Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №13/2007

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 2007

М.А. ВАСИНА,
учитель биологии ГОУ СОШ № 114,
г. Москва

Формы и методы работы в классах предпрофильной подготовки

Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» и в «Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования», является ориентация образования не только на усвоение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, способности к успешной социализации в обществе и готовность к активной адаптации на рынке труда. При этом подчеркивается, что решение этих задач должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Цель предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащегося 9-го класса. Перед ним по окончании основной школы будет стоять сложная задача правильного выбора профиля дальнейшего обучения. В классах предпрофильной подготовки у учеников должен формироваться интерес и положительная мотивация через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности. Познавательная учебная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Психологи убеждают, что познавательная активность – качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием различных факторов. На ее уровень сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого школьника. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность меняется.

С 1990 г. в нашей школе организуются, начиная с 8-го, классы с углубленным изучением биологии. Учащиеся зачисляются в класс после предварительного собеседования. Изучение биологии проходит по программе, предусматривающей 4 урока в неделю (на двух из них учащиеся работают всем классом, а на двух – в раздельных группах). Программа предусматривает расширение и углубление изучаемого материала, дает возможность проводить больше практических занятий. В данном классе также изучается предмет «Основы санитарного дела» (1 ч в неделю) – оказание первой медицинской помощи: теоретические и практические знания и 3 ч в неделю отводится на изучение химии.

Наш кабинет имеет хорошую материальную базу: световые и цифровые микроскопы, микропрепараты, коллекции, таблицы для проведения лабораторных работ; телевизор, видеомагнитофон, компьютер, мультимедийный проектор и, соответственно, видеофильмы и программные продукты.

При изучении материала всем классом используются разные формы работы: лекционные занятия, диспуты, конференции, интегрированные уроки. Но лекции в чистом виде учащиеся классов предпрофильной подготовки воспринимать не готовы – они быстро утомляются, теряют интерес. Поэтому в ходе лекции используются также элементы беседы, просмотр фрагментов фильмов, компьютерные презентации, демонстрации опытов и т.д. На лекционные занятия выносятся общие вопросы, посвященные началу изучения темы или знакомст-ву с основными понятиями, например «Строение клетки» (в этом случае представление лекционного материала сочетается с элементами беседы и демонстрацией электронного атласа). На занятия в форме диспута, конференции можно вынести темы, при изучении которых необходимо осознать какие-либо закономерности или уяснить спорные вопросы. Интегрированные уроки, где могут быть широко использованы межпредметные связи, проводятся по темам: «Состав и строение костей» (биология, химия, физика); «Терморегуляция» (биология, физика); «Ферменты» (биология, химия). Такие уроки мы проводим или совместно с учителем соответствующего предмета (например, урок по теме: «Рабо-та мышц» – совместно с учителем физики), или на основе предварительных консультаций с коллегами.

Занятия в группах очень удобны для проведения экспериментальных и лабораторных работ, семинарских и зачетных занятий.

При работе как с группой, так с целым классом очень важно использовать активные методы обучения. Их можно объединить в три группы: словесные, наглядные и практические и использовать на уроках в разном сочетании.

Словесные

Метод дискуссии: вопросы учителя или учащихся, требующие размышлений, обмена мнениями. Пример: «Нередко приходится работать согнувшись, низко склонив голову, при этом сдавливается грудная клетка, затрудняется дыхание и кровообращение. Объясните:

– как влияет это на здоровье и почему;
– как предотвратить, ослабить отрицательное влияние такой позы. Обоснуйте ответ».

Метод самостоятельной работы с учебником: учащиеся самостоятельно работают по заданию учителя с учебными пособиями, при этом составляя план, таблицы, схемы.

Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом: работа учащихся по дидактическим материалам.

Метод эвристической беседы: учащиеся решают проблемные вопросы и получают новые знания в процессе дискуссии, коллективных размышлений. Пример: «Сравните функции рибосом и митохондрий. В чем заключается противоположность функций этих органоидов клетки? Докажите!»

Метод проблемного изложения: проблемные во-просы решает сам учитель, размышляя вслух и побуждая учащихся к логическому мышлению.

Метод решения расчетных и логических задач: учащиеся по заданию учителя самостоятельно решают расчетные или логические задачи, требующие вычислений, размышлений и умозаключений. Пример: «Представьте ритмическую работу сердца 80-летнего человека и, исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, определите, сколько лет из 80 у него: 1) отдыхали мышцы желудочков сердца; 2) отдыхали мышцы предсердий; 3) были закрыты створчатые клапаны; 4) были закрыты полулунные клапаны».

Наглядные

Метод частично-поисковый демонстрационный: учащиеся решают проблемный вопрос, наблюдая и обсуждая демонстрируемые учителем опыты, натуральные объекты и т.д.
Пример: «Какие химические превращения происходят с пищей под действием желудочного сока? Как это можно исследовать? Проанализируйте результаты опыта «Действие желудочного сока на белок»; сравните изменения содержимого во всех пробирках, заполните таблицу (№ пробирки – содержимое – условия – результат – причина результата), запишите выводы и обсудите в группах».

Метод опорных сигналов: использование плакатов с опорными сигналами.

Метод работы с использованием ИКТ: учащиеся решают проблемный вопрос и получают часть новых знаний при просмотре слайдов, видеофильмов, работе с соответствующими компьютерными программами (электронный лабораторный практикум «Биология 6–11 класс», «Библиотека электронных наглядных пособий, 6–9 класс», электронный атлас «Анатомия 8–9 класс»).

Практические

Лабораторно-практические занятия – важная форма урочной работы в предпрофильных классах. На них максимум времени отводится самостоятельной работе учащихся. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы учащиеся выполняют ее, пользуясь инструктивными карточками. При выполнении заданий лабораторной работы они могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями. Учащиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер. Часто та или иная проблема ставится непосредственно перед выполнением практической работы.

Лабораторный метод: учащиеся решают проблемный вопрос и получают часть новых знаний в ходе выполнения и обсуждения эксперимента или работая с натуральным раздаточным материалом. До лабораторной работы ученикам известна лишь ее цель, но не ожидаемый результат. Пример: «Определите, какие кровеносные сосуды видны на тыльной стороне кисти руки. Правильность своего ответа проверьте так: 2–3 раза сдавите пальцами запястье и наблюдайте за изменениями толщины сосудов, заметных на тыльной стороне кисти. Что происходит с этими сосудами и кровью в них? Почему? Что происходит с ними, если освободить запястье? Почему? В каком направлении (от сердца или к нему) течет кровь в этих сосудах?»
В программе заложены основные лабораторные работы, проводимые на уроках в школе, но иногда учащиеся получают задание выполнить лабораторную работу определенной тематики (определить частоту заболеваемости инфекционными болезнями в семье, проследить за динамикой температуры тела) дома и относятся к таким заданием с большим интересом.

Наблюдение за живыми объектами: использование живых объектов при проведении исследовательской или лабораторной работы.

Создание компьютерных презентаций: эту форму практической работы можно использовать как на уроках, так и на занятиях кружка при проведении предметной недели.

Большую роль в предпрофильной подготовке играет внеурочная деятельность. Это годовая экскурсионная программа по предмету, работа на пришкольном участке, проведение предметной недели – праздники для начальной школы «Удивительное рядом» и «Птичий переполох», а также участие ребят в различных олимпиадах: окружных и городских биологических и экологических; районных – «Тайны Братцевского парка»; в олимпиаде в рамках Фестиваля «Юные таланты Московии» – «Природа Московии»; в районных акциях и конкурсах «Капля чистой воды», «С чего начинается Родина». Отдельно необходимо сказать о Дистанционных обучающих олимпиадах (ДОО). Мы принимали в них участие уже трижды:

– 2003 г., тема «Лекарственные растения»;
– 2005 г., тема «Путешествие с домашними животными»;
– 2006 г., тема «Растения и животные в геральдике»

и во всех случаях наши ребята становились дипломантами 1-й степени.

Участие в ДОО учит ребят работать с литературой (научной, познавательной, документальной), использовать информационные технологии, обобщать собственный опыт, проявлять творческие способности. Материалы ДООБ всех лет можно посмотреть на сайте http://www.eduland.ru/doo-bio/.

В классах предпрофильной подготовки желательна также организация кружка или проведение элективных курсов. Это способствует получению учащимися более глубоких знаний и развитию по-знавательного интереса. Например, на занятиях кружка «Легенды и мифы в биологии» ребята не только узнают, но и пытаются доказать реальность существования различных мифических животных или явлений: летающих драконов, цветение папоротника. Я тесно контактирую с учителями-предметниками, в частности с учителем информатики, который ведет кружок «Рисуем на компьютере». Это помогает в работе моего кружка: мы придумываем несуществующих животных, а на кружке информатики учащиеся создают их изображения, которые потом можно использовать на уроках зоологии, генетики.

Широко в работе кружка или учебной деятельности можно использовать возможности посещения заповедников и музеев, в Москве, например, – Биологического музея им. К.А. Тимирязева. При посещении этого музея вас не только познакомят с экспозицией, но и могут провести лабораторную работу.

Нельзя изучать биологию в отрыве от природы. Поэтому целесообразно после 7-го класса, когда учащиеся познакомились с миром растений и животных, проводить полевую практику, где многое из того, что ребята изучили теоретически, они смогут увидеть собственными глазами. Есть различные программы проведения практики – в зависимости от поставленных целей и возможностей. С программой, разработанной мной, можно познакомиться на сайте http://www.eduland.ru/doo-bio/. Осуществить ее можно, выезжая в экологические лагеря или используя отдельные элементы в ходе экскурсий в природу.

 

Рейтинг@Mail.ru