Основы медицины

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

П.Н. БЕРДИКОВА,
учитель биологии
МОУ «Хандыгская СОШ»,
Республика Саха (Якутия)

Основы медицины

Элективный курс для учащихся 9–11-х классов

Предлагаемый элективный курс может поддержать и углубить знания учащихся по биологии (анатомии), валеологии. Он предназначен для учащихся 9–11-х классов медико-биологического профиля или естественного цикла. Изучение этого поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и будущей профессии выпускника.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении анатомии, валеологии. В процессе обучения учащиеся получат информацию по основам медицины: уход за больными; источники инфекции; профилактические прививки; первая медицинская помощь; общие нормы санитарной гигиены; применение лекарственных и средств и др.

Задачи курса

1. Формирование умения и навыков комплексного осмысления знаний, полученных на уроках биологии. 2. Формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях в труде, быту.
3. Освоение приемов первой медицинской помощи.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

– организацию медицинской службы;
– классификацию инфекционных болезней;
– правила ухода за больными;
– правила проведения лечебных процедур;
– особенности работы младшего и среднего медицинского персонала;
– правила оказания первой медицинской помощи;
– правила выписки и хранения лекарств;
– правила хранения медицинских препаратов, и применения.

Учащиеся должны уметь:

– практически применять знания в жизни;
– ухаживать за больными терапевтическими, хирургическими, новорожденными, инфекционными;
– оказывать доврачебную помощь;
– иметь представление о выписке и хранении лекарств;
– использовать средства дезинфекции;
– применять средства личной гигиены;
– транспортировать больных.

Элективный курс рассчитан на 68 (34) часа. Резервное время – 6 (3) часов.

Учащиеся, прослушавшие элективный курс, сдают зачет, им выдаются сертификаты.

Программа курса

Тема 1. «Введение» – 2 ч.

  • Урок 1. Основные задачи медицинской службы.

  • Урок 2. Виды медицинской помощи.

Тема 2. «Общие сведения по медицинскому обслужива-нию» –5 ч (3 ч).

  • Урок 1. Наблюдение за больными.

  • Урок 2. Лечебные и диагностические процедуры.

  • Урок 3. Клинические анализы.

Экскурсия в больницу, в клиническую лабораторию.

Тема 3. «Рецепты. Общие сведения о выписке рецептов» – 9 ч (4 ч).

  • Урок 1. Что такое рецепты. Правила выписки

  • Уроки 2–6. Лекарственные препараты, часто применяемые при:

а) ОРВИ;
б) ангине;
в) мышечных болях;
г) заболеваниях сердца;
д) заболеваниях желудка, печени;
е) головных болях;
ж) глазных болезнях;
з) кожных заболеваниях;
и) болезнях ушей, носа;
к) гнойничковых заболеваниях.

  • Урок 7. Дозировка лекарств с учетом возраста и массы тела.

Экскурсия в больницу, в кабинет терапии. Приглашение школьного фельдшера.

Тема 4. «Лечебное питание больных» – 9 ч (4 ч).

  • Урок 1. При язвенных болезнях.

  • Урок 2. При болезни печени.

  • Урок 3. При гастритах.

  • Урок 4. При детских болезнях.

  • Урок 5. Хирургических больных.

  • Урок 6. Питание беременных.

  • Урок 7. При аллергических болезнях.

  • Урок 8. Совместимость и калорийность продуктов.

  • Практикум 1. Составление диет.

  • Практикум 2. Расчет суточного потребления калорий.

Тема 5. «Уход за больными» – 9 ч (4 ч).

  • Урок 1. Уход за терапевтическими больными.

  • Урок 2. Уход за инфекционными больными.

  • Урок 3. Уход за хирургическими больными.

  • Урок 4. Уход за новорожденными детьми.

  • Урок 5. Уход за больными детьми.

  • Урок 6. Уход за здоровыми детьми.

  • Урок 7. Уход за лор- и офтальмологическими больными.

  • Урок 8. Уход за тяжелыми больными.

Экскурсии в больницу: в отделение терапии, в детское отделение.

Тема 6. «Опасные инфекции» – 8 ч (4 ч).

  • Урок 1. Общие сведения об инфекциях.

  • Урок 2. Источники заражения и пути передачи инфекции.

  • Урок 3. Инкубационный период при некоторых инфекционных заболеваниях.

  • Урок 4. Сроки изоляции больных и средства или методы защиты лиц, обращающихся с ними.

  • Урок 5. Способы и сроки взятия материалов (анализов) для лабораторных исследований.

  • Урок 6. Гельминтология.

Приглашение врача-инфекциониста и фельдшера школы.

Тема 7. «Венерические заболевания» – 3 ч.

  • Урок 1. Кожные заболевания.

  • Урок 2. Аллергические пробы.

  • Урок 3. Заболевания, передающиеся половым путем:

а) СПИД;
б) сифилис;
в) гонорея, трихомонеллез.

Приглашение врачей дерматолога и венеролога.

Тема 8. «Общая иммунизация населения» – 2 ч.

  • Урок 1. Активная и пассивная иммунизация. Профилактические прививки.

  • Урок 2. Виды вакцинации.

Приглашение детских врачей

Тема 9. «Общие сведения о работе медицинского персонала» – 4 ч.

  • Урок 1. Медсестра стоматологического кабинета.

  • Урок 2. Медсестра хирургического кабинета.

  • Урок 3. Медсестра рентгеновского кабинета.

  • Урок 4. Медсестра детского отделения.

Экскурсия в рентгеновский кабинет. Приглашение врачей-специалистов.

Тема 10. «Доврачебная помощь, или Это должен знать каждый» – 10 ч (5 ч).

Практикум:

  • травмы и несчастные случаи;

  • классификация ран и их осложнения;

  • виды кровотечений;

  • наложение стерильных повязок на голову, грудь, живот, конечности;

  • синдром длительного сдавливания при закрытых повреждениях;

  • переломы;

  • ожоги и травматический шок;

  • внезапное прекращение сердечной деятельности и дыхания;

  • обморожение, тепловые удары;

  • укусы змей, насекомых;

  • гигиена больного и ее значение при лечении;

  • лечебные процедуры (ингаляции, компрессы, горчичники, обтирания, аппликации, грелки с горячей водой, льдом, градусники) ;

  • применение лекарств, дозировка, хранение;

  • транспортировка больных.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru