Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №22/2006
 Уроки ботаники

КОПИЛКА ОПЫТА

Е.А.СТРОГАНОВА

Продолжение. См. № 17, 18, 19, 20, 21/2006

Уроки ботаники

Урок 6. Клетка. Строение растительной клетки

На прошлом уроке мы назвали с вами имя великого нидерландца – Антони ван Левенгук. Что же увидел Левенгук, глядя сквозь свои «волшебные» линзы пытливым взором? Перед глазами неутомимого исследователя разворачивалась жизнь ранее скрытого от людей мира микроскопических организмов. Лондонское Королевское общество, действительным членом которого он был избран в 1680 г., приветствовало открытия Левенгука. Но идея продемонстрировать ученым строение растительной ткани, в частности коры дуба, с помощью микроскопа Левенгука принадлежит тогда еще молодому английскому ученому Роберту Гуку. Он же назвал увиденные в коре ячейки клетками. И хотя он ошибочно предполагал, что клетка – удел отмершей части растения, история именно его назвала первооткрывателем растительной клетки.

Открытие клеточного строения тела живых организмов было величайшим событием, которое совершенно потрясло человечество. Естественные науки прозрели, и нескончаемым потоком последовали открытия за открытиями.

Давайте и мы приобщимся к этим замечательным откровениям естествознания на пути познания жизни.

Теперь уже никого не ошеломит утверждение о том, что клетка – обязательная простейшая структурная единица, которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма. (Это или аналогичное определение мы записываем в тетрадь.)

Вот как представили себе дети появление живой клетки.

Миллиарды лет назад
В хаосе Вселенной
Капля жизни родилась
Робко и несмело.

На заре живого мирозданья
Было чуждо и опасно всё кругом.
Крохотное, хрупкое созданье
Стало строить Жизни прочный дом.

В оболочку Жизнь себя одела.
Что кругом? Вода есть – можно пить.
Чистый воздух, солнце жарко грело.
И решила кроха: «Будем жить!»

И пошло. Теперь живая клетка
Стала крепнуть, множиться, расти,
Чтоб когда-то дикая планета
Вся смогла садами расцвести.

Усвоив, что клетка находится в основании всей огромной пирамиды жизни, мы и начнем курс ботаники с ее изучения. Строение и процессы, протекающие в клетке, чрезвычайно сложны и разнообразны. На пути развития и обретения определенной роли в жизни многоклеточного организма клетки изменяются, приобретают новые специфические или частично утрачивают старые черты строения и становятся разными, не похожими друг на друга.

Вы увидите клетку при сравнительно малом увеличении микроскопа, и лишь самые основные ее части. На рисунке тоже представлены обобщенные схемы.

Задание (лист 7).

1. Укажите приблизительный возраст клетки: молодая, среднего возраста или старая.

2. Подпишите основные части клетки с указанием их основной роли в жизни клетки.

Например:

– Оболочка: обособляет и одновременно связывает клетку с окружающей средой. Защищает содержимое клетки, придает ей форму.
– Цитоплазма: внутренняя среда клетки.
– Вакуоль: резервуар питательных веществ и отходов жизнедеятельности.
– Ядро с ядрышком: «мозг» клетки. Хромосомы, возникающие в ядре, управляют ростом, развитием и размножением клеток, хранят информацию о жизни и для жизни.
– Пластиды: участвуют в выработке, накоплении и превращении веществ в клетке.

Лист 7

Продолжение следует

Спонсор публикации статьи: образовательный портал STUDY GUIDE. На страницах портала, который располагается по адресу www.StudyGuide.ru, Вы найдете вузы Санкт-Петербурга, детские сады, школы, образовательные курсы и учреждения, предоставляющие услуги образования за рубежом. Удобная система поиска, снабженная рейтингом, позволит быстро найти подходящее учебное заведение. Так же, на страницах портала, Вы сможете найти частные объявления нянь и репетиторов, или разместить своё, а так же прочесть новости и интересные статьи на разнообразные темы из сферы образования.

 

Рейтинг@Mail.ru