Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №14/2007

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ

Е.Ф. БУРЛОВА,
учитель биологии МОУ СШ № 915, г. Москва

Урок-конкурс как нетрадиционный метод проверки знаний по биологии

Проверка знаний и умений – обязательное условие результативного учебного процесса. Правильно организовать и хорошо продумать систему проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся – одна из задач организации учебного процесса.

До недавнего времени в обучении биологии применялись преимущественно традиционные методы проверки – устный и письменный опрос. Однако устная проверка знаний не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и сделать объективный вывод о подготовленности класса в целом. А традиционная письменная работа отнимает много времени, не дает учителю возможность установить обратную связь, немедленно оказать помощь слабым учащимся.

Нетрадиционные же методы проверки (игровые и др.) экономят время, отведенное программой на изучение курса биологии, позволяют систематически контролировать знания большого числа учеников на каждом уроке, что приучает их к неизбежности контроля, побуждает постоянно готовиться к урокам, не забывать пройденный материал.

В то же время нетрадиционные формы и методы проверки не лишены определенных недостатков. Они не позволяют выявить умение учащихся логично излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. С их помощью трудно оценить степень овладения учеником специфическими для курса биологии видами учебной деятельности (проводить наблюдения, ставить опыты, определять растения). И, наконец, нетрадиционные формы заданий требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения, причем для каждого нового вида заданий требуется свой подход. Поэтому целесообразно сочетать новые методы и формы проверки знаний с традиционными. Одним из нетрадиционных методов проверки знаний могут служить уроки-конкурсы.

Игра как вид деятельности всегда привлекательна для людей любых возрастов. Она разнообразит будни, будит фантазию и воображение, раскрывает таланты и творческие возможности человека. Особенно важна игра для детей школьного возраста и подростков. Закрепление и обобщение пройденного материала в процессе игры проходит в легкой и ненавязчивой форме. Дети любят такие уроки, ждут их, готовятся к ним, бурно переживают победу или поражение своей команды.

Но урок-конкурс вовсе не является забавой или легкой работой для ученика и учителя. Он требует тщательной подготовки. Обычно такой урок проводится по завершении крупной темы либо в конце года как итоговая проверка знаний учащихся. Целесообразно посвящать урок не одной, а целому блоку тем. Например, по курсу ботаники для 6–7-х классов (Федеральная программа) можно выбрать следующие блоки тем.

1. Побег. Почка. Подземные побеги.
2. Размножение растений. Строение цветка и плода.
3. Покрытосеменные растения. Семейства цветковых растений.
4. Отделы растений.

По курсу зоологии беспозвоночных таких блоков можно выделить два.

1. Простейшие (тип Корненожки, тип Жгутиковые, тип Инфузории).
2. Черви (тип Плоские черви, тип Круглые черви, тип Кольчатые черви).

Урок-конкурс может проводиться командно или индивидуально. Эти формы требуют разной предварительной подготовки и организации проведения. Командная форма эффективна при большой наполняемости класса (26–32 ученика), когда практически невозможно за академический час оценить уровень знаний каждого по данной теме. При индивидуальной форме есть возможность опросить каждого ребенка. Но в любом случае предварительная работа ученика состоит в подготовке вопросов по данной теме.

Объем материала по теме и количество вопросов объявляются заранее. Вопросы ученики составляют самостоятельно. Можно составить вопрос в графической форме: например рисунок без обозначений, на котором нужно найти и обозначить части какого-то органа либо назвать представителей группы организмов. Можно в качестве вопроса предложить небольшой кроссворд, ребус, тест по теме урока. Разумеется, каждый должен знать ответы на свои вопросы и уметь ответить на любой вопрос одноклассника. Для этого дома повторяется весь материал по теме урока.

Учитель, конечно, должен предварительно проверить грамотность (как орфографическую, так и биологическую) составленных вопросов, устранить повторы, отобрать самые интересные вопросы и в скорректированном виде заблаговременно вернуть ученикам.

Благоприятная психологическая атмосфера на уроке, когда вопросы задаются не учителем, а своими же сверстниками, сильно разряжает напряженность и снимает нервозность детей, переживающих за результат опроса, за оценку.

Работу учителя на уроке значительно облегчает выбранное жюри (в качестве помощников) из трех человек. Оно либо выбирается из тех, кто первыми принесет нужное количество составленных вопросов, либо назначается учителем в порядке очереди, чтобы каждый мог побывать в роли члена жюри.

Для проведения урока требуется дополнительное оборудование: круглые цветные картонные жетоны («очки» за правильные ответы), квадратные цветные жетоны («штрафные очки» за неправильные ответы или отказ от ответа, а также за нарушение дисциплины), жетоны из фольги на картоне («золотые жетоны» обладателю трех обычных очков). Один из членов жюри раздает жетоны за правильные и неверные ответы, а двое остальных записывают результаты в специальную таблицу. Это облегчает учителю подведение итогов и ускоряет выставление оценок.

При командной форме конкурса класс заранее делится на три команды, как правило, по рядам. Команда выбирает капитана, обычно это хороший ученик, лидер, который берет на себя всю полноту ответственности за ответ команды. Учитель следит, чтобы уровень подготовки команд был примерно одинаковым.

Урок может состоять их двух туров. Это разнообразит работу учащихся на уроке, не дает им уставать от монотонной деятельности. Первый – устный тур – состоит в коллективном поиске ответов на вопрос, заданный командой-соперницей. Совещаться можно одну минуту (по секундомеру или песочным часам). За правильный ответ дается один балл, в противном случае право ответа переходит к соперникам. Возможно получить и полбалла за недостаточно полный ответ, а за другую половину балла могут побороться остальные команды-соперницы.

Второй тур может состоять из небольшой письменной работы, задания для которой составляет учитель. Можно задать вопрос на сообразительность, предложить провести сравнение двух объектов, привлекая дополнительную информацию, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету, расширить кругозор учащихся.

За правильные ответы в этом туре также начисляются очки, которые идут в «фонд» команды, но можно поощрить и отдельных учеников за наиболее полные и аргументированные ответы. Им по итогам урока выставляется более высокая оценка, чем всей команде в целом, либо дополнительная отличная оценка.

По сумме очков в двух турах выставляются оценки за урок: «отлично» – за максимальное число баллов, «удовлетворительно» – за минимальное, а средние показатели оцениваются как «хорошо». Участники команды получают ту оценку, которую набрала их команда, кроме случаев, когда вклад отдельных детей в успехи своей команды более высокий.

Командная форма уроков-конкурсов воспитывает у школьников умение работать в коллективе, договариваться, искать общее решение и вырабатывать согласованную позицию. При этом вырабатываются самостоятельность мышления, умение отстаивать свое мнение, убеждать всех в своей правоте. Подготовка к таким урокам приучает к самостоятельной работе с учебной и дополнительной литературой, готовит школьников среднего звена к активному участию в семинарских занятиях, проводимых в старшей школе.

Такие конкурсы помогают проявлению способностей слабоуспевающих учеников, которые ощущают поддержку более подготовленных членов своей команды, что часто заставляет их поверить в свои силы. Такой возможности у слабых учащихся почти не бывает при традиционных формах опроса, когда каждый сам за себя. Важно только, чтобы эти ученики на равных принимали участие в коллективном поиске ответа, не были иждивенцами, пассивно ожидающими результата, который создадут для них другие.

Индивидуальная форма урока-конкурса (в виде викторины «Ты – мне, я – тебе») хороша при небольшой наполняемости класса, когда невозможно сформировать равноценные команды. Предварительная работа учеников такая же, как и при командной форме.

Урок проходит в один тур. Любой выбранный учителем или членом жюри ученик встает и называет того, кто будет отвечать (вызванный учащийся также встает), а затем читает вопрос. Отвечающий должен немедленно дать ответ, за который получит либо круглый жетон, либо квадратный. Если ученик не смог ответить правильно, то право ответа переходит к ученику, который готов ответить. Правильный ответ дает не только очко, но и право самому задавать вопросы. За пять минут до конца урока проводится подсчет очков, ранжирование результатов и выставление оценок в журнал и дневники.

Конечно, и в этом случае не всегда удается опросить всех за один урок, а если ученик и успевает ответить, то часто только на один вопрос, что нельзя оценить как отличный результат. Поэтому один только устный конкурс в викторине не дает полной картины знаний всего класса, и я стараюсь занять письменной работой нескольких учеников, не принимающих в данный момент участия в ответах. Предлагаю им разгадать небольшой кроссворд по теме, решить ребус либо отгадать анаграмму. Эти результаты учитываю при выставлении оценки.

В качестве примера привожу разработку урока-конкурса по блоку тем: «Органы цветкового растения», «Растительные ткани», «Плоды», «Корень».

Урок-конкурс по блоку тем: «Органы цветкового растения», «Растительные ткани», «Плоды», «Корень»

Форма проведения: командная.

Цель: повторение и закрепление знаний по темам, пройденным в 1-й четверти.

Задачи

– Образовательные: в результате урока учащиеся должны знать строение и функции органов цветкового растения, типы растительных тканей, их строение и функции.

– Воспитательные: продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения, воспитание независимости суждений и бережного отношения к природе.

– Развивающие: развитие познавательного интереса к биологии, развитие эмоциональной сферы, умения выделять общие и существенные признаки объектов и классифицировать их, развитие конкретно-образного мышления и воображения учащихся, монологической и диалогической речи, умения пользоваться наглядными пособиями и живыми объектами, работать с дополнительной литературой.

Оборудование: видеофрагмент о царствах живой природы; 3 разных сочных плода (натуральные объекты) на подносе; листочки для ответов в конкурсе капитанов; перфокарты на каждого члена команды с заданиями по темам «Плоды» и «Растительная клетка» (перфокарта – это альбомный лист с прорезанными окошками для ответов, он складывается пополам, в него вставляется тетрадный лист; задание имеет рисунки и фотографии, а ответ на вопрос вписывают через окошки); песочные часы (на 1 мин); списки команд и таблица для записи результатов.

Урок желательно проводить последним по расписанию, а также иметь достаточное время на предшествующей перемене для подготовки материалов и расстановки столов.

ХОД УРОКА

Этапы

Работа учителя

Работа учеников

Время

Предварительная подготовка

1. Объявление темы урока-конкурса. Объяснение правил его проведения, требований к составлению вопросов; подготовка перфокарт на каждого ученика по теме «Плоды» и «Клетка».

1. Домашнее задание для каждого ученика: составить 15 вопросов с правильными ответами по темам: «Царства живой природы», «Органы цветкового растения», «Клетка», «Ткани», «Корень».

За неделю до урока.

2. Разбить класс на три команды (по рядам, с учетом пожеланий детей и соблюдая равновесие сил), составить списки команд и внести в них фамилии капитанов.

2. Выбрать капитанов команд.

На предыдущем уроке.

3. Собрать вопросы, проверить их правильность, исключить повторы, отобрать по 4 вопроса для каждой команды и раздать капитанам.

3. Повторить темы по § 1–6, 9–12, 19–24, 50 (учебник «Биология» Т.И. Серебряковой).

 

4. Расставить столы тремя «островками» и стулья вокруг них, стол и три стула для конкурса капитанов, приготовить поднос с плодами и три листочка; раздать капитанам перфокарты для команд; написать на доске тему урока, вопрос I тура (разминки), а также задание для участников на время подведения итогов урока (его нужно закрыть до конца урока).

4. Помощь 3–4 учеников в подготовке учебного помещения и материалов.

Перед началом урока.

Ход урока

Приветствие

Объявление темы урока, напоминание о правилах проведения, этапах и времени на ответы.

 

2 мин.

I тур. «Разминка»

Задание для разминки (написано на доске): «Назовите царства живой природы, показанные в фильме». Демонстрация видеофрагмента из фильма «Подводная одиссея», в котором есть представители царств растений (водоросли) и животных (тюлени, рыбы, крабы, медузы и т.д.).
Команде, первой ответившей на вопрос, присуждается одно очко, которое записывается в таблицу. Это дает команде право начинать турнир: выбрать команду-соперницу и задать ей первые два вопроса.

Участники команд смотрят видеофильм и, совещаясь, обдумывают ответ. Как только он готов, капитан поднимает руку и отвечает.

3 мин.

II тур.   «Командный турнир»

Учитель объявляет условия тура. Жюри по ходу тура отмечает в таблице ответы: правильные – знаком «+», неправильные – «–», частично правильные – «+/–».

 

 


Ответ 2-й команды оценен как частично правильный и отмечен в таблице для 2-й команды «+/– ».

3-я команда получает половину очка дополнительно за правильную поправку, и ей ставят «+/–».

1-я команда (получила право задавать вопросы) и задает их 2-й команде. На ответ команде дается 1 мин (по песочным часам).

Вопрос. Какие царства составляют живую природу?

Ответ 2-й команды. Растения и Животные.


Дополнение 3-й команды.
Еще Грибы и Бактерии.

Не более 15 мин.

 



Второй ответ правильный, команда получает «+».

Вопрос. Какая часть клетки поглощает свет?

Ответ 2-й команды. Зеленые пластиды хлоропласты.

1-я команда задает вопросы 3-й команде.

 

 

 


Ответ неправильный, в зоне проведения появляются боковые корни, и поверхность нельзя назвать гладкой. Отметка в таблице «– ».

2-я команда дает правильный ответ (отметка «+»).

Вопрос. Как называется участок корня, имеющий гладкую внешнюю поверхность?

Ответ 3-й команды. Зона проведения.



Ответ 2-й команды.
Зона роста.

 

Ответ правильный. 3-я команда получает очко – «+».

Вопрос по рисунку.

Что изображено на рисунке и обозначено цифрами 1–6?

Ответ 3-й команды. Клетка:
1 – пора, 2 – ядро, 3 – хлоропласты, 4 – вакуоль, 5 – клеточная стенка, 6 – цитоплазма.

Право задавать вопросы получает команда, имеющая наименьшее число очков.

3-я команда задает вопросы 1-й команде.

 

 

 

Ответ правильный. 1-я команда получает очко – «+».

Вопрос. Что такое корневые клубни?

Ответ 1-й команды. Это видоизмененные придаточные корни с запасом питательных веществ.

 

 

 

Правильный ответ. 1-я команда получает очко – «+».

Вопрос. Что такое обмен веществ?

Ответ 1-й команды. Главное условие жизни организма, поступление одних веществ в организм и удаление других, вредных, веществ во внешнюю среду (включает в себя питание, дыхание и выделение).

3-я команда задает вопросы 2-й команде.

 

 

 

Ответ верный, но неполный – «+/–»

 

 

Пол-очка получает 1-я команда.

Вопрос. Что такое пигменты и где они находятся в клетке?

Ответ 2-й команды. Это красящие вещества, они содержатся в хлоропластах (хлорофилл).

Дополнение от 1-й команды. Пигменты есть и в хромопластах, и в клеточном соке вакуолей.

 

 

 

Ответ правильный, 2-я команда получает очко – «+».

Вопрос. Что такое семенное размножение?

Ответ 2-й команды. Это размножение семенами при помощи репродуктивных органов (цветок, плод, семя).

2-я команда задает вопросы 3-й команде (как имеющей меньше всего очков).

 

 

 

 

Ответ правильный. Третья команда зарабатывает очко – «+».

Вопрос. Как называются ткани, состоящие из молодых делящихся клеток?

Ответ 3-й команды. Образовательные ткани.

 

 

 

Ответ частично верный, 3-я команда получает половину очка – «+/–».



Дополнение исчерпывающее, 1-я команда получает половину очка – «+/–».

Вопрос. Что такое крахмал и в каких продуктах его много?

Ответ 3-й команды. Это органическое вещество, содержащееся в картофеле.

Дополнение от 1-й команды. Крахмал – это углевод, его много в клубнях картофеля и в муке из хлебных злаков.

2-я команда задает вопросы 1-й команде.

 

 

 

 

Ответ полный и правильный, 1-я команда получает очко – «+».

Вопрос на сообразительность. Почему не могут долго стоять в воде срезанные растения?

Ответ 1-й команды. У них нет корней (корневых волосков), которые хорошо впитывают воду, а нижние части стебля, погруженные в воду, поглощают мало кислорода, и растения погибают.

 

 

 

 

Ответ верный, команда заслуживает очко – «+».

Вопрос. Как называется сила, вызывающая одностороннюю подачу воды от корней к побегам?

Ответ 1-й команды. Корневое давление.

 

Второй тур окончен. Учитель подсчитывает и объявляет итоги двух туров: 1-я команда – 6,5 очка; 2-я команда – 4,5 очка; 3-я команда – 3 очка.

Во время подсчета очков капитаны раздают каждому члену своей команды перфокарту с заданием для болельщиков.

 

III тур. «Конкурс капитанов»

Для конкурса на отдельный стол ставится поднос с яблоком, сливой и виноградом. У каждого капитана листочек с вопросом: «Назовите типы плодов». Правильный ответ оценивается в 2 очка.

 

 

 

 

 

 







Капитаны 1-й и 3-й команд получают по 6 очков, а капитан 2-й команды – 4 очка.

Три капитана одновременно садятся за стол и письменно отвечают на вопрос о типах плодов, лежащих на подносе.

Одновременно проходит письменная работа с перфокартами. Члены команд работают индивидуально, не совещаясь, все набранные очки идут в фонд команды.

После выполнения задания капитаны должны сдать учителю свои подписанные листочки и все готовые работы членов команды.

Ответы.

Капитан 1-й команды: яблоко, костянка, ягода. Капитан 2-й команды: яблоко, костянки (причислил и виноград к костянкам). Капитан 3-й команды: яблоко, костянка, ягода.

10 минут

Подведение итогов

Пока учитель проверяет работы по перфокартам, участники команд устно выполняют общее задание (написано на доске заранее): «Поставьте буквы правильно и получите названия деревьев: ЗЕБЕРА, ДРЕК, ВЕТСАЦИННИЛ». Очко присуждается команде, первой отгадавшей названия деревьев (правильные ответы: БЕРЕЗА, КЕДР, ЛИСТВЕННИЦА).

Самой сообразительной оказалась 3-я команда, она и получает очко.

Учитель объявляет итоги конкурса капитанов и урока в целом: 1-я команда имеет 8 очков за письменную работу членов команды (всего за урок 20,5 очков). Это I место, и все члены команды получают оценку «5». 2-я команда за письменную работу с перфокартами получает 7 очков (общий итог – 15,5 очков). 3-я команда за перфокарты – 6 очков (общий итог, считая устное задание, – 16 очков). Результаты двух последних команд близки, и учитель принимает решение присудить им обеим II место, их участники получают оценку «4». Особо отличившиеся учащиеся 3-й команды получают отличные оценки.

Учитель заносит оценки за урок в журнал и расписывается в дневниках детей.

Члены команд совещаются, выполняя задание на доске, и капитан команды, первой выполнившей задание, поднимает руку и отвечает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся открывают дневники и под диктовку учителя выставляют себе оценку за урок, а учитель расписывается за каждую оценку.

Не более 10 минут

Организационный момент

Учитель руководит расстановкой столов и стульев, проверяет чистоту в кабинете.

Учащиеся расставляют столы и стулья рядами, как положено в кабинете, приводят его в порядок.

5 мин.

Приложение

Бланк учета баллов

Команда 1

Класс________

Капитан__________________________

Устный тур

Учет ответов на основные вопросы:

   
   

Дополнительные баллы_____________

Итоговое место:

Оценка:_____________________________

Литература

1. Васильева И.Г., Корчагина В.А. Проверка знаний учащихся по биологии.// Биология в школе, 1990.

2. Мягкова А.Н., Бровкина Е.Т. и др. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. – М.: Просвещение, 1988.

3. Мягкова А.Н., Сивоглазов В.И. Уроки обобщения знаний по биологии.// Биология в школе, 1988.

4. Я иду на урок биологии; Зоология: Беспозвоночные. – М.: Первое сентября, 1999.

 

Рейтинг@Mail.ru