КОПИЛКА ОПЫТА

Е.С. ЦИКАЛО,
к.п.н., доцент ВГПУ, учитель МОУ СШ № 25, г. Владимир

Окончание. См. № 10/2007

Биологические экскурсии в школьном образовании

В современном информационно емком мире значительно активизирует деятельность учащихся работа над информационными проектами, которые могут широко использоваться на экскурсиях вместо докладов учеников. Такой вид творческой деятельности подходит и для младшего школьника, и для старшеклассника. Работа над информационными проектами многогранна. Это и самостоятельный отбор И.Е. Грабарь. Белая зима. Грачиные гнезданаучной, популярной и учебной информации, и формирование умения реферировать литературу, находить литературные источники, и изложение сведений (защита проекта), и демонстрация природных объектов и процессов, которые служат источником знаний для учащихся, и оформление проекта, и возможность его дальнейшего использования при планировании практических работ по охране природы и благоустройству территории.

Тема проекта может быть, например, такой: «Раскрыть особенности биологии березы бородавчатой (от имени дерева). Сделать репортажи берез о своей жизни с плохого и благоприятного мест обитания». Ниже приведены примеры тем проектов и алгоритмы их выполнения.

И.Е. Грабарь. Белая зима. Грачиные гнезда

«Значение березы в жизни русского человека»

Алгоритм выполнения проекта

  1. Отметьте роль березы как источника лекарственных препаратов.

  2. Раскройте роль березы в культуре различных народов.

  3. Опишите опыт использования березы в русских народных промыслах, попробуйте изготовить свои поделки и организовать их выставку.

  4. Охарактеризуйте использование березы в промышленности своего края.

«Красота осенней природы в произведениях русских писателей и поэтов»

Алгоритм выполнения проекта

  1. Соберите материал из произведений И.А. Бунина, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, С.Т. Аксакова, В.А. Солоухина.

  2. Напишите сочинение о ценностном восприятии осенней природы этими авторами в сравнении со своими впечатлениями.

И.И. Левитан. Вечерний звон

Такие проекты имеют продолжение на экскурсиях в старших классах. Например, при подготовке к экскурсии «Весенние явления в жизни растений» школьник продолжает сбор информационного материала о жизни деревьев весной. Так собирается «портфель» для выполнения проектов: «Помощь нашему парку» или «Озеленение нашей школы». Проект защищается в конце изучения раздела о растениях (или на старшей ступени обучения). Он может быть представлен в виде специального выпуска школьной газеты, фоторепортажа о сезонных изменениях деревьев, дизайнерского проекта по озеленению школы, делового письма в лесничество (Комитет природопользования) о конкретной помощи растениям, животным, парку, лесу.

Хотя любой проект имеет прикладное значение, мы считаем, что в биологическом образовании важны и чисто прикладные проекты.

«Жизнь букета»

Букет «Старая усадьба»Алгоритм выполнения проекта

  1. Изучите литературу и соберите материал по биологии вида(ов) растений, цветы которого(ых) дарят чаще всего (розы, гвоздики, хризантемы, тюльпаны, мимозы).

  2. Соберите материал о способах и условиях сохранения срезанных цветов. Исследуйте их и опишите полученные результаты.

  3. Предложите другие способы, которые могут обеспечить длительную сохранность цветов.

  4. Выпустите бюллетень (или оформите буклет-памятку) о том, как сохранять срезанные цветы и подарите его своим родным, учителю, друзьям.

Букет «Старая усадьба»

На биологических экскурсиях, в окружении живой природы, можно использовать задания с игровыми ситуациями, например: «Составь задачу по теме экскурсии, на основе увиденного в природе биологического явления или факта, ответ на которую ты не знаешь». На экскурсии «Жизнь птиц и млекопитающих зимой» можно предложить найти объяснение появлению изредка в теплые дни на снегу около деревьев и пней маленьких бархатистых черных личинок, снежных блох (бескрылое насекомое из отряда ногохвосток), снежных комаров хионей, мелких зеленоватых ледничников. Школьники отмечают, что так называемые снежные черви (личинки небольшого жука из семейства мягкотелок) появляются на снегу во время оттепели, когда талая вода затопляет их убежища под корнями деревьев, камнями, в лесной подстилке. Еще один пример задачи: «Как следует относиться к зарастанию пойменных озер, осушению водоемов для увеличения площади сенокосов, использованию части ила (сапропеля) как органического удобрения на близлежащих полях?» Решение подобных задач обогащает жизненный опыт школьника, учит решать проблемы в повседневной жизни, а затем и в профессиональной деятельности.

Немаловажен и культурологический подход к обучению. Обычно на экскурсиях учитель приводит примеры художественного образа природы из литературных произведений, но самостоятельное создание школьниками художественных образов природы, по нашему мнению, обладает гораздо большим развивающим эффектом. Для использования этого подхода мы разработали целую систему заданий: это может быть рассказ, фоторепортаж, сценарий, биологическая сказка, стихи о красоте и гармонии природы, живых организмов. Например, на экскурсии по изучению осенних явлений в жизни растений задание может быть таким: «Рассмотрите какое-нибудь наиболее понравившееся вам растение. Почему именно оно привлекло ваше внимание? В чем вы видите красоту его строения, формы, окраски, происходящих с ним изменений?» Школьники изучают понравившийся пейзаж, природный уголок, описывают различные особенности живой природы (цвет, форму растений или животных), восхищаются проявлениями жизни, например цветением растений, радуются пению птиц. Хорошо, если школьники создают экологические проекты, эмблемы, девизы, в которых отражают ценностное отношение к живой природе. Эти формы важны потому, что, как любил повторять К.Д. Ушинский, «логика природы есть самая доступная для детей логика». Эстетическое восприятие объектов живой природы воспитывает эмоциональную отзывчивость при общении с ними, формирует умение находить художественную форму выражения своих впечатлений.

Кроме эстетических взглядов и образов биологические экскурсии способствуют формированию у школьников экологического сознания, развитию ценностного отношения к природе. Из многочисленных ценностей живой природы учитель может «высветить» две ее стороны: материальную и духовную. Если в образовании делается акцент лишь на практическую пользу, получаемую от природных объектов, то у школьников формируется прагматичное отношение к природе. Однако познание живой природы необходимо не только для удовлетворения многообразных потребностей, оно способствует формированию общечеловеческих, культурных, научных и личностных ценностей.

Формирование позитивного отношения к живой природе – длительный процесс, и осуществлять его необходимо на каждой экскурсии и на всех ее этапах. Уже на первой осенней экскурсии организуется игра-конкурс: по дороге все внимательно рассматривают осенние пейзажи, выбирают наиболее понравившийся и выполняют задания, ориентированные на эстетическое и нравственное восприятие живой природы. Например, можно предложить такое задание: «Основной характеристикой прекрасного является гармония (от греч. связь, стройность, соразмерность). В живых организмах гармонично сочетаются особенности их строения, формы, цвета, игра света и тени, у животных – это поведение, позы, мелодичные звуки, грациозность передвижения и другие проявления. Понаблюдайте за понравившимся вам растением или пейзажем. Придумайте для них эмблему или девиз и опишите их красоту. Чем именно привлекла она ваше внимание? Для выполнения задания вы можете использовать произведения русской литературы, но лучше, если будут высказаны свои суждения».

В ходе экскурсий можно использовать ролевые и деловые игры, идентификацию природных объектов и процессов, ассоциации, художественную репрезентацию природных объектов, экологическую эмпатию, экологическую рефлексию, ритуализацию экологической деятельности. Все эти элементы построены на системе заданий. Так, игровые ситуации – это различные конкурсы, малые «олимпиады», составление ребусов и задач, которые подсказывает природа. Они развивают познавательный интерес, создают атмосферу успеха, а значит комфортных для школьника условий обучения.

Задания на эмпатию – сопереживание школьников тому или иному состоянию природного объекта – можно использовать во всех возрастных группах, предлагая отразить личное отношение к засыхающему пруду, сломанной ветке, погибшей ящерице, природной композиции, природе в целом. При выполнении таких заданий используются художественные произведения, в которых писатели и поэты отражают свои чувства и эмоции при восприятии природы. Так, для осенней экскурсии очень подходят пришвинские миниатюры, например «Осинкам холодно».

Задания на идентификацию природных объектов и явлений – это чтение отрывков художественного текста, стихов, создание эмблем или девиза биологических объектов или процессов, пейзажей, выполнение художественных рисунков, создание флористических и художественных картин, фотовыставки, которые эмоционально окрашивают субъективное восприятие научной информации и выражают отношение личности к природе. Например, использование басни И.А. Крылова «Листы и корни» позволяет усвоить идею о целостности растительного организма, связи его со средой обитания и необходимости сохранять растение и среду жизни растений.

Задания на экологическую рефлексию (переосмысление учеником своих поступков и поведения в природе с точки зрения их экологической целесообразности) требуют оценки учеником поступков или поведения своих или другого человека. Об этом разговор может вестись практически на каждой экскурсии.

Задания по ритуализации экологической деятельности заключаются во введении в школьную жизнь связанных с ней ритуалов и традиций. Это может быть, например, организация в школе, классе, группе экологических клубов, отрядов, движений с соответствующей символикой (эмблема, флаг, девиз, награды), иерархией (звания, должности), уставом. Все это позволяет вовлечь коллектив в экологическую деятельность.

В.Н. Бакшеев. Голубая весна

В.Н. Бакшеев. Голубая весна

Метод экологической заботы заключается в помощи природным объектам, особенно в трудных для них ситуациях, и формирует личную сопричастность к делу сохранения здоровой жизненной среды. Он включает в себя мероприятия по охране и восстановлению экосистем (лесные посадки, вывешивание искусственных гнездовий, подкормка птиц, оборудование водопоев для животных, создание лесопарковой мебели, укрытий от дождя, искусственных кострищ, мусоросборников, развешивание указателей). Да и просто вынести из леса мусор – тоже значимый акт для природы и повод уважать себя за маленький шаг ей навстречу. Все эти методы направлены на формирование экологического сознания, а это непременное условие целесообразного поведения и экологической культуры школьника.

Экологическая деятельность учащихся в природе может быть представлена тремя направлениями:

  • Изучение и оценка состояния окружающей среды (инвентаризация природных памятников, описание и оценка состояния экосистем и составление соответствующей документации: карт, схем, таблиц, атласов, описаний, «наказов депутатам»).

  • Участие школьников в проектировании ландшафта (дачного и школьного участка, микрорайона), создание учебных экологических троп, защита окружающей среды от разрушения (восстановление лесов, преодоление эрозионных явлений, закладка парков, аллей, озеленение микрорайона, создание питомника декоративных и цветочных культур).

  • Пропаганда экологических знаний: разработка плакатов, проведение экскурсий для младших школьников, оформление выставок по защите окружающей среды, составление летописи природы родного края, проведение акций, связанных с Днем окружающей среды, Всемирным днем здоровья.

Оформление результатов выполненных работ мы считаем тоже творчеством. Результаты работы включают в себя дневник наблюдений или полевой дневник (ведется в течение всего периода обучения в школе, превращаясь из флористического в фаунистический, общебиологический) и отчеты при подведении итогов каждой экскурсии.

В отчете отражается самостоятельная продуктивная познавательная, научная и практическая экологическая деятельность ученика. Формы отчета могут быть разными: устные, письменные (статья, экологический бюллетень, эссе, сказка, стихи, проект, отчет на дискете, сценарий праздника, созданная учеником Красная книга), наглядно-образные (модель и ее описание, фоторепортаж, выставка рисунков и другие художественные изображения природы) и комплексные (защита проекта, программа по озеленению территории, разработка экологической тропы и плакатов, научная работа учащихся, ландшафтный проект).

Все предложенные нами направления совершенствования биологических экскурсий являются средством развития личности и ее грамотного взаимодействия с живой природой.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru