Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №17/2006
 Уроки ботаники

КОПИЛКА ОПЫТА

Е.А.СТРОГАНОВА

Уроки ботаники

Урок 1. Знакомые незнакомцы Царства растения

На уроках ботаники мне всегда хорошо помогали карточки с нарисованными объектами. Разумеется, рисунки не могли полностью заменить живые или даже гербарные экземпляры, но выручали при отсутствии таковых. Очень скоро я заметила, что детям доставляет большое удовольствие раскрашивать карточки, причем не только и не столько потому, что это дает некоторый отдых, а еще и потому, что на глазах рождается узнаваемый образ. С большим оживлением и завидным азартом ребята начинают вспоминать, где и когда они его видели.

– Я его знаю! У нас в огороде! Вот только, как называется, не знаю...

– А я знаю: это мокрица!

Можно быть уверенным, что это запомнится, и встреча с живым растением уже не оставит равнодушным.

На первом же уроке по курсу ботаники я предлагала ученикам разгадать предложенные загадки и назвать царство, по которому нам предстоит трудное, но увлекательное путешествие в течение учебного года.

Задания. Назовите нарисованные растения (см. Приложение), и это будет первым шагом по необъятным просторам этого великого царства.

Чтобы изображенные растения стали более узнаваемыми, раскрасьте их цветными карандашами, как указано в тексте.

Лист 1

Ц. Высокая трава сухих лугов, полян и пустырей. С середины лета на крепких негнущихся стеблях небесно-голубые, похожие на ромашки, соцветия, смыкающиеся к непогоде.

А. Цветы осени, похожие на лучистые разноцветные звезды.

Р. Самое приметное растение лугового разнотравья. Выпуклая желтая серединка соцветий окружена многочисленными ослепительно-белыми лепестками.

С. Хвойное дерево наших лесов с медным «загаром» молодых стволов и замечательным смолистым ароматом.

Т. Привычная трава сухих лугов с прочным стеблем, многократно, говорят даже «тысячекратно», рассеченными листьями и плотным бело-розовым щитком мелких нежно пахнущих цветков.

В. Вьющееся травянистое растение с граммофончиками бело-розовых цветков.

О. Традиционная злаковая культура наших полей.

Лист 2

Р. Высокая трава прибрежных частей стоячих водоемов с бархатистым темно-коричневым цилиндрическим початком.

А. Сочная нежно-зеленая трава в прибрежных топях заболоченных водоемов. Во время цветения появляется початок, торчащий прямо из «листа». Толстые мясистые корневища – приятная пряная приправа к мясным блюдам.

С. Растение болот. Свое название получило за стреловидную форму красивых крупных листьев.

Т. Растение сырых мест с крупными пушистыми метелками белых цветков и пряным удушливым запахом меда.

Е. Хвойная лесообразующая порода с острой вершиной, короткой темной хвоей и продолговатыми шишками. Новогоднее дерево.

Н. Раннецветущее растение сырых лугов с мелкими небесно-голубыми цветочками. Символ незаб-венной памяти о хороших людях.

И. Красивое травянистое растение сырых мест. Пучок листьев сжат с боков. Цветы, по большей части, синие или желтые, в виде причудливой купольной композиции над отогнутыми вниз долями венчика.

Приложение

Ответы

Лист 1: Ц – цикорий; А – астры; Р – ромашка; С – сосна; Т – тысячелистник; В – вьюнок; О – овес.

Лист 2: Р –рогоз; А – аир; С – стрелолист; Т – таволга; Е – ель; Н – незабудка; И – ирис.

Продолжение следует

Спонсор публикации статьи: студия Ларисы Соловьевой «SpeakUp» поможет Вам освоить ораторское искусство, развить личностные качества и самореализовать внутренний потенциал. К Вашим услугам, тренинг личностного роста, ораторского искусства, уверенности в себе и культуры речи, бизнес тренинг и многое другое. Высокопрофессиональные тренеры помогут освоить программы в максимально полном объеме, используя методики ведущих отечественных и западных школ.

 

Рейтинг@Mail.ru