Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №4/2007

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ

Т.И. КОЖИНА,
заместитель директора по УВР, учитель биологии,
МОУ «СОШ № 37», г. Выборг

Развитие внимания: минутные вопросы

«Внимание – направленность психической деятельности человека,
ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость».

В последнее время регулярно приходится сталкиваться с полной потерей интереса к учебе у большинства учеников, отсутствием мотивации обучения. Следствие этого – апатия, потеря способности к мобилизации внимания. Автор считает, что предлагаемая методика – один из способов выхода из этой удручающей ситуации.

Хотя приводимые примеры предназначены для использования на уроках биологии, методика мо-жет быть использована в начале урока по любому предмету. Ее применение способствует концентрации внимания ученика на теме урока. Суть предлагаемой методики заключается в следующем.

В начале урока задается неожиданный вопрос. Он действует подобно ледяному душу, который ввергает учеников в состояние легкого стресса и мобилизует все, казалось, давно уснувшие возможности. Благодаря таким вопросам за короткий промежуток времени из глубоких недр памяти ученика извлекается неожиданная даже для него самого информация. Ответ на поставленный вопрос – это зачастую удачное введение в новую тему. Составление подобных вопросов является мощным стимулом для интеллектуального развития преподавателя, а быстрая обратная связь и свежее мнение учащихся при поиске ответов корректируют вопрос, обогащая учителя новым запасом знаний. И самое главное – вопрос быстро активизирует процессы произвольного внимания. Данная методика полезна и с точки зрения учащихся – оценивание ответов только положительное, что приводит к созданию в самом начале урока приподнятой атмосферы, рассчитанной на успех, а это, в свою очередь, сберегает здоровье школьников.

Как ни странно, вопросы по биологии и экологии с одним предполагаемым ответом трудно найти в литературе. Подготовить вопросы к каждому уроку для разных классов – большая нагрузка для учителя, но такая работа с лихвой окупается. Кроме того, к концу учебного года учащиеся сами начинают составлять вопросы, а это стимулирует развитие творческого мышления и тренировку внимания.

На перемене перед началом урока ассистенты раскладывают на столы листочки для ответов, которые заготовлены заранее в большом количестве. В начале урока сразу после приветствия учащиеся подписывают листочки, преподаватель четко и ясно зачитывает вопрос один раз и засекает одну минуту, при этом произнося: «Время!!!» (Сначала многие будут возмущаться и просить прочитать вопрос еще раз. Будьте непреклонны! Не повторяйте вопрос!)

Учащиеся самостоятельно, индивидуально и в полной тишине размышляют над вопросом. По истечении 50 секунд, преподаватель произносит: «10 секунд!» Это является напоминанием, что сформулированный ответ пора написать на листочке. По истечении минуты учитель говорит: «Время!!!» Ассистенты, проходя по классу один раз, собирают ответы (листочки должны быть обязательно подписаны!) и кладут на стол учителя.

Преподаватель объявляет правильный ответ и комментирует его. Еще лучше перед этим сначала зачитать варианты ответов учащихся, но не называть их авторов. После оглашения правильного варианта ученикам, чьи ответы оказались правильными, выставляется от 1 до 4 баллов в отдельный журнал. (Обычно учителя не любят «двойную бухгалтерию», но вы сами быстро убедитесь, что в этом журнале очень заинтересованы ученики. Еще бы! Там – приятная перспектива; там «1» – не отметка «кол», а призовой балл, получаемый тут же, без проволочек. В течение нескольких уроков (а возможно, и сразу) в этом журнале ученик может «накопить» 5 баллов, которые превращаются в отметку «5» и выставляются в обычный школьный журнал. Процесс проверки происходит быстро, т.к. учитель просит поднять руку тех, кто правильно ответил. (Обученные ассистенты сами выставляют баллы.) Чем меньше учащихся, которые ответили на вопрос, тем выше оценивается ответ. Если на поставленный вопрос ответил только один ученик, он сразу получает «5» в обычный журнал. В итоге у учащихся формируется положительное отношение к минутным вопросам. Как известно, процесс познания может происходить только в атмосфере положительных эмоций. Вопрос запоминается и служит ценной информацией для урока. С введением в классах минутных вопросов эффективность уроков заметно возросла.

Примеры вопросов

  • Сергей Тимофеевич Аксаков в книге «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» описывал два типа лесов: черный и красный. Каждый тип состоит из совокупности определенных пород деревьев. Напишите три любые породы, относящиеся к краснолесью.

Ответ. Ель, пихта, сосна, лиственница. К краснолесью Аксаков относил хвойные породы, а чернолесью – лиственные.

Источник: Аксаков С.Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губерии. – Уфа, 1984 г.

  • Это продукт с относительно высоким содержанием белка, из него можно приготовить много вкусных блюд. Тем не менее только в 1998 г. этим продуктом в России отравилось 467 человек, из них 34 умерли. Этого бы не произошло, если бы люди были более внимательны. В последующие годы статистика была еще более страшной. Так что же это за продукт?

Ответ. Грибы.

Источник приводимых цифр: газета «Аргументы и факты».

  • Какое значение имеет свет для животных? Выразите ответ одним словом!

Ответ. Информационное!

  • О чем говорит тот факт, что в цикле развития мхов есть стадия, похожая на многоклеточную водоросль.

Ответ. О том, что мхи произошли от водорослей.

  • Их влияние на нашу жизнь огромно, их название в переводе с латинского обозначает «яд». Они – не клетки. С одной точки зрения они живые; с другой – относятся к неживой природе. Никто точно не знает, как они возникли. О ком или о чем речь?

Ответ. О вирусах.

  • Как известно, веществом, хранящим наслед-ственную информацию о клетке и об организме в целом, являются нуклеиновые кислоты. Эта информация определяет все процессы, идущие в клетке. А какие вещества организуют реализацию планов, записанных в нуклеиновых кислотах, осуществляют их выполнение?

Ответ. Ферменты.

  • Таких людей немного – 10–12%, хотя в последнее время их стало рождаться больше – 15–20%. Они совершенно нормальные, но, как правило, не похожи на остальных. Они чаще неординарно мыслят, более эмоциональны и более уязвимы. Среди них – Александр Македонский, Юлий Цезарь, Льюис Кэрролл, Альберт Эйнштейн, Рональд Рейган, Бил Клинтон, Брюсс Уиллис и многие другие извест-ные люди. Скорее всего, такие люди есть и среди вас. О людях с какой особенностью идет речь?

Ответ. О левшах.

Источник приводимых фактов: Светлова Е. Чем левши хуже / Совершенно секретно, 2000, № 10.

  • Общая площадь всех легочных пузырьков у человека – 100 м2, всасывающая поверхность тонкой кишки у человека – 500 м2, суммарная фильтрующая поверхность почек – 40 м2. Список таких примеров можно продолжить и в мире растений. Это огромная всасывающая поверхность корневых волосков и фотосинтезирующая поверхность листьев. Кратко сформулируйте ответ на вопрос: почему природа придает такое значение поверхностям?

Ответ. Чем больше площадь соприкосновения двух сред, между которыми происходит обмен веществ или энергии, тем с большей интенсивностью может идти этот обмен. (Правильными считаются любые формулировки, содержащие эту мысль.)

Источник приводимой информации: Биология. Человек. Учебник для 9 кл. / Под. ред. Батуева А.С. – М., 1998.

  • В этой жидкости, вырабатываемой человеческим организмом, 98% воды, 0,1% мочевины, 0,3% хлористого натрия, молочная кислота, лимонная кислота, аммиак, жиры, ароматические и другие вещества. Назовите эту жидкость.

Ответ. Пот.

Источник приводимой информации: Биологический энциклопедический словарь. – М., БРЭ, 1995 .

  • Основатель учения об электричестве был вовсе не физик, а итальянский анатом и физиолог Луиджи Гальвани (годы жизни 1737–1798). Как мы сейчас называем те явления в организме, которые тогда, в XVIII в., натолкнули Гальвани на мысль о «животном электричестве»?

Ответ. Нервный импульс.

Источник: Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 1999.

  • Если всё содержание этого элемента в организме человека принять за 100%, то 50% сосредоточено в костях. Что это за элемент: кальций, магний или фосфор?

Ответ. Магний.

  • У женщин среднего возраста это составляет 35% от массы тела, у мужчин – 40%, у пожилых людей – 30%, у спортсменов – 50%. Так что же это?

Ответ. Мышцы.

Источник приводимой информации: Анаста-сова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. – М., 1997.

  • Профессор Преображенский, герой романа Михаила Булгакова, делал операцию на органе, который регулирует рост скелета у человека. Назовите этот орган.

Ответ. Гипофиз.

  • К какому классу органических веществ большинство биохимиков до 1940 г. ошибочно относили гены – носители наследственной информации: к жирам, к белкам или к углеводам?

Ответ. К белкам.

  • Лауреат Нобелевской премии по химии 1903 г. Сванте Аррениус писал: «Если бы содержание этого удвоилось, то температура земной поверхности повысилась бы на 4 °С». Современные ученые прогнозируют, что, действительно, к 2040 г. температура приземного слоя атмосферы повысится на 4 °С – при существующих темпах накопления этого (его количество к тому времени как раз удвоится). Такова гениальная прозорливость Сванте Аррениуса. О чем идет речь?

Ответ. СО2 – углекислый газ, его содержание в атмосфере.

Источник: Алексеев С.В., Андреева Н.Д. Ученые в области наук об окружающей среде. Книга для чтения по экологии. – СПб., 2000.

  • Береза бородавчатая – апрель, май; боярышник кроваво-красный – май, июнь; папоротник орляк – июль; сирень обыкновенная – май. Найдите одну грубую ошибку и объясните ее.

Ответ. Папоротник не цветет (приведены сроки цветения растений).

  • Екатерина II для воспитания своих внуков (Константина и будущего императора Александра I) составила свод правил – «Азбуку». В «Азбуке» для сохранения здоровья предписывалось употребление простой пищи, довольно низкая температура в комнате, твердые тюфяки для сна и др. А что должны были делать ее внуки, чтобы стать добрыми?

Ответ. Екатерина II требовала, чтобы они не только не мучили и не убивали животных, например птиц, бабочек, мух и т.п., но чтобы имели попечение о принадлежавших им собаках, птицах, белке и даже цветах в горшках, поливая их. (Правильным считается ответ, в котором упоминается забота о животном или растении.)

Источник: Сахаров А.Н. Император Александр I. // Сб.: Российские самодержцы 1801–1917. – М.,1993.

  • Им неведомы такие болезни души, как жадность, зависть, лицемерие. Но у них есть другие болезни – сухобокость, смоляной рак, синева и гниль. Кто они?

Ответ. Деревья (болезни древесины).

Источник названий заболеваний деревьев: Спутник лесника. Справочник. – М.,1990.

  • Самый важный обитатель озера Байкал – веслоногий рачок эпишура. Под 1 м2 акватории Байкала насчитывается около 30 млн особей этих рачков. Он – главный корм для рыб. Но есть еще одна причина, которая ставит этого рачка на первое место по значению для жизни Байкала. Назовите эту причину.

Ответ. Рачки очищают воду.

  • До нас полностью дошел труд «Сельское хозяйство» римского ученого, энциклопедиста Варрона (116–27 гг. до н.э.). В нем орудия труда разделяются на три группы. Одна из них – немые (повозки). Другая группа – издающие нечленораздельные звуки (скот). Назовите последнюю, третью, группу.

Ответ. Одаренные голосом (рабы).

Источник: Сб.: Сеятели и хранители. Кн. 2. – М., 1992.

  • Его впервые изготовили в 1910 г. в США. Он избавил от многих неудобств и теперь для решения определенной задачи не надо, к примеру, брать лягушку или рыть землю. Но существует одно опасение: то, что он содержит, может вызвать глобальную экологическую катастрофу.

Ответ. Холодильник.

  • Эта древняя отрасль сельского хозяйства суще-ствует около 5 тыс. лет. Ее продукт у чистоплотных знатных греков ценился на вес золота. А получают его следующим образом: берут грену, помещают ее в инкубатор. Через некоторое время вытаскивают и дают листья. Через несколько дней то, что получилось, морят и сушат, а после этого из того, что осталось, получают этот продукт. Назовите его.

Ответ. Шелк.

  • Закончите строку Роберта Рождественского: «… Не обольщайся цифирью немедленных выгод, реки корежить и горы срывать погоди. Вместо того, чтоб, не думая, что-то воздвигнуть, лучше остынь и подумай, ... »

Ответ. «Не навреди».

Рейтинг@Mail.ru