Опорно-двигательная система

Я ИДУ НА УРОК

М.Ф. НИКИТИНА,
учитель биологии, школа № 18, г. Казань

Опорно-двигательная система

Обобщающий урок (8-й класс)

Цель урока: закрепление знаний по теме.

Задачи:

– образовательная: повторить материал и оценить знания по теме «Скелет и мышцы»;
– развивающая: выявить взаимосвязь костной и мышечной систем органов;
– воспитательная: профилактика остеохондроза, сколиоза и других искривлений позвоночника.

Оборудование: компьютер.

ХОД УРОКА

I. Повторение пройденного

Компьютерное тестирование

Вариант 1

1. Позвоночник человека образован:

а) 30–31 позвонком;
б) 33–34 позвонками;
в) 36–37 позвонками;
г) 39–40 позвонками.

2. В позвоночнике человека срослись между собой:

а) шейные позвонки;
б) грудные позвонки;
в) поясничные позвонки;
г) крестцовые позвонки.

3. Неподвижно соединены между собой:

а) плечо и предплечье;
б) тазовые кости;
в) позвонки;
г) позвонки и ребра.

4. Исключите лишнее:

а) бедренная кость;
б) большая берцовая кость;
в) малая берцовая кость;
г) лучевая кость.

5. Мышца и сухожилия состоят:

а) только из мышечной ткани;
б) только из соединительной ткани;
в) мышца – из мышечной, а сухожилия – из соединительной ткани.

6. Не прикрепляются к костям мышцы:

а) мимические;
б) гладкие;
в) скелетные.

7. В сокращении мышечных волокон участвуют белки:

а) инсулин и гемоглобин;
б) актин и миозин;
в) коллаген.

8. Мышцы не могут сокращаться без:

а) магния;
б) калия;
в) кальция;
г) железа.

9. Штангисты и культуристы стремятся к тому, чтобы:

а) увеличить площадь поперечного сечения мышц;
б) увеличить длину мышц;
в) увеличить частоту сокращения мышц.

Вариант 2

1. В состав грудной клетки не входят:

а) ключицы;
б) ребра;
в) грудина.

2. В каких из отделов позвоночника одинаковое количество позвонков:

а) в шейном и грудном;
б) в поясничном и крестцовом;
в) в копчиковом и грудном;
г) в шейном и крестцовом.

3. У какой из названных костей черепа есть пара:

а) у теменной;
б) у лобной;
в) у затылочной;
г) у нижнечелюстной.

4. Нервные импульсы поступают к мышцам:

а) по двигательным нейронам;
б) по вставочным нейронам;
в) по чувствительным нейронам.

5. Мышцей-сгибателем руки в локтевом суставе является:

а) двуглавая мышца;
б) трехглавая мышца;
в) дельтовидная мышца.

6. Миофибриллы – это:

а) мышцы;
б) мышечные волокна;
в) единицы строения мышечного волокна;
г) нет правильного ответа.

7. Наилучшим способом восстановления работо-способности при утомлении является:

а) полный покой;
б) чтение;
в) другой вид физической работы.

8. Полуподвижно соединены между собой:

а) тазовые кости;
б) позвонки и ребра;
в) кости черепа;
г) бедро и голень.

9. Наиболее эффективно человек работает:

а) в быстром темпе и с высокими нагрузками;
б) в быстром темпе, но с небольшими нагруз-ками;
в) в среднем темпе и со средними нагрузками.

Актуализация знаний (устный опрос)

1. Знания, необходимые в повседневной жизни:

– состав костей (различия у детей и пожилых людей);
– необходимость кальция (для развития костной ткани и работы мышц);
– чередование видов нагрузки (на разные группы мышц);
– правило «золотой середины» (средний темп, средняя нагрузка – большая эффективность работы);
– формирование правильной осанки.

2. Критерии правильной осанки:

– прямое положение головы и позвоночника;
– симметричное расположение надплечий;
– симметричное положение углов обеих лопаток;
– одинаковая форма треугольников, образованных контурами талии и опущенными верхними конечностями;
– одинаковая длина нижних конечностей;
– правильное положение стоп.

3. Степени нарушения осанки:

– отклонения от нормы слабо выражены и исчезают при старании человека держаться прямо (если он контролирует себя);
– отклонения от нормы устойчивы, но связаны с нарушением мышечного аппарата;
– отклонения поддаются исправлению на занятиях лечебной физкультуры (корригирующая гимнастика);
– искривления позвоночника затрагивают скелет.

  • Сколиоз – искривление позвоночника в боковую сторону.

  • Лордоз – искривление позвоночника кпереди.

  • Кифоз – искривление позвоночника кзади.

4. Последствия нефизиологических изгибов по-звоночника:

– пережимаются корешки спинно-мозговых нер-вов (нарушает иннервация внутренних органов);
– пережимаются кровеносные и лимфатические сосуды.

5. Предупреждение патологических деформаций скелета:

– правильная рабочая поза за письменным столом (в школе и дома);
– спать на животе на твердой поверхности, не спать свернувшись;
– носить тяжести в двух руках, поднимать тяжести с помощью мышц спины и прямых ног;
– не носить тесную обувь на высоком каблуке.

II. Изучение нового материала. Рабочая поза

Учебный процесс связан с большим напряжением – не только умственным, но и физическим. Занятия за партой связаны с определенным, преимущественно статическим, положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей.

Основную роль в регуляции позы играют нервно-мышечная система и суставной аппарат. В систему управления позой входят соответствующие сегменты спинного мозга, получающие сигналы от мышечных рецепторов. Многочисленные данные свидетель-ствуют о том, что сохранение позы осуществляется благодаря тремору – незначительным постоянным движениям по отношению к среднему положению.

Позы, которые сопровождаются малым наклоном корпуса, более выгодны с точки зрения статики и биомеханики, вызывают малую амплитуду колебаний центра тяжести. Позы с большим наклоном корпуса приводят к смещению центра тяжести вперед, и амплитуда колебаний увеличивается. Кроме того, увеличение наклона корпуса и связанное с этим нарастание активности мышц спины и шеи сопровождаются некоторым учащением амплитуды дыхательных движений, могут способствовать нарушениям зрения, развитию ряда патологических явлений, связанных с венозным застоем в конечностях и в малом тазе и, наконец, сдавливанием передних отделов межпозвоночных дисков.

Практическая работа: «Соответствие характеристик рабочего места антропометрическим показателям ученика»

Цель работы: физиологическое обоснование правильной рабочей позы школьника за партой.

Задача: определение основных показателей, характеризующих санитарно-гигиеническое состояние рабочего места.

Одна из причин неправильной рабочей позы – несоответствие школьной мебели ростовым показателям учеников. Основные размеры парты, стула, стола должны соответствовать размерам тела. В работе проводятся антропометрические измерения и измерения мебели.

  • Высота стула (а) должна быть равна длине голени со стопой в обуви до подколенной ямки в положении сидя. При большей высоте стула ноги учащегося не достают до пола, уменьшается площадь опоры, увеличивается мышечная нагрузка. При меньшей высоте стула колени будут подниматься над стулом, образуя острый угол между голенью и бедром, в связи с чем затрудняется кровообращение в ногах, уменьшается площадь опоры бедра.

  • Глубина сиденья (б) должна составлять 2/3–3/4 длины бедра, а его профиль должен соответствовать форме бедра и ягодиц. В школьной мебели должно быть обязательно выражено правильное соотношение основных элементов – крышки стола и стула со спинкой. Эти соотношения нормируются величинами дифференции, дистанции спинки и дистанции сиденья.

  • Дифференция (д) – расстояние по вертикали от заднего края стола до сиденья стула, равное разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника плюс 5–6 см, что обеспечивает благоприятное соотношение угла наклона корпуса и устойчивую позу. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к асимметрии тела и искривлению позвоночника, а также сокращает или увеличивает расстояние от глаз до книги или тетради. Правильно выбранная дифференция благоприятствует работе, сберегает здоровье и отвечает всем гигиеническим требованиям. Однако и при правильной дифференции могут возникнуть нарушения в состоянии здоровья (ухудшается зрение, портится осанка). Если учащийся не держит оба локтя во время письма или чтения на крышке стола и если у него один из локтей (чаще левый) свисает, то это может привести к сколиозу, влекущему за собой нарушение многих функций организма.

  • Дистанция спинки (г) – расстояние по горизонтали от заднего края крышки стола до спинки стула. Она не должна превышать передне-заднего размера грудной клетки более чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки школьник лишен возможности опираться на спинку стула, центр тяжести тела смещается вперед по отношению к точке опоры. При недостаточной дистанции спинки крышка стола упирается в грудную клетку, нарушается дыхание и кровообращение, рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка увеличивается, утомление прогрессирует, работоспособность падает.

  • Дистанция сиденья парты (д) – взаиморасположение переднего края стула и заднего края крышки стола. Дистанция сиденья бывает трех разновидностей: положительная, нулевая и отрицательная. При положительной дистанции между задним краем стола и передним краем стула имеется некоторое расстояние (перпендикуляр, опущенный с заднего края крышки стола, не проходит через передний край стула). Учащийся, сидящий длительное время за такой партой, портит зрение, осанку, а качество его работы ухудшается. При нулевой дистанции это отрицательное влияние и излишнее утомление несколько уменьшается. При отрицательной дистанции сиденья передний край скамьи подходит под задний край крышки стола на 4–5 см. Спинка стула создает эффективную опору для туловища. Осанка школьника при этом правильная и вместе с тем не напряжена. Органы дыхания и кровообращения полноценно функционируют, что создает благоприятные условия для высшей нервной деятельности и укрепления здоровья.

Результаты антропометрических измерений и измерения ученической мебели школьники вносят в таблицу.

Таблица. Результаты антропометрических измерений и измерений мебели

Антропометрические измерения (см)

Размеры мебели (см)

Санитарно-гигиеническая норма (см)

Длина голени до подколенной ямки (А)

Высота стула от пола до сиденья (а)

а = А + 2

Длина бедра согнутой ноги от колена до головки бедренной кости (Б)

Глубина сидения (б)

б = от 3/4 Б до 2/3 Б

Передне-задний диаметр грудной клетки (В)

Расстояние от спинки стула до переднего края стола (в)

в = В + Б

Длина предплечья и кисти (Г)

Ширина одного рабочего места крышки стола (г)

г = 2Г + 4

Расстояние от поверхности сидения до локтя свободно опущенной руки сидящего (Д)

Расстояние по вертикали от крышки стола до сидения стула (д)

д = Д + 5

 

 

Сиденье должно заходить за край стола на 5–6 см (е)

Ученики делают выводы о соответствии своих антропометрических показателей размерам школьной ученической мебели

Выводы (на примере ученика Петрова):

1. Высота стула соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
2. Глубина сиденья составляет 2/3 длины бедра, что соответствует норме.
3. Расстояние от спинки стула до переднего края стола не соответствует норме.
4. Ширина рабочего места равна 122 см. Этого расстояния не хватает для удобного расположения двух учащихся на рабочем месте.
5. Показатель д равен 27 см, и этот параметр соответствует норме.

III. Заключение

1. Подведение итогов практической работы по всему классу.
2. Установление взаимосвязи всех систем органов в организме человека.
3. Выставление оценок.

IV. Домашнее задание

Оценить свое домашнее рабочее место, проведя соответствующие измерения.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru