Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №9/2007

АБИТУРИЕНТУ

Анастасия МАРТЯШЕВА,
11-й класс
Консультанты:
М.Г. САМИГУЛЛИНА, учитель истории;
Е.А. КОКОВИХИНА, учитель русского языка и литературы,
МОУ «СОШ № 15», г. Губаха, Пермский край

«Шпаргалка»-инструкция для выпускника, сдающего ЕГЭ

Я – ученица 11-го класса. Наступило время, когда нужно думать о своем будущем, выбирать профессию.

Для меня очень важно поступить в вуз. Для этого требуется хорошо сдать экзамены, в первую очередь ЕГЭ по русскому и математике в школе, т.к. результаты ЕГЭ засчитываются при сдаче вступительных экзаменов в вуз.

Не секрет, что все выпускники переживают из-за предстоящих испытаний. «Экзамены», «ЕГЭ» – только и слышишь с самого начала года. А сколько разных историй слышала я о том, как несправедливо ставят оценки за экзамены, как ущемляют права учащихся. Рассказы тех, кто уже прошел через это испытание, заставили меня задуматься о том, что нужно знать нам, школьникам, чтобы уметь постоять за себя, защитить свои права.

Для начала я обратилась к документам Министерства образования и науки нашей страны. Я изучила огромное их количество. Это и Закон «Об образовании», и многочисленные приказы Министерства, например приказ «Об утверждении положения о проведении ЕГЭ», а также различные инструктивные письма этого Министерства. Просмотрев эти и другие документы, я поняла, что у нас, выпускников, есть права, знать которые важно каждому старшекласснику.

У меня родилась идея: неплохо было бы создать компактную, понятную для всех, «шпаргалку»-инструкцию. В ней можно описать основные ситуации, в которых могут быть нарушены права учащихся во время сдачи экзамена, а также пути разрешения таких конфликтных ситуаций. Не каждый школьник имеет возможность или желание прочесть кипу юридических документов! Так я смогу помочь многим. Я думаю, все были бы рады иметь под рукой такую инструкцию. Тогда старшеклассники были бы более защищены от ошибок или предвзятого отношения экзаменаторов.

Для того чтобы узнать права старшеклассников, сдающих ЕГЭ, я проработала следующие документы:

– Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»;
– Положение от 09.04.2002 №1306 «О проведении ЕГЭ»;
– Положение от 28.03.2006 № 46 «О конфликтной Комиссии Пермского края по Единому Государственному Экзамену в 2006 году»;
– Положение от 01.04.2003 № 13-51-63 ин/13–03 «Рекомендации по организации системы общественного наблюдения (контроля) за проведением ЕГЭ»;
– Положение «Об общественных наблюдателях за проведением ЕГЭ в Пермском крае в 2006 году»;
– Положение «О создании экзаменационной комиссии»;
– Приказ от 24 мая 2005 года № 1296 «О проведении проверок организационно-технологических условий проведения ЕГЭ в субъектах РФ, участвующих в эксперименте по проведению ЕГЭ в 2005 году»;
– Приказ «Об утверждении положения о проведении ЕГЭ»;
– «Инструкция по подготовке и участию выпускников XI классов образовательных учреждений в ЕГЭ».

Из этих документов я выбрала положения, которые непосредственно касаются прав выпускников, сдающих ЕГЭ, и распределила документы на три группы.

Подготовка к экзамену

Ниже приведены статьи Положения «О проведении ЕГЭ».

Статья 1.4. Для проведения ЕГЭ создается Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) субъекта Российской Федерации, в состав которой входят представители органов исполнительной власти, органов управления образованием различных уровней, образовательных учреждений, принимающих участие в эксперименте.

Состав ГЭК утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации по представлению органа управления образованием субъекта Российской Федерации. Положение о ГЭК разрабатывается на основе настоящего Положения и утверждается государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации.

Срок полномочий ГЭК составляет один год.

Статья 1.5. Состав и порядок работы ГЭК доводятся до сведения выпускников, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений не позднее, чем за две недели до начала проведения ЕГЭ.

Ход экзамена

Статья 2.1. К сдаче ЕГЭ допускаются выпускники ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений, освоившие общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования, независимо от формы получения образования.

Статья 2.4. Экзаменационные работы в рамках ЕГЭ оцениваются баллами (по стобалльной системе) и отметками (по пятибалльной системе). Порядок и шкала перевода баллов в отметки устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

Подача апелляции

Это самое главное средство, которое помогает выпускнику защитить свои права. Я указываю весь необходимый материал.

Статья 1.6. В целях разрешения спорных вопросов, возникающих при оценке экзаменационных работ в рамках ЕГЭ, защиты прав выпускников, участвующих в эксперименте, создается конфликтная комиссия.

Положение о конфликтной комиссии, разработанное на основе настоящего Положения, и ее состав утверждаются государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации.

В состав конфликтной комиссии включаются представители органов управления образованием, образовательных учреждений, принимающих участие в эксперименте.

Конфликтная комиссия осуществляет свою работу в период проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.

Конфликтная комиссия в рамках эксперимента:

– принимает и рассматривает апелляции выпускников в рамках эксперимента по ЕГЭ;
– устанавливает соответствие установленным требованиям выставленной отметки либо процедуры проведения экзамена (вступительного испытания);
– принимает решение о соответствии выставленной отметки установленным требованиям либо о выставлении другой отметки;
– информирует выпускника, подавшего апелляцию, или его родителей (законных представителей), а также ГЭК о принятом решении.

В целях выполнения своих функций конфликтная комиссия вправе запрашивать и получать у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в том числе бланки ответов выпускников и поступающих, сведения о лицах, присутствовавших на экзамене (вступительном испытании), о соблюдении процедуры проведения экзамена (вступительного испытания) и т.п.

Статья 1.7. Выпускники имеют право подать апелляцию в письменной форме в конфликтную комиссию.

Статья 5.2. Положения «О конфликтной комиссии Пермского края по ЕГЭ в 2006 году».

Апелляцией признается аргументированное письменное заявление:

– о нарушении процедуры проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету в ППЭ, при этом под нарушением процедуры принимаются нарушения положений регламентирующих процедуру проведения ЕГЭ инструкций, которые могли оказать существенное негативное влияние на результаты ЕГЭ;
– о несогласии с выставленными баллами (отметкой).

Статья 5.3. Апелляции не принимаются:

– по вопросам содержания и структуры контрольных измерительных материалов по общеобразовательным предметам;
– по вопросам, связанным с нарушением выпускником инструкции по выполнению экзаменационной работы.

Статья 5.4. Апелляция о нарушении процедуры проведения ЕГЭ подается выпускником непосредственно в день проведения экзамена уполномоченному представителю ГЭК до выхода из ППЭ (пункта проведения экзамена). По факту апелляции последним проводится служебное расследование, результаты которого оформляются в форме заключения. Апелляция и заключение о результатах служебного расследования передаются в Комиссию.

Статья 5.5. Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в Комиссию либо руководителю того образовательного учреждения, в котором выпускник ознакомился с официальными результатами ЕГЭ. Руководитель образовательного учреждения, принявший апелляцию, должен сразу же подать ее текст в Комиссию по телефону, факсу или e-mail, а затем немедленно организовать доставку в Комиссию подлинника.
Рекомендуемый срок завершения приема апелляций о несогласии с выставленными баллами после официального объявления результатов ЕГЭ и ознакомления с ними выпускника составляет не менее 3-х дней.

Статья 5.6. Апелляция, как правило, рассматривается не позднее 3-х дней после ее подачи.

Статья 5.7. Выпускник имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С выпускником, в случае, если он является несовершеннолетним и не признан в соответствии с законодательством полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции один из его родителей.
Указанные лица должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность, выпускник также должен предъявить свой пропуск на экзамен с печатью «Бланки ЕГЭ сданы» и экзаменационный лист, подтверждающие сдачу выпускником экзамена, по которому подана апелляция.

Статья 5.9. В случае получения апелляции о нарушении процедуры проведения ЕГЭ Комиссия рассматривает апелляцию и заключение о результатах служебного расследования, устанавливает соответствие изложенных в апелляции фактов реальной ситуации в ППЭ и выносит одно из решений:

– об отклонении апелляции;
– об удовлетворении апелляции.

В последнем случае результат ЕГЭ, по процедуре которого выпускником была подана апелляция, аннулируется по соответствующему общеобразовательному предмету, и выпускнику предоставляется возможность сдать ЕГЭ в резервный день.

Далее из Положения «О проведении ЕГЭ»

Статья 1.8. Порядок и место приема апелляций доводятся ГЭК до сведения выпускников, поступающих, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений не позднее, чем за 2 недели до начала проведения ЕГЭ.

Познакомившись с материалами, я определила для себя самые важные моменты.

Для выпускника важно, как школа подготовит его к сдаче ЕГЭ. Определяет условия подготовки к экзамену следующее:

– консультации к экзамену;
– репетиционный экзамен.

Столь же важно для выпускника, сдающего ЕГЭ, в каких условиях проходит экзамен. Об этом следующие пункты:

– о доставке к пункту проведения ЕГЭ;
– о самом ходе экзамена (процедура вскрытия экзаменационных материалов, отсчет времени, порядок в аудитории, процедура запечатывания материала).

И самое важное для выпускника – это процедура подачи апелляции, т.е. по какому поводу, когда, куда и как обращаться.

Работая с документами, я столкнулась с тем, что в них нет ответов на какие-то частные вопросы. Например, что делать, если я не поняла, как правильно заполнить бланк ответа на задания части В или вдруг мне стало плохо на экзамене? А если заболела накануне сдачи ЕГЭ?

Я обратилась к директору нашей школы № 15 Цыгуро Надежде Валерьяновне со следующими вопросами.

Кто может проконсультировать во время заполнения листа ответов?

– В аудитории должны присутствовать два организатора, которые обязаны подробно ознакомить участников экзамена с тем, как заполняются все бланки.

Как происходит доставка учащихся в пункт проведения ЕГЭ?

– Доставка учащихся в ППЭ происходит на автобусе за счет школы, в присутствии сопровождающего лица.

Я обратилась также к заведующей учебной частью Цгоевой Валентине Ивановне и задала ей следующие вопросы.

– Через какое время после экзамена и каким образом можно узнать оценку?

– Выпускник может узнать свою оценку в школе не позднее чем через 7 дней после сдачи экзамена.

К кому обратиться, если понадобится срочно выйти из аудитории, где сдается экзамен?

– Вы можете обратиться к организаторам, и они разрешат выйти из аудитории в сопровождении уполномоченного лица.

Получив информацию в достаточно полном объеме, я стала размышлять, как обо всем этом рассказать ученикам кратко и понятно. Моя «шпаргалка»-инструкция состоит из трех частей.

Часть 1. Перед экзаменом

1. Знай: консультации к экзамену проводятся со второго полугодия не реже 1 раза в неделю.
2. Попроси, чтобы репетиционный экзамен провели за 3 месяца до настоящего экзамена.
3. Помни: тебя и твоих родителей администрация школы обязана ознакомить со всей информацией по ЕГЭ.
4. Если что-то случилось (заболел, отсутствовал по уважительной причине…), не бойся: ты сдашь экзамен в другие сроки.
5. Если в школе не ведется работа по подготовке к ЕГЭ, не трусь и позвони в Управление образования своего города.

Часть 2. На экзамене

1. Не беспокойся о том, как тебе придется добираться до пункта проведения ЕГЭ. Тебя обязательно доставят к месту сдачи ЕГЭ бесплатно.
2. Знай: пакет с экзаменационными материалами должен быть вскрыт в твоем присутствии.
3. Помни, что ты можешь обратиться к организатору по любому вопросу, не касающемуся самого содержания материала экзамена. Например, если тебе стало плохо или нужно срочно покинуть аудиторию, не стесняйся и скажи об этом организатору.
4. И помни, что в аудитории должны быть созданы все условия, чтобы тебе было комфортно (тихо, тепло, светло).

Часть 3. После экзамена

1. Если были нарушены пункты 1, 2, 3, 4 части 2, то сразу, не выходя из здания, в котором проводится ЕГЭ, обратись к представителю Отдела народного образования.
2. Если ты считаешь оценку за экзамен заниженной, то подай апелляцию. Для этого нужно обратиться в конфликтную комиссию, которую возглавляет директор твоей школы.
Помни: о порядке и месте приема апелляций тебе должны рассказать не позднее чем за 2 недели до проведения ЕГЭ.
Знай: в течение 3-х дней твоя апелляция должна быть рассмотрена.
3. Проверь свою оценку, которая пойдет в аттестат. При сомнениях решение об оценке должно приниматься в пользу выпускника. А если разница между годовой оценкой и оценкой по ЕГЭ составила 2 балла, в аттестат выставляется их среднее арифметическое.

 

Рейтинг@Mail.ru