Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №4/2007

КОПИЛКА ОПЫТА

Г.Г. ЗАХАРЧЕНКО,
кандидат педагогических наук

Продолжение. См. № 23, 24/2006; 3/2007

Практическая направленность преподавания курса ботаники

В 6-м классе сельской школы

?

1. Что такое основная и поверхностная обработка почвы?
2. Когда и зачем производят культурную вспашку? Какая вспашка почвы называется зяблевой?
3. Для чего проводят лущение жнивья? Какие сельскохозяйственные орудия при этом используются?
4. Чем отличается боронование от культивации?
5. Почему надо разбивать корку, образующуюся на поверхности почвы?
6. Какую обработку почвы вы проводили на школьном участке осенью? Какие орудия применяли?
7. Как вы обрабатывали почву весной перед посевом и посадкой овощных культур на учебно-опытном участке?

1. Понаблюдайте за проведением вспашки почвы в местном хозяйстве или на приусадебном участке.

2. Узнайте, какими сельскохозяйственными орудиями производят рыхление верхнего слоя почвы в местном хозяйстве.

3. Перечислите приемы обработки почвы, которые вы применяли на учебно-опытном участке при выращивании одной из овощных или цветочно-декоративных культур. Составьте таблицу (табл. 7).

Таблица 7. Приемы и орудия обработки почвы при выращивании ...

Приемы обработки почвы

Назначение приемов

Сельскохозяйственные орудия

 

 

   

Учителю на заметку

  • Основоположник учения о почве В.В. Докучаев (1846–1903) в своих лекциях обычно приводил примеры бедствий, причиняемых человеку различными стихиями. «Лишь четвертая стихия, – отмечал он, – земля–почва, с растительностью и животным миром, относилась более милостиво и благожелательно к человеку, постоянно служа истинной кормилицей своего в сущности, совершенно беспомощного господина. С ее-то дарами и благами – с этими многочисленными плодами земными, в самых разнообразных формах и видах, и связана теснейшим образом вся наша жизнь, со всеми ее мельчайшими проявлениями...»

  • С древних времен земледельцы стремились по внешним признакам определить плодородие почвы, чтобы правильно выбрать участки для возделывания культурных растений, и получить высокий урожай. Наиболее надежными указателями плодородия почв, как удалось им обнаружить, являются произрастающие на них дикие растения.
    Сведения об этом содержатся, в частности, в трудах известного древнеримского естествоиспытателя Юния Модерата Колумеллы: «Рачительному хозяину подобает... по листве деревьев, по травам или по уже поспевшим плодам иметь возможность здраво судить о свойствах почвы и знать, что может хорошо на ней расти». Будучи знатоком агрономической науки, Колумелла советует обращать внимание на показатели нормального роста и развития растительности на выбираемом участке: «Если мы видим, что растения эти не в наростах и не усыхают, если кора у них блестящая и гладкая, сами они высоко поднимаются вверх и покрыты плодами, то это значит, что земля для посадок годна».
    На дикорастущие растения как индикаторы плодородия почв указывал также современник Колумеллы Плиний Старший: «Бузник, терн, ежевика, полевой лук, клевер, луговая трава, дуб, дикая груша и яблоня являются признаками хлебной почвы» (т.е. почвы, подходящей для выращивания зерновых хлебов).

  • К факторам почвообразования в числе других, как известно, относится растительный и животный мир. Подсчитано, что в среднем почва содержит 2– 3 кг/м2 живых растений и животных, или 20–30 т/га.
    При этом в умеренном климатическом поясе корни растений составляют 15 т/га, в то время как бактерии – 3 т, грибы – 3 т, актиномицеты – 1,5 т, водоросли – 100 кг/га площади. Среди представителей животного мира первое место занимают насекомые – 1 т/га, далее идут дождевые черви – 500 кг, простейшие – 100 кг, нематоды – 50 кг, ракообразные – 40 кг, моллюски – 20 кг, змеи, грызуны – 20 кг на 1 га.

  • О масштабах развития корневой системы растений и самой важной части корней – корневых волосков – свидетельствует следующий пример.
    Растение озимой ржи за четыре месяца вегетации образует около 13, 8 млн больших и маленьких корешков, имеющих общую длину более 600 км и поверхность 240 м2. При этом количество корневых волосков достигает астрономической величины – 14 млрд с общей длиной свыше 10 тыс. км и поверхностью около 400 м2. Установлено, что ежедневно у растения ржи появляется до 4–5 км новых корней. Общая площадь всасывания корней, таким образом, в десятки и даже сотни раз превышает поверхность надземных органов.

  • «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь» – гласит народная мудрость. Действительно, опыт отечественного и мирового земледелия свидетельствует, что увеличение урожайности культурных растений неразрывно связано с количеством используемых удобрений.
    «Применение минеральных удобрений, – образно писал создатель отечественной агрохимии академик Д.Н. Прянишников (1865–1920), – равнозначно открытию новых сельскохозяйственных континентов».
    В то же время он считал важным рационально сочетать минеральные и органические удобрения: «Как бы ни было велико производство минеральных удобрений в стране, навоз никогда не потеряет своего значения как одно из главнейших удобрений в сельском хозяйстве».

  • Среднее количество навоза, которое может быть накоплено за один год от одного животного при продолжительности стойлового периода 200–220 дней, составляет (в т): крупный рогатый  скот – 7–8; лошади – 5–6; свиньи – 1,2–1,5; овцы –  0,7–0,8.

  • Каждый год на земном шаре вспахивают более 10 млн км2 земель в среднем на глубину 20–25 см. В результате этого перемещаются 2000 млрд м3 почвы. Данный объем можно представить себе в виде огромной горы высотой 5000 м и диаметром в основании 540 км, сравнимой с такими известными вершинами, как Казбек и Эльбрус.

III. Побег. Образование и передвижение в растении органических веществ

§ 9. Растения и свет. Отношение к свету культурных растений

Рис. 11. Строение листа

Рис. 11. Строение листа: 1 – эпидермис, 2 – палисадная паренхима с хлоропластами, 3 – губчатая паренхима с хлоропластами, 4 – проводящий пучок, 5 – устьица

Внешнее строение листьев культурных растений очень разнообразно, но можно отметить и сходство: все они имеют зеленую окраску, т.к. в хлоропластах листа (рис. 11) содержится зеленое красящее вещество – хлорофилл. Хлорофилл образуется в хлоропластах только на свету. Под действием солнечного света зеленые листья растений образуют органические вещества, без которых невозможны рост и плодоношение. Следовательно, для жизни зеленого растения необходим свет. Без него растения, в том числе и сельскохозяйственные, существовать не могут.

По отношению к свету дикорастущие растения делятся на три группы;

светолюбивые, нормально развивающиеся лишь при достаточно ярком освещении;
тенелюбивые, растущие в условиях довольно слабого освещения;
теневыносливые, которые, являясь в своем большинстве светолюбами, способны расти и развиваться как при большом, так и при малом количестве света.

В отличие от дикорастущих культурные растения требуют, как правило, много света. В условиях затенения они резко снижают урожай, а иногда и погибают. Например, у картофеля даже при небольшом ослаблении освещения происходит пожелтение ботвы, вытягивание стеблей, замедление или полное отсутствие цветения, снижается урожай клубней. Очень требовательны к свету кукуруза, горох, фасоль, томат, огурец и другие культуры.

Однако и среди сельскохозяйственных растений есть теневыносливые. Так, например, огородные культуры салат, шпинат, ревень могут давать удовлетворительные урожаи и при ослабленном освещении.

Для того, чтобы улучшить условия освещения выращиваемых культур, подбирают открытые, хорошо освещаемые участки, при посеве и посадке соблюдают определенные, с учетом биологических особенностей растений, расстояния между рядами и в ряду. Очень важно своевременно уничтожать сорняки, затеняющие культурные растения.

Например, учитывая требовательность картофеля к свету, под него необходимо отводить незатененные участки, проводить посадку широкорядным способом с расстояниями между рядами 60–70 см и между клубнями в рядке 20–25 см. При уходе за растениями для борьбы с сорняками проводят междурядную обработку и прополки в рядках.

Неблагоприятные условия освещения могут создаваться в загущенных посевах моркови, петрушки и некоторых других культур. При их выращивании обычно проводят прореживание: более слабые растения удаляют с корнем, а сильные, здоровые оставляют на расстоянии, которое предусмотрено схемой посева.

?

1. От чего зависит зеленый цвет листа?
2. Почему растениям необходим солнечный свет?
3. Чем отличаются теневыносливые культурные растения от светолюбивых? Приведите примеры тех и других культур.
4. Каковы требования к свету известных вам овощных растений? Как вы учитывали их при посеве или посадке этих культур на школьном участке и своем огороде?
5. Какое значение имеет прополка сорняков? Как правильно проводить эту работу?
6. При уходе за какими овощными культурами вы проводили прореживание? Объясните назначение этого приема и требования к его выполнению.

1. Рассмотрите листья овощных или цветочно-декоративных растений, за которыми вы ухаживаете на школьном участке. Определите, черешковые у них листья или сидячие, простые или сложные и какое жилкование они имеют.

2. Составьте гербарий простых и сложных листьев плодово-ягодных растений вашей местности.

3. Узнайте у агронома, какую схему посадки картофеля используют в местном хозяйстве, а также какие меры борьбы с сорняками применяют при уходе за растениями.

4. Сравните, как выглядят культурные растения на заросших сорняками и прополотых участках. Запишите в тетрадь свои наблюдения и вывод о значении прополки.

§ 10. Значение воды для растений. Отношение к воде сельскохозяйственных культур

Вода является основной составной частью всех органов растений. В живом растении вода составляет в среднем 80%, а в сочных, мясистых частях еще больше. Например, плоды огурца содержат примерно 95–96% воды. Очень сочные плоды у томата, арбуза, листья у салата, щавеля и т.д.

Недостаток воды хорошо заметен по внешнему виду растений: их листья обвисают, травянистые стебли ложатся на землю. Растение вянет и, если его не полить, погибает.

Вы уже знаете, что корни растений всасывают из почвы минеральные соли, растворенные в воде. Влага необходима также для передвижения питательных веществ в растении. Часть воды расходуется на образование органических веществ в хлорофилловых зернах листьев. Главная же масса влаги испаряется в воздух листьями растений. Испарение воды в жизни растения имеет важное значение: оно препятствует перегреву листьев солнечными лучами.

Культурные растения испаряют очень много воды. Листья капусты, например, тратят на испарение в 500 раз больше влаги, чем ее содержится в урожае. Растения огурца испаряют воды в 700 раз больше, чем весят все собранные плоды. Испарение воды происходит главным образом через устьица листьев (рис. 12). При недостатке влаги щели устьиц закрываются, приостанавливая испарение до наступления благоприятных условий.

Рис. 12. Строение устьица листа

Рис. 12. Строение устьица листа: А – вид с поверхности; Б – поперечный разрез; 1 – замыкающие клетки с хлоропластами и ядрами (2), 3 – полость замыкающих клеток, 4 – щель устьица, 5 – передний дворик, 6 – задний дворик, 7 – клетки эпидермиса, 8 – кутикула, 9 – воздухоносная полость под устьицем, 10 – клетки хлорофиллоносной ткани

Количество испаряемой растениями воды во многом зависит от размера листьев, их поверхности и других особенностей их строения. Так, крупные, цельные, не имеющие опушения листья капусты расходуют на испарение гораздо больше влаги, чем сильно рассеченные листовые пластинки моркови или трубчатые, с густым восковым налетом листья репчатого лука. Кроме того, у капусты устьица расположены на обеих сторонах листа и открыты днем и ночью.

Достаточное снабжение водой сельскохозяйственных культур – необходимое условие для их нормального роста, развития и получения урожая.

Культурные растения различаются по отношению к воде. Например, огурец и капуста – влаголюбивые культуры. Они имеют слабую, расположенную близко к поверхности почвы корневую систему, плохо усваивают влагу из почвы и неэкономно ее расходуют. Эти растения нуждаются в высокой влажности почвы на протяжении всего периода выращивания.

Менее требовательны к почвенной влаге кукуруза, томат, морковь, столовая свекла и другие растения с глубоко проникающими корнями и меньшим расходом воды на испарение. Наиболее устойчивы к недостатку влаги просо, сорго, подсолнечник, сахарная свекла, тыква – растения с мощной корневой системой, которая способна извлекать достаточное количество воды из почвы. Хорошо добывая воду, эти культуры экономно ее расходуют, могут переносить жару и засуху. Их называют засухоустойчивыми.

Сельскохозяйственные культуры проявляют неодинаковую требовательность и к влажности воздуха. Если, к примеру, для огурца и капусты необходима высокая влажность воздуха, то для растений томата она оказывается неблагоприятной. У томата затягивается плодоношение, развиваются заболевания.

Созданию благоприятного для сельскохозяйственных культур водного режима способствуют снегозадержание на полях, накопление талых вод, посадка лесополос и другие мероприятия. Для обеспечения растений водой в период их роста и развития применяют орошение. При поливе вручную используются лейки или шланги; на больших площадях распространенными способами орошения являются дождевание и полив по бороздам. Поливать растения нужно так, чтобы вода глубоко проникала в почву, а не смачивала лишь ее верхний слой. Поливать лучше вечером или утром, т.к. в это время меньше испарение воды с поверхности почвы, и вся она впитывается в почву.

Улучшению снабжения выращиваемых растений водой содействуют также такие приемы ухода за ними, как мульчирование посевов, поверхностное рыхление почвы, уничтожение сорняков. Сорняки отнимают у культурных растений воду, поэтому их нужно своевременно выпалывать с корнем.

!

Норма полива – количество воды, расходуемое на один полив единицы площади (1 м2, га посевов или посадок).

?

1. Почему растениям необходима вода?
2. Какое значение для растений имеет испарение воды листьями?
3. Можно ли по внешнему виду листьев капусты и огурца узнать, что они испаряют много влаги?
4. Какие приспособления, уменьшающие испарение воды, встречаются у листьев знакомых вам культур? Приведите примеры.
5. Какова потребность в воде овощных растений, выращиваемых вами на школьном участке?
6. Что такое норма полива и почему ее необходимо соблюдать?
7. Какие приемы ухода за растениями, кроме полива, помогают улучшить их снабжение водой? Какие из них вы применяли на учебно-опытном или на своем приусадебном участке?

Продолжение следует

Спонсор публикации статьи: центр английского языка ELC LTD осуществляет запись на курсы английского языка в Киеве.Более подробно ознакомиться с предложением можно на интернет-сайте центра http://english.in.ua/ Дипломированные преподаватели, индивидуальных подход к каждому клиенту - являются гарантами того, что Вы получите наиболее полное и эффективное обучение английскому языку.

 

Рейтинг@Mail.ru