Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №19/2006
Опыты с аквариумными растениями

БОТАНИКА

О.Г. БАРИНОВ

Окончание. См. № 18/2006

Опыты с аквариумными растениями

Опыт № 4. «Характер освещения»

Для этого опыта лучше всего подходят растения рода стрелолист (Sagittaria). Несколько тропических видов этого рода, выходцы из Америки, – обычные аквариумные растения. Называют их при этом почему-то по латыни – сагиттариями. В водах Средней полосы России растет другой вид этого же рода – стрелолист обыкновенный, с моей точки зрения значительно более декоративный.

Если стрелолист-сагиттарию освещать сбоку (лампа накаливания с рефлектором), листья у него образуются только ремневидные, подводные. Если источник света поместить сверху и он будет достаточной мощности (80–100 Вт), то довольно скоро кроме свободно плавающих ремневидных листьев появятся такие же по внешнему виду, но выступающие из воды. Затем появятся настоящие надводные листья, с расширенной надводной листовой пластинкой, округлой (у многих тропических видов) или стреловидной (у нашего – обыкновенного и некоторых других – чилийского, уругвайского). А затем растение порадует вас цветочной стрелкой с раздельнополыми, но однодомными цветами. Цветки с тремя лепестками раскрываются не одновременно, но мужские, как правило, успевают раскрыться до того, как женские потеряют способность к опылению, и вы можете получить вполне всхожие семена. Но опылять придется «вручную».

Стрелолист обыкновенный

Стрелолист обыкновенный

Можно попробовать освещать два аквариума разными источниками света – лампой накаливания и люминесцентной, с равным общим световым потоком. Легко убедиться, что многие растения лучше растут под лампой накаливания (здесь уместно вспомнить кривую поглощения света хлорофиллом), но в то же время цветения ряски без мощной ультрафиолетовой лампы вам добиться не удастся… Кстати, опыты с ряской эффектны, и их легко поставить. Ряска легко поддается учету, но в декоративный аквариум ее селить не стоит – истребить тяжело, и отмершие особи очень портят вид стекол.

Опыт № 5. «Влияние температуры»

Этот опыт проще всего ставить зимой, если под одним подоконником есть батарея отопления, а под другим (у окна, выходящего на ту же сторону) – нет, или ее можно как-то изолировать. Еще проще, если есть аквариумный нагреватель для воды. Ваша задача – добиться (при прочих равных условиях) разницы в температуре воды в аквариумах в 10–15 оC – и убедиться, что при более высокой температуре растения растут очевидно быстрее. Необходимо учесть только, что при температуре ниже +10 оC некоторые тропические виды чувствуют себя уже совсем плохо, что для наших целей не подходит. Лучше использовать элодею, валлиснерию, стрелолист. С другой стороны, выше +30 оC воду в аквариуме с любыми растениями нагревать не стоит.

Элодея канадская

Элодея канадская

Опыт № 6. «Влияние питательных веществ»

Для опыта потребуется какое-либо удобрение для комнатных растений. Водные растения усваивают минеральные вещества всей поверхностью. Попробуйте в два аквариума посадить валлиснерию в песок, но в один добавить раствор удобрений из расчета, например, 1 г минеральных солей (суммарное количество веществ) на литр воды. Можно повысить и понизить концентрацию, но существенно повышать ее не стоит: растения могут погибнуть. Умеренная же подкормка заметно ускорит их развитие.

Опыты можно ставить и с отдельными химическими веществами. Если опыты ставятся с природной водой, а не с дистиллированной, вы можете обнаружить, что особенно активно растения реагируют на добавления фосфатов. Во многих природных водоемах, исключая те, которые соприкасаются с фосфоритами, наблюдается дефицит именно этого элемента, он является лимитирующим фактором развития растений (в том числе при «цветении» водоема). Возможно, в ваших опытах вы получите хороший отклик и на какое-то другое вещество. Это может оказаться важным результатом, который следует учесть при поливе этой водой сухопутных растений.

Я сознательно обхожу молчанием опыты по внедрению в аквариум водных животных, например рыб. Безусловно, растения в присутствии многих рыб (кроме тех, которые растения едят или выкапывают из грунта) будут чувствовать себя лучше. Но вычленить ведущий фактор влияния в этом случае очень трудно. С кормом для рыб мы привносим множество минеральных и органических веществ. В процессе дыхания рыбы выделяют много углекислого газа. Физиологические выделения рыб богаты азотистыми и другими веществами. И, наконец, плавая, рыбы интенсивно перемешивают воду, способствуя доставке питательных веществ к растениям и отведению от них растительных выделений. А при длительной совместной жизни (примерно от одного месяца) продукты жизнедеятельности рыб, разлагаясь, заражают придонный слой воды сероводородом.

Спонсор публикации статьи: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Таганрогский колледж морского приборостроения. ТКМП имеет богатый опыт подготовки специалистов в сферах вычислительных систем, комплексов, компьютерных сетей, программирования, радиоаппаратостроения, коммерции и торговой деятельности. Высокопрофессиональный педагогический состав обеспечит получение современных знаний, что позволит освоить желаемую профессию и откроет двери к успешной карьере.

 

Рейтинг@Mail.ru