КОПИЛКА ОПЫТА

А.П. АНДРИЯНОВ,
заместитель директора по УВР
Тихменевская СШ,
Пензенская обл.

Поэтический образ природы на уроках экологии

В формировании экологической культуры на уроках биологии могут помочь поэтические произведения. Чтение стихотворений на уроке является дидактическим приемом. Оно вплетается в «паутину» урока и выполняет развивающую и воспитательную функции, стимулирует познавательный интерес, помогает увидеть волнующие проблемы как глобального, так и личностного характера. Работая на уроке со стихотворением, учитель имеет эффективное средство развития экологического сознания и мировоззрения.

Воспитание гуманного отношения к природе предполагает развитие способности воспринимать и чувствовать ее красоту, умения бережно к ней относиться. Из стихотворений школьники могут получить информацию об источниках загрязнения, проблемах взаимоотношений человека с окружающей средой, о правилах поведения в природе. Поэзия заставляет их задуматься над решением глобальных экологических проблем.

Четкие, лаконичные зарисовки явлений природы заостряют впечатления, усиливают мотивацию к учебной деятельности.

Поэтическое произведение можно применять на всех этапах урока, что чрезвычайно оживляет урок, улучшает психологический климат в классе. Стихотворение может стать целевой установкой и мобилизовать класс на восприятие и усвоение нового материала и при проверке знаний учащихся на этапе контроля домашнего задания.

Напечатанные на карточках или в виде брошюры стихотворения можно использовать фронтально и индивидуально.

Все стихотворения возможно использовать во внеурочное время, включая их в композиции «День Земли», «День воды» и т.д. На основе их можно строить беседы с учащимися начальных классов. Спектр использования стихотворений в учебно-воспитательном процессе неограничен и зависит от методического мастерства учителя.

В предлагаемой публикации стихотворения подобраны как дидактический материал к соответ-ствующим темам и разделам учебника «Экология для 5-х (6-х) классов» (М.: Устойчивый мир, 2000). После каждого стихотворения приведены вопросы, которые можно задать учащимся.

Глобальные экологические проблемы

Будь милосерден, человек!
У всех людей – одна планета:
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь.

Уже все тоньше слой озона,
А он – щит жизни на Земле;
Уже растут, как язвы, зоны,
Где смерть таится в дымной мгле.

Текут отравленные воды
По руслам рек и под землей.
Дожди спадают с небосвода
Сернокислотною водой.

Леса свою теряют силу.
Уходит нежный запах лип.
Озера, ставшие могилой,
В себе хоронят стаи рыб.

И.И. Ландо

  • Что тебя особенно взволновало в стихотворении?

  • Какие глобальные экологические проблемы описывает автор? Нарисуйте схемы некоторых проблем, которые затрагивает автор в стихотворении.

  • К чему приводит неразумное вмешательство человека в природу?

* * *

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Нe мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы – общей жизни зерна.
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.

М.Дудин

  • Подумайте, почему поэт сказал: «Не то Земли не будет у каждого из нас»?

  • Какие экологические проблемы затрагивает автор стихотворения?

  • Проиллюстрируй первую часть стихотворения.

* * *

Озонная дыра над Антарктидой,
Как рана в сердце, как пожар в груди,
Одумайся, беспечный индивидум,
И в будущее взор обороти!

И ощути всей плотью знак сей грозный,
И хоть на миг забудь о барышах.
Одумайся, пока еще не поздно,
Пока не сделал свой последний шаг.

Пока другие дыры не пробиты
На нашем общем малом корабле.
Пока одна дыра над Антарктидой,
Пока один Чернобыль на Земле...

М.Ножкин (отрывок)

  • Почему поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе?

  • Объясните, как образуется озоновая дыра над Антарктидой.

* * *

Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек !

И.Трофимова

  • Какие чувства вызвало у тебя стихотворение?

  • Почему природе необходима наша помощь?

Я ОБНЯЛ ГЛОБУС

Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»

Е.Шкловский

  • Почему природа взывает о нашей помощи?

ДАВАЙТЕ СОХРАНИМ

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.

Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.

Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.

Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!

Н.Старшинов

  • Почему автор призывает всех объединиться для охраны природы?

* * *

Леса уходят.
Жалко мне леса.
Уходят ели, сосны и березы,
Рябины гасят пламенные гроздья.
Осинников смолкают голоса,

Когда-то шли в тех лесах дубы,
И ясени, и золотые клены.
Куда им деться от такой судьбы?
Лес вырубают – океан зеленый.

С.Орлов

  • Почему автору стихотворения жалко леса? Совпадают ли ваши чувства?

  • К каким последствиям может привести вырубка лесов?

Продолжение следует

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru