Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №11/2006
Биология «на православной основе»

ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ

Г.Л. МУРАВНИК,
преподаватель биологии, экологии, ОБЖ
с 14-летним стажем,
Лицей духовной культуры
во имя св. Серафима Саровского,
г. Москва

Биология «на православной основе»

От редакции.
Почти одновременно с опубликованной выше статьей в редакцию поступил еще один материал об обсуждаемом учебнике. Мы приводим его в сокращении, поскольку основная часть работы тоже посвящена разного рода ошибкам, которыми изобилует учебник: неверным фактам, ложным интерпретациям, искажениям, подтасовкам, незнанием терминов и их неправильным использованием, откровенным нелепостям и пр.

В 2005 г. вышел из печати и вскоре появился в продаже на церковных книжных прилавках учебник С.Вертьянова «Общая биология» для 10–11-х классов с преподаванием биологии на православной основе. Издан он Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой и имеет благословение Святейшего Патриарха. Может быть и неплохо, что появился учебник биологии для верующих детей? Однако не будем спешить с выводами. Как удалось выяснить, благословение было дано не на «учебник», а на издательский проект Троице-Сергиевой Лавры. Лавра издает много литературы, но в основном это репринты классических богословских трудов, не нуждающиеся в экспертизе. В данном же случае, прежде, чем писать «по благословению…», нужно было провести предпечатную профессиональную экспертизу, но сделано этого не было.

На Совете директоров православных школ Москвы было принято решение отдать учебник на экспертизу специалистам-биологам. Так с ним познакомились на Биологическом факультете МГУ, на кафедре Методики преподавания биологии МИОО, в Институте истории естествознания и техники и т.д.

Если анализировать научную и методическую стороны «учебника», то картина вырисовывается удручающая. Методическая беспомощность вопиющая, научный уровень весьма низок – это письменно подтвердили все рецензенты, к которым мы обращались.

Итак, если говорить в целом, то данный «учебник» оказывается ниже всякой критики. От научной картины мира здесь остаются лишь руины. А великие ученые предстают как компания жалких недоумков и шарлатанов. Профессор Биологического факультета МГУ А.С. Северцов пишет: «Можно утверждать, что с почерпнутым из данного «учебника» багажом знаний, выпускники православных школ не смогут сдать вступительный экзамен по биологии». Этот неутешительный вывод сделали и все остальные рецензенты. По сути учащимся предлагается в высшей степени недоброкачественный продукт. Но школьный учебник, как и осетрина, не может быть «второй свежести». Что же касается его так называемой «православной основы», то это лишь наглядный пример того, как Имя Господа поминается всуе, что, как известно, есть грех.

Как ни удивительно, но «учебник» все же имеет научных редакторов. Кто же эти «специалисты», если они не заметили несметного количества грубейших ошибок? Оказалось, что большинство рецензентов – «мертвые души». Например не существует д.б.н. М.Г. Заречной. На самом деле есть д.б.н. М.Г. Петрушевская, проживающая в Серафимо-Дивеево на ул. Заречной. И от редактирования «учебника» она отказалась ввиду полной безнадежности этого занятия. Но все же ее инициалы, ученая степень и научное звание вместе с вымышленной фамилией красуются на форзаце «учебника». Аналогично поступили еще с рядом ученых.

В утешение надо сказать, что попытка Вертьянова получить на свою «продукцию» гриф Министерства образования закончилась ничем. Экспертиза без труда установила полную несостоятельность «учебника». Однако это обстоятельство «скромно» замалчивается автором. Напротив, он активно рекламирует свою продукцию, «учебник» издается все более крупными тиражами, закупается православными школами России. Он попал в руки детям.

Меня как преподавателя биологиии одной из православных школ тревожит попытка креационизма проникнуть в Российское православное образование. Учитель, как и врач, должен руководствоваться принципом «не навреди». Поэтому педагог, преподающий детям «научный» креационизм под видом биологии, совершает педагогическое преступление. Если преподаватель не видит бессчетного количества грубейших ошибок, нелепостей, просто некомпетентности, которые переходят всякую меру в креационистской литературе (а наиболее яркое тому свидетельство – «учебник» С.Вертьянова), то он просто не имеет права идти на урок. И оградить детей от такого горе-«учителя» – наш педагогический долг.

 

Рейтинг@Mail.ru