Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Биология»Содержание №23/2007
Тип Простейшие

КОПИЛКА ОПЫТА

В.Г. СМЕЛОВА,
учитель биологии, г. Ноябрьск, ЯНАО

Тип Простейшие

Изучение темы в рамках авторской программы






Программа дополнительного образования «Раздел «Животные». Тип Простейшие» предназначена для учащихся 6–9-х классов и является составной частью интегративной модели «Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии».

Цель программы: изучить тип простейших животных и вызываемые ими заболевания человека средствами театральной педагогики.

Задачи:

  • выявить функциональные взаимоотношения человека и возбудителей заболеваний дизентерии, малярии и сонной болезни;

  • определить место простейших в эволюционном ряду животных, экосистемах органического мира, их морфофункцональные особенности;

  • развивать экспериментальные умения изучения простейших животных;

  • развивать у учащихся эмоционально-личностное и чувственно-ассоциативное восприятие изучаемых биологических объектов;

  • развивать творческие способы познавательной деятельности учащихся;

  • развивать вокальные, танцевальные, художественные, литературные способности учащихся, их дикцию и речь;

  • развивать коммуникативную компетентность учащихся, их взаимодействие в парах, группах, коллективе.

Образовательный процесс рассчитан на 72 ч учебных занятий и состоит из нескольких этапов:

1 – теоретическая часть (лекции, семинары);
2 – практическая часть (практические и лабораторные работы);
3 – театрализация (изготовление декораций, создание костюмов и грима, выбор и запись музыки, постановка танцев и вокальных номеров, индивидуальная работа с исполнителями ролей при репетиции сцен, выступления учащихся).

Ожидаемые результаты:

  • полное усвоение учебной темы всеми учащимися и повышение учебной мотивации;

  • повышение познавательного интереса к учебному предмету, успеваемости и качества знаний;

  • развитие творческих способностей учащихся и «рождение» литераторов, музыкантов, танцоров, художников, актеров;

  • развитие коммуникативной компетентности учащихся и формирование классного коллектива;

  • формирование родительского коллектива и повышение заинтересованности родителей в оказании помощи школе.

Форма подведения итогов реализации программы – представление шоу-драмы «Ползет амёба по субстрату» (сценарий спектакля и Информационные листы с дополнительным материалом для исполнителей ролей будут опубликованы в Библиотечке «Первого сентября», серия «Биология», № 6 (18), 2007 г.).

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план и содержание программы

Часть

Содержание

Темы занятий

Кол-во часов

Теоретическая

Введение

1. История открытия простейших животных. Общая характеристика простейших. Антоний ван Левенгук и его роль в создании протозоологии

1

Общая характеристика типа Простейшие

2. Подтип Саркодовые. Надкласс Ризоподы. Класс Корненожки. Отряд Амёбы. Амёба обыкновенная – строение, образ жизни, значение в экосистеме водоемов

1

3. Подтип Саркодовые. Надкласс Актиноподы – радиолярии, солнечники. Наличие неорганического скелета и игл. Особенности жизни в соленой воде. Геологическая роль

1

4. Отряд Эвглены. Строение, передвижение, питание. Промежуточное положение между животными и растениями

1

5. Класс Инфузории. Инфузория туфелька – строение, образ жизни, значение в экосистеме водоема

1

Экология простейших

6. Симбионты и комменсалы. Местообитание. Строение желудка жвачных животных. Экосистема рубца. Флора и фауна рубца, разлагающая целлюлозу

1

7. Экосистема пищеварительного тракта термитов. Общая характеристика термитов. Корм и способы его добывания. Роль жгутиконосцев в разложении целлюлозы

1

8. Экосистема пищеварительного тракта человека. Наличие в нем симбионтов, способствующих разложению клетчатки

1

Простейшие как возбудители заболеваний человека и животных

9. Подтип Саркодовые. Надкласс Ризоподы. Класс Корненожки. Отряд Амёбы. Амёбы дизентерийные – строение, паразитический образ жизни. Профилактика дизентерии

1

10. Класс Зоомастигофоры. Отряд Кинетопласты. Подотряд Трипаносомы. Особенности строения, симптомы заболевания. Роль насекомых (мухи цеце и клопа) как переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими. Смена хозяев и жизненных форм

1

11. Класс Споровики. Отряд Кокцидии. Малярийный плазмодий. Опасность для человека, распространение, профилактика. Роль комара рода Анофелес в распространении малярии

1

Практическая

Лабораторная работа № 1. «Устройство микроскопа и правила работы с ним»

Устройство микроскопа

1

Правила работы с микроскопом

1

Лабораторная работа № 2. «Строение амёбы обыкновенной»

Амёба обыкновенная

1

Лабораторная работа № 3. «Строение эвглены зеленой»

Эвглена зеленая

1

Лабораторная работа № 4. «Строение инфузории туфельки»

Инфузория туфелька

1

Практическая работа «Изготовление моделей простейших. Сравнительный анализ строения и размножения»

Амёба обыкновенная, эвглена зеленая, инфузория туфелька

1

Лабораторная работа № 5. «Клетки крови человека, зараженного малярией»

Малярийный плазмодий

1

Театрализация

Подготовка декораций

Защита проекта «Декорации к спектаклю»

3

Музыка в спектакле

Ассоциативная деятельность «Музыкальное оформление спектакля»

3

Подготовка костюмов и театрального грима

Защита проектов «Костюмы и театральный грим к спектаклю»

3

Постановка танцев

Амёба обыкновенная

3

Радиолярия и Солнечник

3

Эвглены зеленые. Канкан

3

Дизентерийные амёбы

3

Трипаносома

3

Дидинии

3

Постановка вокальных номеров

Дизентерийные амёбы

3

Радиолярия и Солнечник

3

Трипаносома

3

Общая репетиция сцен

  

18

Методическое обеспечение программы

Продолжение следует

 

TopList