Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №4/2007

КОПИЛКА ОПЫТА

Е.А. СТРОГАНОВА

Продолжение. См. № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 3/2007

Уроки ботаники

Урок 10. Распространение и значение семян

Наша многодневная лабораторная работа с проращиванием семян растений дала нам представление о главных стартовых условиях в начале их жизненного пути. С материнской заботой и щедростью все эти условия обеспечила растениям наша планета. Разумеется, они различны в разных частях планеты, но тем разнообразнее, богаче и пластичнее жизнь, и надежнее защищена она от разных изменений и потрясений.

На суше нашей планеты в современную эпоху, безусловно, доминируют семенные растения, хотя так было далеко не всегда. И здесь одно из существенных, хотя и не самое главное, отличий растений от животных, которые свободно перемещаются в течение всей жизни в пределах ареала, – это постоянное место жительства. Вопрос, что лучше, не уместен: каждому – свое! Зато оседлый образ жизни растений и следовательно, стабильный зеленый покров – непременное условие, большое благо и надежная основа для существования всех прочих форм жизни. Но жизнь не может развиваться, не распространяясь по территории, где есть хоть сколько-нибудь подходящие условия. И тут главную роль играют семена. Мы уже говорили, что семя – это наименее уязвимая форма сохранения жизни в неблагоприятных условиях и наиболее удобная форма для ее распространения. Причем сроки сохранения ее в виде семян зачастую намного превосходят время жизни самой вегетирующей особи, а иногда достигают фантастической продолжительности в тысячи лет. Так, стараниями ученых ожил лотос, пролежавший в торфяниках Манчжурии 2000 лет! В связи с этим встает вопрос: каким образом семена могут сохраняться столь долгий срок?

Забота о потомстве – важнейшая составляющая в жизни всех существ. Нежная, самоотверженная и даже жертвенная забота животных очевидна, наглядна, трогает нас и вызывает умиление. Что же касается растений, то здесь мы воочию наблюдаем активное отторжение потомства. Где же тут забота? Растения пошли иным путем. Если у высокоорганизованных животных оплодотворенная яйцеклетка (за редким исключением) далее непременно должна развиваться поступательно, то растения, если можно так выразиться, «консервируют» зародышевую жизнь. В этом случае срабатывает биохимический механизм, когда в семени вырабатываются специальные вещества (ингибиторы), тормозящие процесс развития до наступления благоприятных условий. Эта защита присуща тем растениям, которым целесообразно приостановить прорастание семени. Оно само в нужное время чутко определит подходящий момент или погибнет по истечении срока всхожести. Защитив потомство таким образом, можно отпустить семена искать счастья по белому свету.

Способы распространения могут быть самыми разнообразными с использованием всех сил живой и так называемой неживой природы. С завидным упорством семенные растения расселяются по земле, преодолевая жару и морозы, засуху и переувлажнение, расстояния и преграды, неся потери и щедро раздавая плоды своего неутомимого молчаливого труда. Не преследуя цели рассмотреть все возможные варианты распространения, давайте обратим внимание на некоторые из них.

Весна не только пробуждает к активной жизни «заснувшие» на зиму растения, но и стимулирует у большинства из них весеннее или раннелетнее цветение. Летом же, во время буйной вегетативной жизни, идет активное производство питательных веществ, а к завершению цикла – накопление их в семенах ради сильного здорового и прекрасного потомства. В жизни природы неизменно и несокрушимо действует принцип: «Все лучшее – будущим поколениям!» А в цепи многочисленных пищевых связей в природе плоды или семена в силу своей питательности и замечательных целебных качеств стали нужной и необходимой пищей и оздоровительным средством для множества других живых существ, в том числе и людей, при этом далеко не всегда без явной выгоды для растений. Возьмем нашу обыкновенную лесную рябину. Кто знает, как она распространяется?

– Ее разносят птицы, поедая ягоды с семенами.

– Какие птицы?

– Дрозды, снегири, синицы, свиристели и др.

– Верно. И полагаясь на них как на главных разносчиков, рябина одевает семена в жесткую оболочку, не поддающуюся перевариванию в пищеварительном тракте птиц. Давайте вспомним, у каких еще растений вызревают семена в окружении вкусной и питательной мякоти нередко привлекательно ярко окрашенных плодов (истинных или ложных, сейчас неважно), которые с удовольствием поедают животные.

– Многочисленные косточковые: вишня, слива, черешня, черемуха; ягоды древесных и кустарниковых пород в наших лесах: калины, крушины, малины и др.; маленьких кустарничков: черники, голубики, а также земляники. Не остаются незамеченными яблоки, груши и др.

– Такой способ биологи называют эндозоохорией.

– А еще орехи!

– Стоп! Вот у орехов, будь то лещина или кедровые орешки, представляющие серьезную пищевую базу для лесных обитателей, при поедании полностью используется содержимое семени, и эта часть урожая для потомства пропадает. Но трудолюбивые звери и птицы обычно в урожайные годы делают запасы, намного превосходящие их потребности, в многочисленных кладовочках, о которых часто и забывают. Вот эти запасы и становятся распространяемым таким образом семенным фондом будущих поколений лесных пород. Этот способ называется синзоохорией.

Многие сухие плоды и семена не столь привлекательны для животных. На поверхности таких семян образуются многочисленные выросты, крючочки и прицепки, прикрепляющие их к шерсти животных. Это эпизоохория. Вы знаете растения с такими семенами?

– Гравилат лесной, череда, репейник и др.

Другая находка природы – это автохория, когда вырабатываются многочисленные механизмы разбрасывания семян из подсыхающего плода. Например, винтообразно скручиваются створки. У каких растений?

– Желтая акация, фасоль, мышиный горошек.

– Быстро и резко плод раскрывается всеми своими створками. У каких?

– Кисличка, недотрога.

– Рассеиваются семена сквозь появляющиеся при созревании многочисленные отверстия.

– Маки.

Семена многих растений разносятся ветром. Это анемохория. У каких растений ее можно наблюдать?

– Так распространяются семена ели, сосны, плодики одуванчика и других сложноцветных со своими парашютиками, крылатки клена, опушенные семена кипрея (Иван-чая), маленькие семена тополей в пушистом одеянии (мы их называем тополиным пухом) и совсем крошечные и легкие семена орхидей и т.д.

Очень часто многочисленные способы действуют совместно в разнообразных комбинациях, и это способствует еще большему успеху. Нет предела фантазиям, изобретениям и находкам природы. Они не только могут соперничать с разумными решениями мыслящих существ, но и представляют собой неисчерпаемый источник знаний, зачастую становясь примером для подражания.

С появлением и развитием земледелия между людьми и растениями установились совершенно особые отношения, когда, ломая все временные критерии, чутко отзываясь на заботу, уход и внимание, растения при систематическом отборе в короткие сроки изменяют свою природу в соответствии с желаниями людей, поражая и радуя их своей щедростью. Семеноводство и селекция стали важными отраслями науки и сельскохозяйственной практики, обеспечивая население планеты необходимыми продуктами питания. А в целом семена – щедрый и неоценимый дар природы для всего сущего на Земле.

«Доброе семя – в добрую почву» – вот девиз и главный принцип земной жизни в прямом и переносном смысле.

Задание (лист 11).

Рядом с названиями зверей, птиц и насекомых запишите названия тех растений из списка, семена или плоды которых, по вашим наблюдениям, предположениям и мнению, могут быть использованы ими в пищу. Список желательно продолжить.

Лист 11

Глухарь – _______________________________________________________________

Синица – _______________________________________________________________

Свиристель – ____________________________________________________________

Сойка – _________________________________________________________________

Дрозд – _________________________________________________________________

Клест – _________________________________________________________________

Дятел – _________________________________________________________________

Воробей –_______________________________________________________________

Белка – _________________________________________________________________

Бурундук – ______________________________________________________________

Медведь – _______________________________________________________________

Ёж – ____________________________________________________________________

Мыши – _________________________________________________________________

Летучие мыши –__________________________________________________________

Хомяк – _________________________________________________________________

Суслик – ________________________________________________________________

Муравьи – ______________________________________________________________

Осы – __________________________________________________________________

Растения: зерновые злаки; полевые злаки; горох; фасоль; мышиный горошек; чина полевая; ель; сосна; кедровая сосна; лещина; рябина; калина; ирга; яблоня; груша; слива; вишня; клён; дуб; кислица.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru