Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №13/2007

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 2007

З.Б. МИНИНА,
к.б.н., Гимназия № 1517 г. Москва

Работа учителя биологии в профильном классе

В многопрофильной гимназии № 1517 г. Москвы, являющейся лауреатом Премии Президента РФ и удостоенной звания «Школа будущего», с 1998 г. организованы старшие классы медицинского профиля. На протяжении ряда лет гимназия является городской экспериментальной площадкой по проблеме «Индивидуализация обучения». Прием в старшие классы осуществляется по итогам экзаменов по профилю за курс основной школы и с учетом результатов собеседования. Старшие классы делятся на подгруппы по 6–12 учащихся.

С 2002 г. в гимназии создается система специализированной подготовки учащихся в группах медицинского профиля, которая включает следующие виды деятельности: 1) работа по программе углубленного изучения биологии; 2) факультатив «Актуальные проблемы биологии и медицины»; 3) предпрофильная подготовка (факультатив «Культура здоровья» в 9-м классе); 4) организация проектно-исследовательской деятельности учащихся; 5) взаимодействие со школьным психологом; 6) работа с родителями.

В основу преподавания в гимназии положена программа для классов с углубленным изучением биологии (Захаров В.Б. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М., 2000), скорректированная для классов медицинского профиля и утвержденная в МИОО. Необходимость коррекции была обусловлена тем, что от абитуриентов, сдающих биологию в вузы, требуются знания не только общей биологии, но и курсов «Биология растений», «Биология животных», «Анатомия и физиология человека» на более высоком уровне, чем для 6–9-х классов. Задания ЕГЭ по биологии тоже охватывают перечисленные разделы. Поэтому в программу 10-го класса наряду с разделами «Химия клетки», «Клеточные структуры и их функции», «Процессы жизнедеятельности в клетке», «Воспроизводство биологических систем» и «Основы генетики и селекции» был включен раздел «Царства прокариот, грибов, растений» (36 ч в 4-й четверти). В 11-м классе до изучения разделов «Эволюционное учение», «Возникновение и развитие органического мира», «Экология» учащиеся изучают разделы «Царство животных» (20 ч) и «Анатомия и физиология человека» (21 ч).

Таким образом, при коррекции программы была сохранена идея уровней организации жизни (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный). Повторение же материалов курсов биологии растений, животных и человека до изучения эволюционной теории позволяет лучше подготовить учащихся к осмыслению закономерностей эволюции и основ экологии. Кроме того, такое повторение позволяет изучать основы медицинских знаний. Например, в 10-м классе рассматриваются такие вопросы, как медицинское значение бактерий, микологические заболевания человека, лекарственные растения, а в 11-м – медицинское значение простейших, гельминтозы человека, медицинское значение членистоногих, паразитарные заболевания, природно-очаговые заболевания, медицинское значение млекопитающих и другие. При повторении раздела «Анатомия и физиология человека» учащиеся знакомятся с заболеваниями всех систем органов и их профилактикой, диагностическими исследованиями крови и мочи, историей и достижениями современной медицины.

Основная учебная литература

Общая биология. 10–11 классы/Под ред. акад. Д.К. Беляева, проф. Г.М. Дымшица и проф. А.О. Рувинского. – М.: Просвещение, 2005.

Чернова Н.М. Основы экологии. Учебник для 10(11) классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.

Ярыгин В.Н. Пособие по биологии для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 2004.

Биология (общие закономерности)/Под ред. В.Б. Захарова и Л.Н. Анастасовой. – М.: Школа-Пресс, 1995.

Дополнительная литература

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х т. – М.: Мир, 1993.

Мамонтов С.Г. Биология для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 2003.

Медников Б.М. Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994.

Экологические очерки о природе и человеке/Под ред. Б.Гржимека/Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1988.

Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. Дарвинизм. – М.: Высшая школа, 1998.

Программы рассчитана на 134 ч в каждой параллели. Благоприятные условия для обучения (небольшие группы до 12 человек и высокая мотивация учащихся, поступающих в 10-й класс на конкурсной основе) позволяют учителю успешно решать комплекс поставленных задач по обучению, воспитанию и развитию старшеклассников.

Основная форма занятий – лекции (при изучении нового материала) и семинары, к которым учащиеся готовятся самостоятельно, повторяя разделы «Биология растений», «Биология животных», «Анатомия и физиология человека» и обсуждая их на уроке, а учитель вносит необходимые дополнения, предлагает проблемные задачи. Все предусмотренные программой В.Б. Захарова лабораторные и практические работы сохранены.

Основное содержание курса биологии в старшей школе дополняет факультатив «Актуальные проблемы биологии и медицины» (2 ч в неделю). Он включает научные семинары, проводимые на базе Биологического музея им. К.А. Тимирязева для учителей и старшеклассников с участием ведущих ученых-биологов. В последние два года были проведены семинары по темам: «Антропология в XXI веке», «Естественный отбор в популяциях человека», «Закат дарвинизма?», «Евгеника», «ДНК: прошлое, настоящее, будущее», «Стволовые клетки – миф или реальность?», «Генетическая генеалогия семей», «Влияние качества жизни на состояние человека», «Современные направления в генетической токсикологии». Гимназисты активно посещают также лекции по экологии, организованные для старшеклассников Международным независимым эколого-политологическим университетом или проводимые ведущими экологами г. Москвы на базе Политехнического музея. Тематика этих лекций охватывает такие важные проблемы, как «Экологические проблемы Москвы», «Мониторинг здоровья среды», «Учение о ноосфере», «Взаимодействие с природой в современных условиях», «Есть ли у цивилизации будущее?», «Экология и устойчивое развитие общества», «Экология и эволюция», «Наследственность и окружающая среда». В рамках факультатива учащиеся готовят исследовательские проекты и защищают их на окружных и городских конференциях.

Для обеспечения предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса с 2006 г. в гимназии введен факультативный курс «Культура здоровья» (34 ч, 1 ч в неделю). Основные задачи курса – экологизация биологических знаний, развитие идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья, изучение влияния окружающей среды на организм человека.

Изучение этого курса позволяет учащимся:

– освоить способы и методы оценки экологического состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов;
– получить дополнительные знания по основным проблемам экологии, усвоить важнейшие экологические понятия;
– овладеть знаниями и умениями, необходимыми для наблюдений и оценки состояния собственного здоровья, окружающей среды и образа жизни;
– научиться проводить измерения и опыты, объяснять полученные данные и формулировать гипотезы;
– продолжить развивать чувственно-эмоциональную сферу и осознать неповторимость каждого человека;
– получить дополнительные стимулы для стремления к духовному и физическому совершенству.

В основу факультатива положена программа «Экология человека. Культура здоровья» (Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе. – М., 2005). Используются пособия: Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. – М., 2004; Поддубная Л.Б. Секретные материалы о твоем здоровье. – Волгоград: 2005; «Биология. 9-й класс. Предпрофильная подготовка». – Волгоград, 2006.

Значительное место в данном курсе занимает организация самостоятельной и практической деятельности учащихся. Предусмотрено проведение двух практических и семи лабораторных работ по наблюдению, измерению, тестированию, формированию гипотез, проведению опытов. Учащиеся под руководством учителя осуществляют подготовку проектных работ по проблемам здоровья и защищают их на школьной и окружной конференциях.

Большое внимание в работе с учащимися уделяется подготовке исследовательских проектов. Темы работ, как правило, медицинской направленности, определяют сами учащиеся, исходя из собственных интересов и возможностей с учетом ориентации на будущую профессию. В ряде случаев помощь в выборе и освоении методики исследований, а также консультативную помощь оказывают сотрудники эколого-биологического отдела окружного Центра детского и юношеского творчества «Тушино». Вот некоторые темы выполненных ребятами исследовательских работ и оценка их участия в ученических конференциях.

  • 2001/2002 г.: Засорина Ирина, 10-й кл. «Особенности послеоперационного ведения больных в клинике» (окружная конференция «Лидер», 1-е место); Волкова Екатерина, Самосудова Екатерина, 10-й кл.«Оптимальный режим труда и отдыха старшеклассников» (окружная конференция «Лидер», 3-е место).

  • 2002/2003 г.: Иванова Анна, Метелкина Оксана, 10-й кл. «Влияние условий содержания на жизнедеятельность чайного гриба» (окружная конференция «Лидер», 2-е место; городская конференция «Мы и биосфера»).

  • 2003/2004 г.: Зуев Сергей, 10-й кл. «Антибиотики в жизни человека» (окружная конференция «Лидер», 3-е место); Иванова Анна, 11-й кл. «Вегетативные органы растений» (окружная конференция «Информационные технологии на каждом уроке»); Пьянков Иван, 10-й кл. «Радиация и здоровье» (окружная конференция «Информационные технологии на каждом уроке», 1-е место).

  • 2005/2006 г.: Каменщикова Мария, 11-й кл. «Эвтаназия – милосердие или убийство?» (окружная конференция «Лидер», 3-е место); Минин Алексей, Угрина Александра, 10-й кл. «Проблема применения кровезаменителей» (окружная конференция «Лидер»); Сорокин Георгий, 10-й кл. «Микробиологическая среда помещений гимназии № 1517» (окружная конференция «Моя малая Родина»).

  • 2006/2007 г.: Титова Мария, 9-й кл. «Витамины и красота» (городская олимпиада по экологии, защита проектов, 3-е место); Черникова Мария, 10-й кл. «Поведение волков в Московском зоопарке» (окружная конференция «Лидер», 2-е место; городская олимпиада по экологии, защита проектов, 3-е место); Резвов Никита, 10-й кл. «Применение микрочипов в медицине и экологии» (окружная конференция «Лидер», 3-е место; городская олимпиада по экологии, защита проектов).

Учащиеся под руководством учителя работают с дополнительной литературой, осуществляют подготовку к олимпиадам по биологии и экологии, где показывают достаточно хорошие результаты:

  • 2001/2002 г., Сметанин Андрей (11-й кл.): 1-е место в окружных олимпиадах по биологии и экологии, грамота МДО за лучший результат по итогам 1-го и 2-го туров городской олимпиады по экологии;

  • 2002/2003 г., Цвелодуб Станислав (10-й кл.): 2-е место в окружной олимпиаде по биологии;

  • 2003/2004 г., Иванова Анна (11-й кл.): 2-е место в окружной олимпиаде по биологии; Зуев Сергей (10-й кл.): 2-е место в окружной олимпиаде по биологии;

  • 2004/2005 г., Зуев Сергей (11-й кл.): 1-е место в окружной олимпиаде по экологии; Белопольская Олеся (11-й кл.): 1-е место в окружной олимпиаде по биологии;

  • 2005/2006 г., Мансуров Даниил (11-й кл.): 3-е место в окружной олимпиаде по биологии;

  • 2006/2007 г., Титова Мария (9-й кл.): 3-е место в городской олимпиаде по экологии; Резвов Никита (10-й кл.): 3-е место в окружной олимпиаде по экологии; Черникова Мария (10-й кл.): 1-е место в окружной олимпиаде по экологии, 3-е место в городской олимпиаде по экологии.

Одним из направлений работы учителя биологии является работа с родителями: выступление на родительских собраниях с разъяснением специфики программы и особенностей работы в группах медицинского профиля, индивидуальные беседы. Часто родители оказывают посильную помощь детям в подготовке исследовательских проектов.

Помогает в работе взаимодействие учителя биологии со школьным психологом. По результатам психологических обследований гимназистов, их анализу составляются рекомендации по индивидуальной профориентационной работе с учащимися.

Такова наша система специализированной подготовки (профильного обучения) старшеклассников общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. И хотя она приносит хорошие результаты, есть еще нерешенные проблемы. Так, например, имеющегося относительно хорошего оснащения кабинета биологии наглядными и техническими средствами обучения, оборудованием явно недостаточно для проведения исследовательских работ на высоком уровне. Один из путей решения этой проблемы – установление стабильных связей с профильными вузами, которые могли бы предоставить современную лабораторную базу для выполнения серьезных исследовательских работ.

 

Рейтинг@Mail.ru