Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №21/2007

ИСТОРИЯ НАУКИ

Л.В. ЧЕСНОВА, Р.А. ФАНДО,
Институт истории естествознания и техники

Валентин Александрович Догель (1882–1955)

К 125-летию со дня рождения

В.А. Догель в лаборатории

В.А. Догель в лаборатории

Валентин Александрович Догель был одним из наиболее ярких представителей отечественной биологии. Каждому биологу старшего и среднего поколения хорошо известны основополагающие труды этого выдающегося ученого в области зоологии, эмбриологии, сравнительной анатомии беспозвоночных и паразитологии. Монографии и учебные пособия по этим отраслям знания не потеряли своей актуальности и в наше время. Кроме того, Валентин Александрович создал научную школу, широко известную и в нашей стране, и в ряде зарубежных стран.

Бег времени неумолим… Несмотря на это, научная и педагогическая деятельность Догеля, его личность вызывают неослабевающий интерес как среди «учеников учеников» Валентина Александровича, так и среди широких кругов биологов самого различного профиля.

Несмотря на свою многогранную научную и научно-организационную деятельности (В.А. Догель – член-корреспондент АН СССР, почетный член многих отечественных и зарубежных научных обществ, один из первых лауреатов Ленинской премии, проректор Петроградского университета, декан физико-математического факультета этого университета, декан биологического факультета Ленинградского университета), он всегда оставался скромным глубокоинтеллигентным человеком, внимательным к своим коллегам.

Валентин Александрович принадлежал к, увы, уже ушедшему поколению отечественной научной интеллигенции, которое видело свое высочайшее призвание в стремлении «…всецело и самоотверженно посвятить себя этой деятельности (научной и педагогической. – Л.Ч., Р.Ф.) не ради материальных или служебных выгод, а ради идеального служения науке. Только те люди, которые выше всего ставят это служение, для которых высшее удовлетворение заключается в достижении вершин познания научных истин, становятся настоящими, а не формальными научными деятелями» (Из рукописной инструкции, данной ординарным профессором Г.А. Кожевниковым оставляемому при университете для подготовки к профессорскому званию Л.А. Зенкевичу).

Такие качества, как бескорыстность и научный энтузиазм, были привиты В.А. Догелю его семьей, и в первую очередь его отцом – Александром Станиславовичем, известным гистологом, создателем всемирно известной школы нейрогистологов. Весьма показательно, что после окончания в 1879 г. Казанского университета А.С. Догель поехал работать земским врачом в сельскую больницу Воронежской губернии, где успешно сочетал практическую врачебную деятельность с научной работой. В 1885 г. после защиты докторской диссертации по гистологии в Казанском университете он был утвержден на должность приват-доцента в этом же университете.

Одним из важных событий в научной и общественной жизни России было открытие в 1888 г. Томского университета. По приглашению его ректора, Н.Ф. Кащенко, отец Валентина Александровича переехал с семьей в Томск и возглавил кафедру гистологии, где организовал одну из первых в России крупную гистологическую лабораторию. Еще учась в гимназии, Валентин Александрович Догель увлекся зоологией. Он не только совершал многочисленные экскурсии, наблюдая за образом жизни животных в природе, но и собрал многочисленные коллекции беспозвоночных. Уже тогда, в детстве и отрочестве, юный натуралист сопровождал свои наблюдения хорошо выполненными цветными рисунками.

В 1894 г. А.С. Догель по представлению А.О. Ковалевского был избран по конкурсу на должность профессора и заведующего кафедрой анатомии и гистологии Санкт-Петербургского университета. С этого момента вся дальнейшая жизнь его сына была связана с Северной столицей России, а с 1900 г. – с Санкт-Петербургским, Петроградским, Ленинградским университетом.

В.А. Догель поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Главный интерес у него вызывали биологические дисциплины. При этом наибольшее влияние на выбор и формирование зоологических предпочтений Догеля оказали выдающиеся исследователи и блестящие педагоги В.М. Шимкевич и В.Т. Шевяков. В.М. Шевяков возглавлял кафедру зоологии позвоночных, хотя его научные исследования были сконцентрированы главным образом на проблемах морфологии и эмбрионального развития многих групп беспозвоночных, в особенности на членистоногих. К разработке таких общебиологических проблем, как закономерности органической эволюции, он подходил с позиций сравнительной анатомии и эмбриологии. Именно от Шимкевича Валентин Александрович унаследовал глубокий интерес к глобальным проблемам эволюционной зоологии и сравнительной анатомии.

В.М. Шевяков, по отзывам многих его учеников, в том числе и В.А. Догеля, Ю.И. Полянского и др., был внимательным педагогом и талантливым лектором. Несколько поколений его учеников стали впоследствии блестящими учеными.

В бытность учебы Догеля в университете В.Т. Шевяков руководил зоотомическим кабинетом, позднее, уже в советские годы, преобразованным в кафедру зоологии беспозвоночных. Здесь и стал работать Валентин Александрович. «Протистологические интересы молодого Догеля, – вспоминал Ю.И. Полянский, – несомненно, сложились под влиянием Шевякова, о чем Валентин Алесандрович и сам рассказывал». Догель всегда с большим уважением и теплотой вспоминал своих учителей. В 1950 г. он писал: «Мне вспоминаются два прекрасных лектора времен моих студенческих лет – профессора Шимкевич и Шевяков. Лекции первого были крайне интересны и высоконаучны, но манера чтения с многочисленными отступлениями и экскурсами в сторону сильно затрудняла их запоминание. Лекции Шевякова, несмотря на то, что они были менее увлекательны, усваивались легче, благодаря логичности изложения».

Думается, что такая «двуаспектная» форма изложения лекционного материала Шимкевичем и Шевяковым способствовала формированию у Догеля комплексного подхода к рассмотрению и изучению интересующих его вопросов.

Говоря о Догеле, нельзя не остановиться на «доминанте» его жизни – преподавании, всегда тесно связанном с его научными интересами.

Судьба распорядилась таким образом, что преподавательской деятельности Валентин Александрович отдал более полувека. В Санкт-Петербургском университете он прошел все ступени карьерной педагогической лестницы – от ассистента (1908 г.) до заведующего кафедрой зоологии беспозвоночных (1914 г.). Несмотря на то, что любимым местом его лекторской работы был университет, он в течение многих лет (1909–1935 гг.) являлся также экстра-ординарным профессором (без занятия кафедры) зоологии Женского педагогического института (в 1919 г. он был преобразован в пединститут им. А.И. Герцена).

Ю.И. Полянский отмечал, что сам педагогический процесс был для Догеля сложной, но в то же время любимой стороной его творческой деятельности и долгие годы оставаясь неизменным источником, из которого он черпал многие идеи, расширял свою научную эрудицию.

Ученики Догеля всегда восхищались выдающимся лекторским даром своего учителя. Известный зоолог и эмбриолог профессор С.В. Гердт, ученик В.А., так описывает свое впечатление от первых лекций Догеля: «Валентин Александрович был тогда, несомненно, в состоянии живого творческого порыва, читая свой любимый курс зоологии беспозвоночных. Валентин Александрович обладал прекрасной дикцией и стройной логикой изложения. И особенно запомнились прекрасные рисунки В.А. Догеля на доске». Отметим, что необыкновенное мастерство изображения зоологических объектов цветными мелками Догель воспринял от Шевякова – талантливого натуралиста-художника.

Валентин Александрович не был кабинетным ученым. Натуралист в душе, он успешно сочетал лабораторную работу с длительными экспедициями. Так, в 1914 г. он совершил большое научное путешествие в Восточную Африку (совместно с И.И. Соколовым). Затем работал на Аральском (1930 г.) и Каспийском морях (1931–1932 гг.), а в 1937 г. изучал фауну беспозвоночных Японского моря. Надо сказать, что все эти и многие другие экспедиции, в которых он принимал участие, были связаны, в основном, со сбором зоологического, в том числе и паразитологического, материала.

Экспедиция в Африку

Экспедиция в Африку

Неоднократно Догель работал и на морских биологических станциях. Так, уже в 1904 г. при содействии своих учителей (Шевякова и Шимкевича) провел тщательные наблюдения и сделал сборы беспозвоночных на Мурманской биостанции. В следующем году продолжал изучение беспозвоночных, главным образом простейших, на Неаполитанской зоологической станции. Плодотворное общение с директором станции, всемирно известным зоологом А.Дорном, усилило интерес В.А. Догеля к проблемам сравнительной анатомии, эмбриологии, а также к вопросам филогении беспозвоночных.

Возвращаясь к педагогической деятельности этого выдающегося ученого и методиста, отметим два важных момента. Во-первых, Догель «уча других, учился сам». По ходу изложения материала у него рождались новые мысли, идеи, которыми он всегда делился со своими учениками. Почти все лекторские курсы В.А. воплощались в фундаментальные монографии, открывавшие, как правило, новые научные направления и даже новые области знания.

Во-вторых, Догель провел большую методико-практическую работу по реорганизации самого учебного процесса по тем биологическим дисциплинам, которые были связаны с его научными интересами. Так, основной курс возглавляемой им кафедры – зоология беспозвоночных – состоял из цикла лекций и лабораторных занятий: малого и большого практикумов. Эти прекрасно организованные формы образования создавались как самим В.А., так и его последователями.

На этом поприще В.А. Догелю удалось развить те новации, которые начал вводить Шевяков: специальный (большой) практикум и семинары. Важно отметить, что на большом практикуме, согласно плану, разработанному В.А., к студенту прикреплялся преподаватель-консультант, руководивший самостоятельной работой своего подопечного. Большой практикум был в достаточной мере индивидуализирован, его руководители всегда ориентировались на научные предпочтения студента.

На кафедре было сформировано два типа параллельно работавших семинаров: учебный и научный. Первый из них был задуман Догелем как связующее звено между большим практикумом и исследовательской работой. Учебный семинар проводился по циклам – темам, прорабатываемым на лекциях. Он способствовал улучшению теоретической подготовки студентов, которые должны были делать на этом семинаре доклады, затем детально обсуждавшиеся. Семинары пользовались большой известностью среди специалистов других зоологических институтов и научных учреждений города.

На научных же семинарах сотрудники кафедры сообщали о своих исследованиях. Эти сообщения-отчеты также тщательно обсуждались. Нередко намечались дальнейшие направления работ. Такие отчеты делали на научном семинаре и студенты. В результате на кафедре создалась благоприятная творческая атмосфера, которая способствовала воспитанию научных кадров, формированию большой школы, получившей в результате своих исследований мировую известность.

Небезынтересно отметить, что в конце 1950-х гг., незадолго до кончины, В.А. прочел в университете небольшой курс лекций по методике преподавания зоологии. К сожалению, рукописи курса не были опубликованы. Большая часть рукописи хранится в Архиве РАН (Санкт-Петербург). В этом кратком курсе Догель сумел обобщить богатейший преподавательский опыт, на основании которого он подробно изложил свои рекомендации по поводу того, как следует готовиться к лекциям, как вести себя лектору, каково должно быть соотношение между лекционной частью курса и практическими занятиями.

Анализируя многообразие научного творчества В.А. Догеля, следует отметить, что он сумел воплотить в жизнь главную идею современной науки – идею стремительного взаимопроникновения и взаимообогащения отдельных направлений и дисциплин, которые даже в начале ХХ в. рассматривались не только как самостоятельные, но и весьма далекие друг от друга.

Протистология (протозоология), экологическая паразитология, сравнительная анатомия – Догель не только увидел в них общие проблемы и методы исследования, но и, благодаря дару научного предвидения, сумел создать на их основе комплексные направления и дисциплины, прийти к важным теоретическим выводам.

Какими же путями шел Догель? Первое, с чего начал В.А., была протистология, интерес к которой он воспринял от своего учителя, тонкого знатока инфузорий и радиолярий. Изучением этого типа Догель занимался и на Мурманской биостанции и на Неаполитанской зоостанции, а также во время экспедиций в Восточную Африку и на Дальний Восток. Обработку полученных сборов, давшую огромный теоретический и практический научный материал, В.А. продолжал до конца своей жизни.

Завершающим этапом протозоологических исследований, параллельно с которыми он в течение многих лет читал курс по протистологии студентам-зоологам ЛГУ, явилась классическая монография «Общая протистология» (1951), удостоенная посмертно, в 1957 г., Ленинской премии. В этом труде был впервые мастерски обобщен богатейший фактический материал, касающийся систематики, филогении, морфологических закономерностей эволюции простейших по сравнению с многоклеточными. Последняя проблема имела общебиологическое значение.

В 1962 г. «Общая протистология» была дополнена новыми данными и несколько переработана Ю.И. Полянским и Е.М. Хейсиным, учениками В.А. Догеля. Труд этот был переведен на английский язык и издан в Англии. Книга получила широкое распространение в Европе и в США. В.А. Догель вошел в историю биологии как основатель отечественной протистологической школы.

Велик вклад Догеля в развитие паразитологии. Большая часть протистологических исследований выполнялась В.А. на паразитических формах. Изучая, например, свои излюбленные объекты – паразитических инфузорий офриосколецид (обитателей рубца жвачных), Догель столкнулся с очень широкой внутривидовой изменчивостью этих простейших. Оказалось, что это явление зависит от условий среды их обитания. Ученому и его ученикам удалось выяснить влияние на физиологию инфузорий таких экологических факторов, как минеральный и солевой состав среды обитания, характер ее движения. По существу, Догель наблюдал экологическую систему со сложными взаимоотношениями ее членов, разнообразными трофическими (пищевыми) связями. Подобное же формирование живого комплекса организмов, адаптированного к строго определенным экологическим условиям, было зафиксировано Догелем для многих других паразитических видов.

Каковы же основные достижения В.А. и его школы в экологической паразитологии? В многочисленных статьях и сводках, в капитальном труде Догеля «Курс общей паразитологии» (1941, 1951), а позже в «Общей протистологии», глубоко проанализированы открытые им и его многочисленными учениками закономерности и выведены на этой основе 18 основных правил экологической паразитологии. Они даже вошли в науку под названием «правила экологической паразитологии Догеля». В этих правилах отражены общие закономерности зависимости динамики паразитофауны от возраста хозяина, а также от таких факторов, как время года, климат, режим питания и характер пищи хозяина, наконец, образа жизни и места обитания паразита.

Главным в новой концепции, развиваемой Догелем в 1920–1950-е гг., был принципиально новый подход к самому феномену паразитизма, его изучению с экологической позиции. Это дало возможность ученому и его последователям рассматривать паразитофауну как своеобразный биоценоз. Вытекающая отсюда необходимость в изучении паразитических организмов как биоценотической совокупности поставила развитие паразитологии на новый методологический фундамент. Эти идеи оказались в высшей степени плодотворными. Уже в наше время сложилась тесная связь между паразитологическими и биогеоценотическими исследованиями. Именно благодаря этой связи определилось новое положение паразитологии (паразитоценологии) как части комплексной науки биоценологии.

Третье направление научно-педагогической деятельности Догеля составляли сравнительная анатомия и непосредственно связанная с ней эволюционная теория. Примечательно, что курс сравнительной анатомии беспозвоночных Догель начал читать также в 1920-х гг., а затем дополнял, развивал и обобщал новые данные в течение всей своей педагогической деятельности. Цикл этих лекций, полный объем которых рассчитан на несколько лет, не имел аналогов ни в России, ни за рубежом. В полном объеме он был издан в двух томах (1938–1942 гг.). В процессе работы над этим курсом у Валентина Александровича сложилась новая оригинальная концепция относительно морфофизиологических закономерностей в эволюции животного мира. Эта система взглядов дополнила и расширила хорошо известные эволюционно-морфологические теории, разработанные ранее А.Н. Северцовым и И.И. Шмальгаузеном.

Речь идет о процессе олигомеризации гомологичных органов как одном из путей прогрессивной эволюции животных. С одной стороны, эта концепция логически складывалась в сознании В.А. Догеля как результат аналитического обобщения огромного фактического материала, систематически рассматриваемого в курсе сравнительной анатомии беспозвоночных. С другой стороны, она возникла на основе сопоставления им закономерностей эволюции многоклеточных животных с аналогичным процессом у простейших.

Подходя с количественной оценкой к эволюционным преобразованиям животных в зависимости от уровня их организации, ученый установил, что на одноклеточном уровне эволюционный прогресс связан с полимеризацией органов. На уровне же многоклеточной организации эволюционное развитие приводит к уменьшению числа гомологичных органов и сопровождается их высокой прогрессивной дифференцировкой. Этот процесс был назван Догелем олигомеризацией. Для наименее развитых групп многоклеточных организмов, располагающихся в «основе стволов филогенетического древа» и образующих, по образному выражению Догеля, «исходный фонд олигомеризации», закладка органов носит множественный и, в большинстве своем, неупорядоченный характер. Следующая же ступень эволюции связана обычно с уменьшением числа органов и их гистологической и функциональной дифференцировкой.

Оценивая олигомеризацию как наиболее распространенное направление прогрессивной приспособительной эволюции, Догель особо подчеркивал, что она осуществляется на основе естественного отбора. Причем возникающие приспособления выражают принципиально новое состояние органов и усложнение их функций. Словом, они носят ароморфозный характер.

Основополагающая монография по этой тематике была опубликована Догелем за год до смерти.

Идеи Догеля оказали большое влияние на развитие биологии. Разработанный им принцип количественной характеристики эволюционного развития организмов был в дальнейшем успешно использован выдающимися биологами – В.Н. Беклемишевым, Д.И. Благовещенским, Б.Е. Быховским, А.В. Ивановым, Л.А. Зенкевичем. Примечательно, что академик РАН А.Л. Тахтаджян плодотворно использовал этот принцип и в ботанике.

Мы уже отмечали, как был широк диапазон преподавательской деятельности Догеля. Несмотря на то, что методика преподавания биологии в средней школе никогда не занимала значительного места в его деятельности, и в этом направлении он сделал много важного и полезного. Так В.А. написал и опубликовал несколько статей об экологии и строении животных (Как животные самоочищаются от паразитов. // Естествознание в школе, 1946, № 4, с. 21–28. Инфузории из желудка жвачных как объект школьного изучения // Живая природа, 1930, № 3, с. 81–84. Энтомологические экскурсии в старый Петергоф // Естествознание в школе, 1925, т. VIII,  № 3, с. 57–68.). Он опубликовал также две брошюры, специально ориентированные на среднюю школу (Зоологическая экскурсия в Лигово. – Пгт. 1921,  39 с. Как проводить биологические наблюдения над простейшими. – Л.: Госиздат, 1926, 87 с.). Кроме того, В.А. Догель принимал деятельное участие в работе Общества распространения естественноисторического образования (ОРЕИО), к которой его привлекли известные биологи-методисты Б.Е. Райков и И.И. Полянский (отец Ю.И. Полянского). На заседаниях общества В.А. часто выступал с докладами перед учителями биологии.

Литература

Догель В.А. Натуралист в Восточной Африке. – Пгт., 1916. – 112 с.

Догель В.А. Курс общей паразитологии. – Л.: Учпедгиз, 1947. – 372 с.

Догель В.А. Общая протистология. – М.: Советская наука, 1951. – 604 с.

Догель В.А. Олигомеризация гомологичных органов как один из главных путей эволюции животных. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1954. – 368 с.

Догель В.А. Зоология беспозвоночных. / Под ред. Ю.И. Полянского. – М.: Высшая школа, 1975. – 560 с.

 

Рейтинг@Mail.ru