Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №6/2007

ДЕТСКИЕ РАБОТЫ

ЗАЛЯЕВА Татьяна,
БРУЕВА Ольга, ОСЛОПОВА Ольга,
10–11-й кл.
О.И. КОВАЛЬСКАЯ,
учитель биологии МОУ СОШ № 6, г. Тында

Исследование питания и здоровья учащихся школы

Целью работы было изучение качества питания и оценка показателей здоровья учащихся нашей школы.

Были сформулированы следующие задачи и пути их решения:

– путем анкетирования получить данные о характере питания школьников, рассчитать калорийность рациона, определить качественный состав и степень витаминизации пищевых продуктов, оценить сочетаемость продуктов в рационе;
– получить данные о росте и весе учащихся разных возрастов, оценить гармоничность их развития;
– путем анкетирования узнать, кто из учащихся посещает спортивные секции и клубы;
– оценить уровень заболеваемости учащихся;
– проанализовать и сопоставить полученные данные.

Материал и методика

Исследования проводили на базе школы № 6. Опросы и измерение роста и веса провели среди 88 учащихся 10–11-х классов.

Расчет калорийности рациона, определение качественного состава пищи и оценку сочетаемости продуктов проводили на основе материалов, опубликованных в журнале «Биология в школе» № 7/2004 г.

Оценку гармоничности развития проводили на основе материалов, приведенных в «Практикуме по экологии» С.В. Алексеева.

Нормальную массу тела, соответствующую возрасту, рассчитывали по формуле:

М = 50 + 0,75 (Т – 150) + (А – 20)/4,
где М – масса тела (в кг), Т – рост (в см), А – возраст (в годах).

Результаты

По данным анкет в пищевом рационе школьников присутствовали следующие продукты:

молочные продукты – у 53% опрошенных;
рыбные изделия – у 33%;
овощи – у 80%;
фрукты – у 60%;
рис, геркулес – у 32%;
гречка – у 13%.

Общая калорийность суточного рациона школьников варьировала от 1216 (2 ученика) до 3101 ккал (3 ученика); потребление белка – от 38 (2 ученика) до 152 г (4 ученика); потребление жира – от 60
(3 ученика) до 156 г (4 ученика) и потребление углеводов – от 64 (1 ученик) до 700 г (3 ученика) в день. У многих учащихся эти показатели не соответство-вали норме (табл. 1).

Таблица 1. Состав и калорийность суточного рациона учащихся

Характеристика рациона питания

Процент учащихся, у которых потребление и калорийность рациона

ниже нормы

соответствует норме

выше нормы

Калорийность суточного рациона (средняя норма – 2775 ккал)

12,5

68,5

19

Потребление белка (средняя суточная потребность – 85 г)

12,5

60,5

27

Потребление жиров (средняя суточная потребность – 102 г)

20

53,4

26,6

Потребление углеводов (средняя суточная потребность – 382 г)

6,5

73,5

20

Далеко не всегда употребляемые школьниками продукты хорошо сочетались между собой (рис. 1).

Рис. 1

Только 53% школьников употребляли в пищу молочные продукты, которые содержат незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан, метионин. Всего у 33% школьников в рационе присутствовала рыба. Витамины дополнительно принимали 47% учащихся.

Результаты оценки гармоничности развития учащихся показаны на рис. 2.

Рис. 2

Как показал опрос, в 2000 г. в спортивных секциях и кружках занимались 74% учащихся, в 2004 г. – 53% учащихся, в 2005 г. – 25,5% учащихся.

Оценивая состояние здоровья учащихся, мы выделили четыре группы (рис. 3):

Рис. 3

1-я группа – практически здоровые;
2-я группа – здоровые, но с отклонениями в физическом развитии;
3-я группа – с хроническими заболеваниями;
4-я группа – с хроническими заболеваниями, с обострением 3–4 раза в год.

Распределение учащихся по группам здоровья показано в табл. 2.

Таблица 2. Распеределение учащихся по группам здоровья в разные годы

Группы здоровья

Годы

1998

1999

2000

2005

1-я

37%

36%

36%

50,7%

2-я

61%

62,5%

62%

39,8%

3-я

1,5%

1%

1,5%

10%

4-я

0,5%

0,5%

0,5%

0%

Выводы и рекомендации

Изучив пищевой рацион школьников, мы выяснили, что большинство учеников питаются неправильно. Мало поступает в организм школьников овощей и фруктов, крупяных изделий, рыбных продуктов. Полностью удовлетворить потребность организма в животном белке можно, если есть один раз в день мясное блюдо (лучше во время обеда), а на завтрак или ужин – рыбу, творог, стакан молока (в разные дни недели).

Многие считают, что до 12–14 лет следить за уровнем и потреблением холестерина не надо. Однако уже к 10 годам у многих детей сейчас обнаруживают некоторое сужение просвета сосудов, начальную стадию атеросклероза. Следует отметить, что употребление любой рыбы, несмотря на высокое содержание в ней холестерина, способствует снижению его уровня. В ней обнаружены особые жирные кислоты с антисклеротическими свойствами. Аналогичными свойствами обладают молоко и кисломолочные продукты, творог, нежирные сыры.

Если недостаток жиров компенсируется за счет углеводов, то излишек откладывается про запас, приводит к ожирению. Избыток сахара отрицательно сказывается на состоянии и функции кишечной микрофлоры. При этом усиливается интенсивность гнилостных процессов в кишечнике, что ведет к поступлению вредных веществ в кровь, а затем в печень, которая начинает работать с большим напряжением.

Клетчатка (целлюлоза) – самый распространенный высокомолекулярный полимер, поступающий в организм человека с растительными продуктами. Клетчатка картофеля и овощей хорошо расщепляется в кишечнике и лучше усваивается. Небольшое количество ферментов, расщепляющих клетчатку, синтезируется микрофлорой кишечника. Клетчатка в связи с малой усваиваемостью ее в организме, не имеет значения как источник энергии, хотя ее роль для очищения организма велика. Она необходима для нормальной перистальтики кишечника. При недостатке в пище клетчатки может возникнуть вялость кишечника, приводящая к запорам и самоотравлению токсичными продуктами распада белков. Крупяные изделия пополняют организм человека витаминами группы В, которые повышают общую реактивность организма, регулируют функциональное состояние центральной нервной системы, обмен веществ и трофику тканей.

Недостаток витаминов в пище приводит к гипо- и авитаминозам в зимне-весенний период. У учеников наблюдается слабость, утомляемость, подверженность простудным заболеваниям.

Учащиеся стали меньше заниматься спортом, не соблюдают режим питания, что может привести к развитию атеросклероза, ожирения, болезням обмена веществ. Большинство учащихся употребляют в пищу несовместимые продукты.

Увеличивается количество школьников, имеющих хронические заболевания.

Мы будем проводить разъяснительную работу среди школьников по пропаганде правильного питания и активного образа жизни с целью улучшения здоровья.

 

Рейтинг@Mail.ru