КОПИЛКА ОПЫТА

Н.Б. БЕРЕСНЕВА,
А.А. МИХАЙЛОВА,
О.Н. НИКОТИНА,
А.М. ПРОНИНА,
Н.Ф. ВЕСЕЛОВА

Окончание. См. № 8/2007

Ландшафтное проектирование пришкольного участка

Газон

Каждому пришкольному участку присущ свой особенный облик. Однако невозможно себе представить, чтобы все пространство было занято цветами, камнями и деревьями. Отдельные элементы сада необходимо отделить друг от друга. Для этого лучшим решением является создание травяного газона. Многие, и не без основания, придерживаются мнения, что под газон нужно отводить большую часть площади пришкольного участка.

Итак, начнем с определения: газон – это участок почвы, засеянный образующими плотный дерн злаками. Травяную поверхность газона необходимо регулярно стричь. Тогда она будет ровной и выдержит вытаптывание. Таким образом, главные свойства газона – это ровная поверхность, плотный однородный дерн, устойчивость к вытаптыванию и, конечно, эстетичный вид.

Посадить газон – это даже не полдела. Главное – это уход, как, впрочем, и за другими элементами пришкольного участка. Вот некоторые обязательные виды работ, без которых невозможно получить первоклассный газон:

– регулярная стрижка (не менее 20–30 раз за сезон);
– регулярный полив;
– подравнивание краев газона;
– внесение удобрений каждый сезон весной или в начале лета;
– прочесывание газона специальными граблями;
– уничтожение сорняков и мха по мере их появления;
– проветривание газона прокалыванием;
– мульчирование поверхности почвы на газоне;
– регулярное подметание газона;
– прикатывание газона, в случае необходимости, газонным катком.

Существует два основных способа создания газона: посев семян и настилка готового привезенного дерна (рулонный газон). Преимуществ у второго способа по сравнению с первым гораздо меньше. Настилка дерна оправдана лишь в тех случаях, когда требуется быстро получить газонное покрытие. Преимущества же сеяного газона очевидны: это и выбор подходящих для данной почвы семян, и гарантия их качества, и, что немаловажно, цена.

Чтобы сеять семена или укладывать дерн, нужно, в первую очередь, подготовить землю. Этапы подготовки участка следующие:

– очистка земли от мусора и сорняков;
– корчевание пней и лишних деревьев;
– тщательное выравнивание поверхности;
– прокладка дренажной системы;
– насыпка плодородного слоя с необходимыми удобрениями и подкормками;
– тщательная перекопка;
– удаление камешков и комьев земли, которые невозможно разбить и тщательно разрыхлить;
– утрамбовка плодородной почвы катком и придание ей идеально ровной поверхности;
– выдерживание участка под паром, чтобы избавиться от спящих семян сорняков;
– рыхление верхнего слоя почвы;
– посев семян или настилка дерна;
– защита семян от птиц;
– обильный полив;
– стрижка и уход за всходами.

Альпинарий

Альпинарий – наиболее старый вид европейского каменистого садика, сохранившего некоторые черты коллекционного типа каменистых композиций. В классическом варианте альпинарий представляет собой симметричное сооружение, имеющее вид «праздничного пирога». При его создании не обязательно соблюдать требования естественности. В верхней части альпинария устанавливают крупную глыбу конической формы, символизирующую вершину горы, а по склонам уравновешивают ее массивными плоскими камнями. В альпинарии можно использовать разные горные породы, в зависимости от пристрастий дизайнера. Например, по соседству с темными гранитными породами может находиться светлый известняк или пористый туф. Часто альпинарий обкладывают по контуру бордюрами или дорожками из плоских камней, к вершине ведет лестница из того же материала.

Рокарий

Рокарий, или каменистая горка, – это более совершенный по сравнению с альпинариями вид каменистых горок. Главной задачей дизайнера при создании рокария является обеспечение максимальной естественности создаваемой композиции. Для этого используются такие элементы горного пейзажа, как сухие русла, осыпи, ущелья и др., при этом нужно не забывать, что рокарий должен составлять единое целое с близлежащими водоемом, газоном, лужайкой, а также с фоном из древесно-кустарниковой растительности. По этой же причине желательно исключить окантовку горки рокария бордюрами из камней или дорожками. Последние могут располагаться на некотором отдалении от композиции.

Выбор растений для рокария практически не ограничен. Альпийская и субальпийская растительность может соседствовать здесь с представителями степной и лесной флоры, такими как луковичные, папоротники, низкорослые хвойные и другие. Здесь важно добиться правильного соотношения между растениями, различающимися по размерам и скорости роста. Например, низкорослые представители горного ландшафта, такие как антеннария, обриета, флокс шиловидный, крупка, размещаются на верхней части горки, так называемом плато; на склонах хорошо уживаются различные виды седумов и очитков, предупреждающие их размывание, а также почвопокровные растения (живучка, ясколка, гвоздика, те же почвопокровные флоксы). У подошвы склона высаживают мелко- и крупнолуковичные: мускари, хинодоксу, крокусы, тюльпаны. Фоном служат низкорослые кустарники и древесные растения: айва японская, кизильник стелющийся, можжевельники и карликовые сорта сосен.

Набор культур для каменистых композиций, предлагаемых в настоящее время специализированными фирмами, необычайно широк, поэтому, чтобы не запутаться среди этого многообразия, при устройстве рокария желательно ограничиться минимумом видов (на первых порах достаточно 8–10 видов) и постепенно расширять набор при появлении опыта.

Водоемы

Сегодня нет, наверно, такого парка или иной зоны отдыха людей, которые лишены были бы элементов водного оформления. Несомненна польза воды как смягчителя сухого воздуха. Все, наверно, вспомнят, как легко дышится у фонтанов или на берегу озера, реки.

Многие стремятся устроить хотя бы небольшой пруд на своем участке, однако на пути к осуществлению проекта любителя часто ждут неудачи и разочарования. В этом обзоре мы попытались собрать основные принципы устройства водоемов.

Основные виды водных композиций, доступных в настоящее время, это ручьи, источники, фонтаны, болота, водопады и каскады, пруды.

Ручей представляет собой неширокий поток воды, имеющий извилистое русло, приближающееся к природным аналогам. Перед началом проектирования желательно выбрать тип течения применительно к имеющимся условиям. На ровной горизонтальной поверхности обычно устраивают поток равнинного типа с очень извилистым руслом, обрамленным влаголюбивой растительностью. На участке с уклоном закладывают горный ручей с каменистым ложем, падающий каскадом с небольших уступов, чередующихся с тихими заводями. Изменение уклонов на пути движения ручья является очень эффективным приемом приближения к природным аналогам, при этом нужно помнить, что чем круче уклон, тем уже русло, и наоборот.

Источник может служить началом любого ручья, но можно спроектировать источник без ручья, при условии отвода собирающейся воды. Оформление источников очень разнообразно, начиная от каменных скульптур и масок, с вытекающими из них струями, до круглых выложенных булыжниками площадок с пробивающимися в центре ключами.

Фонтаны – эффектный прием оформления участка, представляющий собой вертикальные потоки воды, различающиеся по силе напора, форме струй, способу движения, а в темное время суток и световым решением. Многие владельцы водоема желают оживить спокойную гладь воды, поэтому мода на устройства фонтанов быстро растет. Специализированные фирмы предлагают большой набор насадок для формирования струи разнообразной формы, начиная от насыщенных пузырьками воздуха до водяных колоколов, достигающих метра в диаметре.

Болото – оригинальный прием оформления участка, применяющийся совместно с прудом для усиления естественности композиции. Оно образует переходную зону между собственно прудом и газоном или лужайкой.

Водопады и каскады. Водопад образуется, когда поток воды падает с высоты не менее 1,5–2 м. Размерами и формой струй можно управлять с помощью водостоков. Так, например, мощный поток удается получить, если пропускать большие объемы воды через узкие стоки. При ограниченном поступлении воды ее пускают по поверхности массивной каменной глыбы. Тонкая зеркальная гладь получается в том случае, если широкий ровный водосток ограничен с боков направляющими бордюрами.
В месте падения воды можно устроить небольшое озеро, о поверхность которого разбивается поток, либо можно ограничиться обломками скал, в которых исчезает вода.
Каскады образуются небольшими перепадами высот на пути движущегося потока. Каскады можно создавать при помощи искусственных резервуаров, предлагаемых в специализированных магазинах, но такие каскады сильно проигрывают по сравнению с естественными перекатами из глыб, уложенных в русле ручья.

Пруд – это ограниченный объем воды, населенный специфичной растительностью и водными животными. Именно последние компоненты и отличают пруд от бассейна, хотя в некоторых статьях смешиваются эти понятия. Существуют несколько типов прудов, предназначенных для оформления участка.

Геометрические. В этом случае водоемам придается правильная геометрическая форма – округлая, прямоугольная, трапециевидная и т.д. Такие пруды по краю окантовываются плитняком из искусственного или природного камня. Геометрические пруды желательно размещать около зданий и площадок, что подчеркивает их прямые линии.

Приподнятые. Являются разновидностью геометрических прудов, но обладают рядом преимуществ. Их положение над уровнем почвы устраняет необходимость рыть котлован, увозить вынутый грунт, облегчает уход за ними.

Естественные, копирующие природные водоемы. Имеют плавные очертания произвольной формы, по контуру обычно засаживаются специфичной болотной флорой, имеют пологий спуск под воду, выстланный галечником или булыжниками. Такие пруды размещают в глубине сада, у края газона.

Оптимальные размеры при закладке пруда составляют не менее 3,5 м2 для водной поверхности и не менее 0,5–0,7 м глубиной. Для меньших водоемов необходимо приобретать устройства для очистки воды (наиболее эффективны фильтры на основе ультрафиолетовых ламп).

В магазинах представлено большое разнообразие материалов для устройства непроницаемого для воды объема. Если вы хотите устроить долговечный крупный пруд, который будет радовать вас не один десяток лет, то лучшим выбором будет покупка бутилкаучуковой или поливинилхлоридной пленки (ПВХ), на которые дается гарантия не менее 10 лет. При устройстве малых прудов проще воспользоваться готовыми формами из стекловолокна или усиленной пластмассы темных тонов.

Наиболее дорогостоящим, но в то же время самым надежным вариантом являются бетонированные пруды, по дну которых можно без опаски ходить, осуществляя уход за водоемом. При заливке особое внимание обращают на плавность переходов, т.к. замерзающая в острых углах вода способна разрушить бетонный слой.

При посадке растения можно либо высаживать в подготовленный грунт на дне водоема, либо же – оптимальный вариант – устанавливать прямо в сетчатых корзинах на дно пруда. В последнем случае облегчаются все операции, связанные с размещением растений на зимовку, их размножением и уходом за прудом.

Основная проблема, с которой сталкиваются владельцы прудов каждую весну, а некоторые и весь теплый период, – это позеленение воды, вызванное развитием одноклеточных водорослей. В большей степени подвержены этой напасти мелкие, легко прогреваемые водоемы, лишенные водной растительности. Эффективным решением является высадка растений с плавающими листьями, закрывающими поверхность воды (кубышки, кувшинки), а также растений-оксигенаторов, обогащающих воду кислородом. Действие последних основано на конкуренции с водорослями за минеральные соли и углекислый газ, растворенные в воде. Однако ранней весной, когда еще отсутствует водная растительность, приходится пользоваться так называемыми альгицидами, избирательно уничтожающими водоросли. Нужно помнить, что эти препараты небезвредны для здоровья человека и обитателей пруда, поэтому их нужно использовать только в крайних случаях.

Методика

Проектирование пришкольного участка осуществляется как минимум на четырех занятиях. Пятое занятие – подведение итогов, защита проекта.

Проведение каждого занятия – это этап выполнения проекта, на котором ставится задача, излагается тематический материал, дается перечень литературы, предлагается самостоятельный сбор информации, в том числе в Интернете.

Выполнение проекта предполагает групповую работу учащихся. Например, класс можно разделить на три «фирмы», или «проектных бюро». Сотрудники фирмы выбирают руководителя, название фирмы, название проекта, придумывают логотип фирмы, распределяют роли.

Последнее занятие – защита проекта. От каждой фирмы выбирается докладчик (либо проект представляют несколько человек). После представления проекта идет его обсуждение, докладчик отвечает на вопросы. Оценка проекта идет как в целом по представленным номинациям, так и по индивидуальным работам. Удобно для этого использовать протоколы оценок. На защиту проекта в качестве экспертной комиссии можно пригласить администрацию школы.

Номинация

Баллы

Оценки членов жюри

1-я фирма

2-я фирма

3-я фирма

1

2

3

Средн.

1

2

3

Средн.

1

2

3

Средн.

1. Представление проекта

0–5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Вопросы-ответы по проекту

0–2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Гармоничность художественного начала и функциональность

0–2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Возможность практического применения проекта или его моделий

0–3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Оригинальность проектных решений

0–3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

При выполнении графических работ желательно использовать средства компьютерной графики. Можно составить смету затрат на реализацию проекта.

Схема ландшафтного проектирования пришкольного участка зависит от задачи, поставленной перед учащимися, от количества занятий и сроков проектирования. Проектирование начинается с выполнения генерального плана участка, на котором показана экспликация. Выбор модулей по экспликации решается учащимися.

При решении декоративно-оформительских задач ведущая роль принадлежит проектированию цветников. При проектировании цветника надо выбрать форму цветника, составить ассортиментную ведомость растений.

При проектировании рабаток, клумб выбирается или создается учащимися орнамент цветника с учетом периодов цветения растений, их высоты, цветовой гаммы.

Проектирование географической площадки требует знаний по составу оборудования, выбору места расположения на пришкольном участке.

Таким образом, интеграция предметов при ландшафтном проектировании пришкольного участка неизбежна.

Ландшафтное проектирование пришкольного участка можно отнести как к творческому, так и к практико-ориентированному типу проекта.

Спонсор публикации статьи: компания «Re Garden» предлагает услуги по благоустройству и озеленению Вашего участка. Воспользовавшись услугами компании, Вы сможете заказать ландшафтный дизайн, который скроет все дефекты и недостатки приусадебного или офисного участка, и превратит его в настоящий райский уголок. Работа профессионалов компании позволит Вам наслаждаться красотой и гармонией природы круглый год. Возможен как заказ индивидуального дизайн проекта, так и выполнение Ваших идей и фантазий, опытные специалисты помогут продумать дизайн до малейшей детали. Подробнее ознакомиться с предложением компании и прочесть полезные статьи, посвященные уходу за участком, можно на сайте www.ReGarden.ru

Литература

1. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика в средней школе. – М.: Владос, 1999.

2. Робертсон Брюс. Интенсивный курс рисования. – Минск: Попурри, 2000.

3. Альпинарий / Под ред. А.Н.Мешкова. – М.: Артия, 1989.

4. Преображенская Н.Г. Черчение // Рабочая тетрадь № 5 «Архитектурно-строительное черчение». – М.: Вентана-Граф, 2000.

5. Драган М.В. Основы школьного декоративно-оформительского искусства: учебно-методическое пособие. – М.: Просвещение, 1983.

6. Ландшафтный дизайн. 1999, № 4.

7. Кисилев Г.Е. Цветоводство. – М.: ОГИЗ-сельхоз, 1949.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru