Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №6/2006

РЕКЛАМА

 

Готовимся к ЕГЭ

«Типовые тестовые задания» и «Контрольно-измерительные материалы» по биологии издательства «Экзамен»

Выпускной экзамен всегда был сложным испытанием для учащихся и учителей биологии. Сейчас, когда выпускникам все чаще приходится сдавать его в форме ЕГЭ, особое значение приобретает наличие определенных умений и навыков, необходимых для его успешной сдачи. Помочь учителю обучить школьников методике этой работы призваны пособия, выпущенные издательством «Экзамен» в 2006 г.: «Типовые тестовые задания» и «Контрольно-измерительные материалы».

Задания, включенные в пособия, очень разнообразны и охватывают большую часть фактического материала школьного курса биологии. Значительное внимание уделяется заданиям, касающимся принципиальных ключевых моментов биологической науки, знание которых позволяет лучше систематизировать материал курса.

Задания в «Контрольно-измерительных материалах» скомпонованы по отдельным содержательным блокам, что позволяет повторять материал и проводить тестирование по нему в соответствии с определенной темой. Рассматриваются и подробно анализируются различные типы заданий, которые встречаются в том или ином содержательном блоке, что помогает учителю готовить материал к уроку и позволяет ученикам не заучивать материал автоматически, а разобраться в сути биологических явлений и процессов.

Многие задания ориентированы не только на знание терминологии и основных определений из данного содержательного блока, но и опираются на более обширные биологические знания, и нацелены на проверку понимания учеником ключевых смысловых элементов темы.

Особо следует отметить задания, относящиеся к содержательному блоку «Клетка как биологическая система». Они составлены таким образом, чтобы в центре внимания оказались принципиальные моменты молекулярного уровня организации живого, обращают ученика к пониманию биологии, а не к автоматическому заучиванию. Эти задания отвечают современному уровню развития биологии и корректно сформулированы.

Методически грамотно составлены задания на нахождение соответствия между биологическими процессами, объектами и явлениями, что позволяет, используя задание как своего рода план, вспомнить и сравнить основные особенности важнейших биологических процессов.

Приводятся задачи по всем разделам генетики, где наряду с классическими рассматриваются новые для учеников ситуации и объекты.

3С.6. У томатов пурпурная окраска стебля доминирует над зеленой, а рассеченные листья над цельнокрайними. При скрещивании растений томата с пурпурными стеблями и рассеченными листьями с растениями, имеющими зеленые стебли и рассеченные листья, получено 943 пурпурных рассеченных, 305 пурпурных цельнокрайних, 936 зеленых рассеченных и 316 зеленых цельнокрайних растений. Объясните результаты этого скрещивания.

Решение. Пусть ген пурпурной окраски стебля – А, зеленой окраски – а, рассеченных листьев – В, цельнокрайних листьев – b. Тогда схему данного скрещивания можно изобразить следующим образом («-» указывает, что ген может быть и доминантным, и рецессивным):

Гаметы

АВ

А-

- -

а-

АаВ-

Аа-

а-В-

а- - -

аВ

АаВВ

АаВ-

а-ВВ

а-В-

В задаче получены следующие результаты: 3 А-В-(пурпурные рассеченные) : 3 ааВ- (зеленые рассеченные) : 1 А-bb (пурпурные цельнокрайные) : 1 ааbb (зеленые цельнокрайные). Видно, что так как у потомков присутствует генотип ааbb, то родители имеют следующие генотипы: АаВb и ааВb. Тогда:

Гаметы

АВ

Аb

аВ

аb

аb

АаВb

Ааbb

ааВb

ааbb

аВ

АаВВ

АаВb

ааВВ

ааВb

пурпурные рассеченные имеют генотипы АаВb, АаВb, АаВВ; зеленые рассеченные – 2 ааВb, ааВВ; пурпурные цельнокрайные – Ааbb; зеленые цельнокрайные – ааbb. Это соответствует условию задачи. Следовательно родительские растения имеют генотипы АаВb (пурпурный рассеченный) и ааВb (зеленый рассеченный).

В пособиях содержатся детально проработанные задания на умение работать с текстом и рисунком, предусмотренные спецификацией ЕГЭ во всех содержательных блоках: даются схемы, в которых надо подписать биологические объекты, а также тексты, содержащие ошибки, которые необходимо найти.

 

Рейтинг@Mail.ru