воде минеральные вещества.

Отвечая на такой вопрос, надо понять его смысл и разделить возможные правильные ответы и заведомо неправильные. Заведомо неправильным ответом можно считать ответ 1, т.к. животные не способны к фотосинтезу, т.е. созданию органических веществ. Могут ли ответы 3 и 4 оказаться правильными? Если бы вопрос касался какого-то отдельного организма, например червя-паразита, то ответ 3 мог бы оказаться правильным. В некоторых случаях и ответ 4 может показаться верным. Но ведь в вопросе говорится обо всех животных, а значит полностью подходит только ответ 2.

Это пример вопроса, для правильного ответа на который нужно просто помнить весь учебный материал или хотя бы его часть.

Пример Б. Органоиды передвижения инфузории туфельки:

1) ложноножки;
2) реснички;
3) жгутики и ложноножки;
4) жгутики и реснички.

Отвечая на это вопрос, надо точно знать, кто из простейших как передвигается. Если же воспользоваться принципом «Да» или «Нет», то рассуждение может быть таким:

– Движется ли инфузория с помощью ложноножек? Если «Да», тогда это означает, что другие простейшие движутся с помощью ресничек и жгутиков или того и другого вместе. Что нам известно? Известно, что с помощью ложноножек движется амеба и другие корненожки. Значит, на первый пункт ответ «Нет». Передвигаются ли инфузории с помощью ресничек? Если «Да», то остаются такие животные, как эвглена, лямблия, трипаносома, которые относятся к жгутиковым. Значит пункт 2 – правильный ответ. Такое рассуждение окажется верным, если вы знаете большую часть учебного материала. Иначе вам просто придется гадать.

В заданиях с выбором одного ответа чаще всего встречаются вопросы, ответы на которые лучше твердо знать, чем угадывать.

2. Задания с выбором нескольких правильных ответов

Пример А. Назовите специальности ученых,
занимающихся изучением только животных:

1) эколог;
2) зоолог;
3) гидробиолог;
4) этолог;
5) ихтиолог;
6) палеонтолог.

Правильный ответ: 2, 4, 5.

Для ответа на задания с выбором нескольких правильных ответов нужно хорошо помнить приз-наки объекта или уметь выводить знания на основании уже имеющейся у вас информации. Отвечая на данный вопрос можно а) посмотреть определения этих профессий в словаре; б) воспользоваться имеющимися у вас знаниями и отбросить заведомо неправильные ответы, например ответ 1 и 3, хотя бы потому, что вам известно из курса ботаники – экологи занимаются изучением взаимоотношений всех организмов с окружающей средой, а гидробиологи – люди, изучающие жизнь в воде. А водный образ жизни ведут многие растения и животные. Палеонтолог также изучает ископаемые остатки и растений и животных, хотя существуют такие профессии, как палеоботаник и палеозоолог, которые занимаются представителями каждого из этих царств в отдельности.

3. Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями

Соотнести, сопоставить – это значит связать между собой объект и его свойства, качества. В следующем примере объектом будет определенная наука – анатомия или физиология, а его свойствами – предмет изучения науки, т.е. те явления или процессы, которые она изучает.

Пример А. Соотнесите науки с объектом их изучения.

Науки

Объект изучения

1. Анатомия

2. Физиология

А) строение скелета обезьяны;
Б) различия в механизмах дыхания лягушки и птицы;
В) процесс кровообращения у рыбы;
Г) различия в строении дыхательных систем у разных животных;
Д) связь систем пищеварения и кровообращения;
Е) особенности внешнегостроения верблюда.

Ответ: 1 – А, Г, Е; 2 – Б, В, Д.

Отвечая на этот и подобный вопросы, вам нужно выбрать признаки одного и второго объекта. В данном случае это признаки таких наук, как физиология и анатомия. Все, что связано со строением организма, изучает анатомия. Физиология занимается изучением функций, процессов, механизмов работы организма. Сделать правильный выбор в этом задании не очень сложно. Иногда такой выбор сделать труднее. Примером этого может служить следующее задание.

Пример Б. Установите соответствие между
животными и средой их обитания.

Среда обитания

Животное

1. Наземно-воздушная

2. Другие организмы

А) ящерица;
Б) блоха;
В) бычий цепень;
Г) лось;
Д) орел;
Е) аскарида.

Ответ: 1 – А, Г, Д; 2 – Б, В, Е.

Это задание требует от вас точного знания мест обитания нескольких животных. Однако часть ответа можно вывести, основываясь на личном опыте. Самое главное при ответе на это задание определить паразитических животных, т.е. тех, чьей средой обитания является другой организм. Про аскарид, круглых паразитических червей человека, вы, скорее всего, слышали. Про блох, вероятно, тоже. Вы можете не знать, кто такой бычий цепень, т.к. только начали работать с тетрадью. Однако лось, орел и ящерица явно не относятся к паразитическим животным.

4. Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов

При выполнении таких заданий надо уметь представить себе процесс или действие, о котором идет речь. Кроме того, всегда надо искать в вопросе указание, с какого пункта следует начать выстраивать последовательность. Если такого указания нет, значит эта последовательность может быть только строго определенной.

Пример А. Расставьте в правильной последовательности
стадии цикла развития медузы, начиная со взрослого животного:

1) колония полипов;
2) яйцо;
3) взрослая медуза;
4) полип;
5) личинка.

Конечно, прежде чем отвечать на подобный вопрос, надо познакомиться с материалом в учебнике. Сейчас вы еще ничего не знаете о медузах. Однако это не страшно. Вам поможет умение рассуждать и аргументировать свои рассуждения. Вы можете начать с того, что все живое развивается из яйца. Следовательно, яйцо можно поставить на первое место. Но вечный спор о том, что было вначале –
курица или яйцо, до сих пор никто не выиграл. Поэтому надо договориться о том, что принимать за точку отсчета – взрослую медузу или яйцо. Для этого обычно уточняется вопрос. В данном случае вас попросили начать с медузы. Так вы и сделаете. Итак, №1 – медуза, № 2 – яйцо. Из яйца выводится личинка. Это очевидно, т.к. полип – заведомо более поздняя стадия развития. Он прикреплен к морскому дну и способен образовывать колонии. Значит № 3 – личинка, а № 4 – полип. Остается № 5 –
колония полипов. Отвечая на такой или похожий вопрос, постарайтесь вдумываться в слова, формулировку задания. Прислушивайтесь к своей логике, здравому смыслу.

5. Задания на дополнение, вставку пропущенных слов, терминов

Пример А. Закончите определение понятия «ткань».

Ткань – это __________________ клеток,
сходных по ________________________,
_________________________________,
и выполняемым _____________________.

Зная определение, вы легко допишите его, вставив следующие слова: группа, строению, происхождению, функциям. Предлоги, падежи, склонения и знаки препинания позволят вам грамотно выстроить фразу.

6. Задания на выявление ошибок в тексте

Пример А. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.
Объясните их.

1. Зоология – это наука о строении животных.
2. Слово «зоология» происходит от греческого «зоон», что значит жизнь.
3. Без животных не могут существовать ни растения, ни человек.
4. Во-первых, животные преобразуют неорганические вещества в органические.
5. Во-вторых, животные имеют огромное хозяйственное значение.

В данном примере предложения 1, 2, 4 содержат ошибки. Вы можете найти их, прочитав учебник, а можете это сделать, не заглядывая в него. Попробуйте их объяснить.

7. Задания со свободным ответом

Обычно такие задания бывают разного уровня трудности и, как правило, предусматривают подробный ответ на вопрос.

Пример А. В чем заключаются различия между растениями и животными?

Отвечая на это вопрос надо указать:

– различия в строении клеток животных и растений;
– различие в строении тела;
– различные способы питания;
– роль движения в жизни организмов;
– различную роль в окружающем мире.

В клетках животных нет хлоропластов.
В них также нет вакуолей с клеточным соком.Клетки животных не имеют целлюлозной клеточной стенки.
Животные, как правило, активно передвигаются.
Растения создают органические вещества из неорганических, а животные питаются готовыми органическими веществами.
Растения обеспечивают животных кислородом, необходимым для дыхания и получения энергии. Потребляя готовые органические вещества, животные поддерживают равновесие в природе.

8. Задания на понимание текста

Прочтите следующий текст.

1. Животные разнообразны не только по внешнему облику, строению, образу жизни, но и по той роли, которую они играют в природных сообществах. 2. Велика роль в природе животных – опылителей растений. 3. Многие животные распространяют плоды и семена растений. 4. Проявляется и отрицательная роль животных в природных сообществах. 5. Многие животные вызывают болезни диких, домашних животных и человека. 6. Наибольшее значение имело одомашнивание крупного рогатого скота.

Задание к тексту. Поставьте перед собой следующие вопросы и попытайтесь ответить на них:

  • О чем говорится в тексте?

  • Что об этом говорится?

  • Что нового я узнал (а) из текста?

  • Чего я не узнал(а) из текста?

  • Какие вопросы можно поставить к тексту?

Такие или подобные вопросы надо задавать себе, когда вы читаете новый текст. В данном случае ответ прост. В тексте говорится о роли животных в сообществах. Текст сообщает, что животные играют разные роли, принося пользу и вред. Новым для вас может оказаться термин «сообщество», который надо понять и усвоить. Из текста не ясно, какие именно животные имеют то или иное значение – кто из животных является опылителем, кто паразитом и т.д. Кроме того, информация об одомашнивании животных может быть более подробной.

Тема: «Тип Хордовые. Общая характеристика»

Основные термины и понятия темы

  • Бесчерепные

  • Внутренний скелет

  • Вторичный рот

  • Головной мозг

  • Высшие хордовые

  • Жаберные щели

  • Жабры

  • Кожа

  • Круги кровообращения

  • Ланцетник

  • Легкие

  • Нервная трубка

  • Низшие хордовые

  • Позвоночные

  • Скелет костный

  • Скелет поясов и свободных конечностей

  • Скелет хрящевой

  • Хорда

  • Хрящевой и костный скелет

  • Центральная нервная система

  • Чешуя

  • Экологические группы животных

Обучающая часть

В отличие от членистоногих и раковинных моллюсков, имеющих наружный скелет, у хордовых внутренний скелет, не препятствующий росту животного. Этот скелет образован хрящами и костями и растет вместе с организмом. Название «Хордовые» произошло от названия примитивного осевого скелета – хорды, что в переводе с латыни означает струна. У низших хордовых, например, у ланцетника, хорда сохраняется на всю жизнь, у высших позвоночных животных замещается позвоночником. Головной мозг высших хордовых защищен черепом.

Очень важными признаками хордовых является передний отдел пищеварительной трубки – глотка, пронизанная жаберными щелями. Над хордой расположена нервная трубка, которая у высших хордовых разделена на головной и спинной мозг. К низшим хордовым относятся оболочники и ланцетники. К высшим хордовым или позвоночным относятся круглоротые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.

Часть А

Заполните пропуски в комментариях к ответам на вопросы.

А1. Важным отличием хордовых животных от членистоногих является наличие:

Ответы

1) кровеносной системы
2) вторичной полости тела
3) нервной системы
4) внутреннего скелета

Объяснения

Нет, кровеносная система есть и у ………................….
Нет, вторичная полость тела ………….................……..
Нет, нервная система …………............................……..
Да, потому что у членистоногих ………........……………

 

А2. Спинной и головной мозг позвоночных образовался из:

Ответы

1) хорды
2) кишечной трубки
3) позвоночника
4) нервной трубки

Объяснения

Нет, хорда – это хрящ, состоящий из соединительной ткани
Нет, из кишечной трубки образуется ……………………
Нет, позвоночник – основа ………….......... системы, а не…………….
Да, из нервной трубки образуется ……..........…………

 

А3. Ланцетник относится к:

Ответы

1) позвоночным
2) беспозвоночным
3) бесчерепным
4) костно-хрящевым

Объяснения

Нет, так как у него нет ……..........................……………
Нет, так как у него есть ………........................………….
Да, так как есть хорда, но нет ..…..................…………
Нет, у костно-хрящевых уже есть……….........………….

 

А4. Кровь по кровеносной системе ланцетника передвигается благодаря сокращению:

Ответы

1) сердца
2) спинного сосуда
3) брюшного сосуда
4) жабр

Объяснения

Нет, так как у ланцетника сердца ………....................
Нет, по этому сосуду кровь идет назад к глотке
Да, сокращения этого сосуда ……………….……………
Нет, у ланцетника……………………………....................

Часть В

В1. Выберите из списка общие признаки хордовых животных:

А) скелет наружный, хитиновый или известковый;
Б) скелет внутренний, хрящевой или костный;
В) животные имеют лучевую симметрию;
Г) тело развивается из двух зародышевых листков;
Д) животные двусторонне-симметричные;
Е) тело развивается из трех зародышевых листков;
Ж) кровеносная система замкнутая;
З) кровеносная система незамкнутая;
И) у всех вторичная полость тела;
К) представлены животными, имеющими как первичную, так и вторичную полости тела;
Л) у большинства хорошо развит головной мозг;
М) сердце расположено на брюшной стороне тела.

Сначала внимательно вчитайтесь в задание и отбросьте заведомо неверные ответы. Попробуем это сделать.

Ответ А явно справедлив для членистоногих и моллюсков, но не для хордовых. У них скелет внутренний. Значит, выберем ответ Б.

Ответы В и Г также не годятся. После изучения беспозвоночных вы хорошо помните из скольких зародышевых листков развивается большинство животных и какой у них тип симметрии. А вот ответ Е для хордовых подходит. Дальше попытайтесь самостоятельно закончить задание, обратив внимание на пункт К. Найдите ему объяснение.

В2. Заполните пропуски в тексте

Ланцетники относятся к подтипу _______________. Как и у всех представителей типа __________
_____________, ЦНС у ланцетника расположена на _______________ стороне тела. Под хордой
расположена ____________________ система , передний отдел которой пронизан ___________
_____________. Кровеносная система _________________ и состоит из __________________,
брюшного и отходящих от них мелких _____________________. Сердца у ланцетников________.
Его функцию выполняет _______________сосуд.
Впервые ланцетник был описан российским академиком ________________________________.
Близость ланцетников к позвоночным животным доказал ________________________________.

Продолжение следует


* Готовится к выходу в издательстве «ЭКСМО».

** Некоторые задания обучающей части тетради, помеченные звездочкой, взяты из различных изданий, список которых приведен в конце

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru