Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №3/2007

КОПИЛКА ОПЫТА

Г.Г. ЗАХАРЧЕНКО,
кандидат педагогических наук

Продолжение. См. № 23, 24/2006

Практическая направленность преподавания курса ботаники

В 6-м классе сельской школы

Значение сохранения корней с корневыми волосками учитывают, например, при посадке в открытый грунт рассады овощных и цветочных культур. Накануне посадки рассаду в пленочных теплицах, парниках или рассадных ящиках обильно поливают, после чего ее легко можно выкапывать с комом почвы.

Корни вынутой рассады для создания вокруг них влажной среды погружают в болтушку из глины и коровяка. После этого осторожно уложенную в ящики рассаду перевозят к месту посадки. Для того чтобы не допустить подсыхания растений, ящики прикрывают легкими матами или рогожами. Посадку рассады проводят с поливом в лунку, а после ее окончания поливают весь участок. Во влажной почве нарушенная корневая система быстрее восстанавливается, и молодые растения меньше болеют после высадки.

Значительно меньше повреждаются при пересадке корни рассады, выращенной в питательных горшочках или кубиках. Поэтому такая рассада не приостанавливает роста после высадки, хорошо приживается, и растения быстрее растут и раньше дают урожай.

Горшечный способ применяют для овощных культур, которые плохо переносят пересадку: для огурца, кабачка, патиссона и др. В горшочках выращивают также рассаду, предназначенную для получения ранних овощей (ранняя и цветная капусты, салат, ранние томаты).

В состав смесей для изготовления горшочков или кубиков входят торф, перегной, дерновая земля, опилки, коровяк и минеральные удобрения. Наиболее распространены торфоперегнойные горшочки, а в тех местностях, где нет торфа, – перегнойно-земляные. Горшочки и кубики содержат большой запас необходимых для питания молодых растений веществ, поэтому их и называют питательными.

На больших площадях в хозяйствах рассаду высаживают рассадопосадочными машинами. Горшечную рассаду сажают вместе с горшочками (кубиками), присыпая их слоем почвы толщиной 2–4 см (рис. 6).

>Рис. 6. Посадка горшечной рассады капусты

Рис. 6. Посадка горшечной рассады капусты:
а – правильная, б – неправильная

?

1. Что такое корневые волоски? На каком участке корня они находятся?

2. Какое значение имеют корневые волоски в жизни растения?

3. Почему нередко растения после пересадки плохо приживаются на новом месте?

4. Как предупредить повреждение и подсыхание корневой системы безгоршечной рассады при посадке на постоянное место?

5. Какая рассада лучше и быстрее приживается после высадки в поле: выращенная в горшочках или без них? Почему?

6. Какую рассаду для открытого грунта выращивают горшечным способом?

7. Почему горшочки и кубики для выращивания рассады называются питательными?

1. Примите участие в выращивании для учебно-опытного участка горшечной рассады овощных культур. Подготовленную рассаду высадите на по-стоянное место по указанию учителя.

2. Выясните у агронома, рассаду каких овощных растений для открытого грунта выращивают в местном хозяйстве в питательных горшочках или кубиках.

§ 7. Почвенное питание культурных растений.

Применение удобрений

Для нормального роста и развития сельскохозяйственных культур и получения высокого урожая необходима хорошая обеспеченность растений питательными веществами.

В больших количествах растения потребляют азот, фосфор, калий, серу и магний, поэтому эти минеральные вещества называют макроэлементами. Железо, марганец, бор, цинк, медь, молибден нужны растениям в ничтожных дозах; их в отличие от вышеназванных относят к микроэлементам.

Количество элементов питания, которое требуется сельскохозяйственным культурам, неодинаково и во многом зависит от химического состава и величины урожая. Так, например, пшеница, рожь, ячмень, горох, фасоль и другие зерновые и бобовые культуры, дающие богатое белком зерно, поглощают больше азота и фосфора. Картофель и сахарная свекла, продукция которых содержит крахмал и сахар, особенно нуждаются в калии. Подсолнечник и другие масличные культуры с высоким содержанием в семенах жиров и белков потребляют в два раза больше различных элементов питания, чем зерновые. С ростом урожайности увеличивается и количество питательных веществ, выносимых растениями из почвы.

В почве находятся разнообразные минеральные соли, растворимые в воде. Однако их часто не хватает выращиваемым культурам, и для увеличения запасов этих солей в почву вносят удобрения – органические и минеральные. Некоторые из них вы использовали на школьном учебно-опытном участке.

Органические удобрения — вещества растительного и животного происхождения. К ним относят навоз, торф, компост, зеленое удобрение. Органические удобрения обогащают почву многими элементами питания, а также полезными микроорганизмами, улучшают водные, воздушные и тепловые свойства почвы. По способу получения эти удобрения называют еще местными.

Минеральные удобрения содержат элементы питания растений в виде минеральных солей. В основном они выпускаются промышленностью, из местных минеральных удобрений часто применяют печную золу.

Минеральные удобрения делят на простые и комплексные. Простые удобрения содержат один питательный элемент; это азотные, фосфорные, калийные, а также микроудобрения, имеющие в своем составе микроэлементы. Из азотных удобрений наиболее распространены аммиачная селитра и мочевина, из фосфорных – простой и двойной суперфосфат, из калийных – хлористый калий.

Комплексные удобрения содержат одновременно два или несколько элементов питания. Например, в аммофоске имеются азот и фосфор, в нитрофоске – азот, фосфор и калий.

В растениеводстве применяют основное (допосевное) и припосевное (припосадочное) внесение удобрений и подкормки.

Основное удобрение вносят обычно при основной обработке почвы для снабжения растений питанием на протяжении всего периода их роста и развития. Удобрения распределяют по полю чаще всего вразброс перед пахотой. До посева вносят удобрения и под предпосевную культивацию.

Припосевное (припосадочное) удобрение используют в небольших количествах при посеве семян или посадке клубней, рассады. Оно должно обеспечить растения элементами питания в самом начале их роста, пока корни еще слабо развиты.

Подкормки – это внесение удобрений в сухом или жидком виде во время роста сельскохозяйственных культур для снабжения их наиболее необходимыми в этот период элементами питания. Подкормки не заменяют основного удобрения, а дополняют его.

Высокие урожаи культурных растений можно получить только при правильном применении удобрений. Очень важно вносить их, соблюдая установленные с учетом особенностей почвы и требований возделываемых культур нормы, или дозы, удобрений.

Однако для нормального роста и развития сельскохозяйственных культур недостаточно одного удобрения почвы. Растение может питаться лишь растворами солей в воде, поэтому необходимо не только хорошо удобрить почву, но и дать растениям воду. Полив – один из важнейших приемов ухода за культурами, который вы применяете и на учебно-опытном участке, и на своих огородах.

Кроме того, почва должна быть очищена от сорняков и хорошо обработана. Выполняя эти требования, можно добиться значительного прироста урожая при внесении удобрений.

!

НОРМА ВНЕСЕНИЯ УДОБРЕНИЯ – количество удобрения в кг, ц или т, которое, вносится под сельскохозяйственную культуру на единицу площади – 1 га.

ПОДКОРМКА – внесение удобрений в сухом или растворенном виде во время роста растений.

УДОБРЕНИЯ – минеральные и органические вещества, содержащие элементы питания растений и создающие благоприятную среду для их выращивания.

?

1. Что такое макро- и микроэлементы? Почему они так называются?

2. Приведите примеры различной требовательности сельскохозяйственных растений к элементам питания.

3. Чем отличаются органические удобрения от минеральных?

4. Какие удобрения вы применяли при осенней и весенней обработке почвы на учебно-опытном участке?

5. Что такое компосты? Расскажите о приготовлении компоста на школьном участке или в своем хозяйстве.

6. Собирают ли у вас дома печную золу, птичий помет? Как их используют?

7. Какие овощные и цветочно-декоративные культуры вы подкармливали на учебно-опытном участке? Чем отличается жидкая подкормка от сухой?

8. Что такое норма внесения удобрения? Почему необходимо ее соблюдать?

1. Рассмотрите образцы минеральных удобрений, применяемых на школьном участке. Установите их отличия друг от друга по внешнему виду (цвету, запаху, консистенции).

2. Узнайте, какие удобрения вносят под озимую пшеницу, картофель или белокочанную капусту в местном хозяйстве. Запишите в тетради названия удобрений, способы и дозы их внесения.

3. Весной и летом проведите опыты с подкормкой разных культурных растений на учебно-опытном участке.

4. Примите участие в подкормке овощных культур на своем огороде, используя для этого птичий помет и печную золу.

§ 8. Обработка почвы

Обработка почвы улучшает водный, воздушный, питательный и тепловой режимы пахотного слоя почвы, от состояния которых в основном зависят рост и развитие сельскохозяйственных культур.

В процессе обработки почвы заделываются удобрения, уничтожаются сорные растения, некоторые вредители и возбудители болезней выращиваемых культур.

Различают основную (глубокую) и поверхностную обработку почвы.

Рис. 7. Рабочие органы плуга и их составные части

Рис. 7. Рабочие органы плуга и их составные части:
1 – предплужник, 2 – корпус, 3 – дисковый нож

Наиболее распространенный прием основной обработки почвы – культурная вспашка, выполняемая плугом с предплужником (рис. 7). При работе таким плугом, достигается не только рыхление, но и оборачивание почвы. Слои ее меняются местами: верхний слой оказывается внизу, а нижний поднимается кверху (рис. 8). Глубина вспашки составляет 20–35 см и зависит от особенностей культуры, которую собираются выращивать, и свойств почвы.

Рис. 8. Схема вспашки плугом с предплужником

Рис. 8. Схема вспашки плугом с предплужником:
1 – уплотненный слой – 10 см, 2 – рыхлый слой – 15 см

Осеннюю вспашку почвы называют зяблевой, от слова «зябнуть», т.к. она проводится перед наступлением зимних холодов, а весеннюю – весновспашкой.

В результате культурной вспашки создается глубокий рыхлый слой почвы. Такая почва хорошо впитывает влагу осенних дождей, а весной поглощает талые воды и быстро прогревается. В нее легко проникает воздух. Заделка удобрений и растительных остатков обогащает почву питательными веществами.

Зимующие в почве личинки насекомых-вредителей, вывернутые при зяблевой вспашке на поверхность, гибнут под действием холодов. Сорные растения подрезаются и сбрасываются на дно борозды, где затем перегнивают. Заделанные в почву на большую глубину семена сорняков не могут прорасти весной и тоже погибают.

К поверхностной обработке почвы, выполняемой перед посевом, во время или же после посева на глубину до 12–14 см, относятся лущение, боронование, культивация, прикатывание и некоторые другие приемы. С их назначением и проведением вы познакомитесь на занятиях трудового обучения (рис. 9, 10).

Рис. 10. Культиватор (а) и основные типы лап культиватора (б)

Рис. 10. Культиватор (а) и основные типы лап культиватора (б):
1 – грубберный, 2 – экстирпаторный, 3 – пружинный

Рис. 9. Сетчатая борона (а) и шлейф-борона (б)

Рис. 9. Сетчатая борона (а) и шлейф-борона (б):
1 – нож, 2 – гребенка, 3 – брусья

При лущении, бороновании и культивации на поверхности почвы создается рыхлый сухой слой, который препятствует испарению влаги из более глубоких слоев почвы.

Рыхление почвы имеет еще и другое значение. При подсыхании почвы на ее поверхности образуется корка, которая препятствует проникновению в почву воздуха и затрудняет дыхание корней. Это неблагоприятно отражается на росте и развитии выращиваемых культур. Разрушение почвенной корки способствует поступлению свежего воздуха к корневым системам растений. При нормальном дыхании корни лучше растут и больше поглощают питательных веществ из почвы, что способствует увеличению урожая.

Перед посевом ряда культурных растений применяется прикатывание почвы. Его проводят для того, чтобы выровнять и равномерно уплотнить почву, а также поднять влагу в верхний слой.

!

БОРОНИРОВАНИЕ – рыхление поверхностного слоя почвы на глубину 4–10 см с его перемешиванием и выравниванием.

ВСПАШКА ПОЧВЫ – основной прием обработки, при котором производится оборачивание, крошение и перемешивание почвы.

КУЛЬТИВАЦИЯ – рыхление обработанной ранее почвы на глубину 8–14 см без ее оборачивания.

ЛУЩЕНИЕ – мелкое рыхление почвы на глубину не более 10–12 см с одновременным подрезанием сорняков и некоторым оборачиванием разрыхленного слоя.

ПРИКАТЫВАНИЕ – уплотнение и выравнивание поверхности почвы с одновременным дроблением глыб и комков.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru