Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №3/2006

ЗООЛОГИЯ

Д.В. КОРОТКОВ

Организация самостоятельных наблюдений школьников за зимующими птицами

Пожалуй, ничто не дарит орнитологу столь упоительного
чувства приобщения к тайнам живой природы,
как исследования социального поведения птиц
в их исконных местах обитания…

В.В. Иваницкий

Зимнее время года наиболее благоприятно для начала изучения видового состава и образа жизни птиц. Небольшое количество видов позволяет избежать путаницы при определении. Птицы становятся более заметными, они сами тянутся к человеческому жилью. Весьма удачно то, что изучение птиц в школе приходится на зимнее время. Однако часто в массе сведений о внешнем и внутреннем строении птиц, приспособлениях к полету, сезонных явлениях и прочих их особенностях теряется мысль о том, что птицы, в отличие от большинства изученных ранее классов живых организмов, имеют развитое и сложное социальное поведение.

Изучать поведение, как и видовое разнообразие, невозможно без наблюдений в природе. Цель данной статьи – показать, как можно организовать работу школьников по сбору фактических данных о зимующих птицах с упором на экологический и этологический (поведенческий) аспекты их жизни. Следует отметить, что предлагаемые ниже виды работ могут использоваться в качестве самостоятельных заданий для учащихся (например, для подготовки практической части реферата), а также в рамках работы биологического кружка.

В данной статье мы не будем рассказывать о том, какие птицы встречаются зимой в средней полосе России. Об этом прекрасно написано в классических трудах А.С. Мальчевского «Орнитологические экскурсии», А.Н. Промптова «Птицы в природе» и др. Мы рассмотрим, какие зимние исследования, на наш взгляд, могут вызвать у школьника интерес к предмету и помочь понять механизмы взаимодействия птиц между собой и с окружающей средой. Но сначала немного теории.

Причины сложности поведения птиц

По уровню высшей нервной деятельности птицы гораздо ближе к млекопитающим, чем к рептилиям, хотя мозг птиц сильно отличается от мозга млекопитающих. Эволюция переднего мозга птиц шла по пути развития и дифференцировки стриатума1, а кора оставалась практически без изменений (эти структуры унаследованы птицами от рептилий). В сложных формах поведения, связанных с рассудочной деятельностью, птицы используют гиперстриатум2. Наиболее развитым гиперстриатумом обладают виды, считающиеся самыми «интеллектуальными» среди птиц, – скворцы, вороны, попугаи и др.

На сегодняшний день доказано, что сложное поведение птиц осуществляется не только за счет развитой способности к выработке условных рефлексов, но и за счет элементарной рассудочной деятельности – способности с первого раза принимать правильные решения в ситуациях, для которых нет «готовых ответов». Птицы способны к экстраполяционным рефлексам – они могут предвидеть ближайшие события. Могут обобщать признак «большее число элементов». Способны к символизации – установлению связей между нейтральными символами и предметами, действиями. Особенно это касается крупных представителей семейства врановых – ворон, воронов, грачей.

Высокий уровень рассудочной деятельности птиц определяет сложную структуру их социальных сообществ. Факторами, обеспечивающими социальное поведение, являются хорошо развитое зрение, слух и система вокализации, или пения.

Некоторые аспекты социального поведения зимующих птиц

Cоциальные группы (сообщества). Социальное поведение реализуется тогда, когда птицы объединяются в пару или стаю. Уровни объединения птиц в стае могут быть разными. Например, в стае врановых птиц, кочующей к месту зимней ночевки, отсутствует индивидуальное распознавание птицами друг друга кроме особей, образующих пары. В такой стае птицы совместно перемещаются, предупреждают друг друга об опасности, свободно отделяются от стаи. А в одновидовой стайке буроголовых гаичек, обитающей зимой на постоянной территории взрослой пары, есть система внутренней иерархии, и птицы знают друг друга «в лицо». В такой стае птицы держатся плотной группой и совместно охраняют свой участок. В этом случае говорят, что существует организованная социальная группа, или социальное сообщество.

В общем случае для признания социального сообщества, должны выполняться несколько условий:

1) между членами группы должна существовать система коммуникации (общение посредством голоса и демонстраций);
2) должна существовать иерархия особей (доминирование и подчинение);
3) особи должны держаться в более или менее тесной близости друг к другу (в пределах дальности работы системы коммуникации);
4) особи должны индивидуально опознавать друг друга (знать друг друга «в лицо»);
5) доступ в группу для особей того же вида, не являющихся членами данной группы, должен быть затруднен (изгнание чужаков с территории группы).

Социальные сообщества образуются благодаря двум основным факторам – территориальности и доминированию.

Территориальность. Это форма социального поведения, при которой особь охраняет определенный участок пространства. На данном участке особь имеет преимущественный доступ к ресурсам, по сравнению с другими участками. Территория патрулируется, маркируется, с нее изгоняются особи своего вида и выборочно других видов.

При встрече на границе территорий птицы-соседи испытывают противоположные стремления – к нападению и бегству. Характерно, что в глубине территории у хозяина сильнее проявляется стремление к нападению, а у пришельца увеличивается стремление к бегству. При территориальных конфликтах редко происходят открытые столкновения, обычно дело ограничивается ритуальными демонстрациями и мирным избеганием друг друга. Фактически на своей территории хозяин является доминантом, даже если пришелец физически сильнее. К функциям территориальности относятся также оптимальное распределение особей по пригодным местам обитания и обеспечение образования пар. Территориальность обеспечивает птицам оптимизацию питания, безопасность от хищников и репродуктивный успех. Различают территориальность долгосрочную (круглогодичную) и временную (сформированную на период размножения). Для многих наших синиц, поползня, пищухи характерна типичная долговременная территориальность (супертерриториальность). Птицы строго оседлы, и если изменения внешних условий не превышают норму, то практически всю свою жизнь они проводят на одной территории.

Социальная иерархия (доминирование). Это система отношений, характеризующаяся неравенством особей и определенным порядком подчинения друг другу. Такая система отношений включает доминирование (стремление и способность занимать главенствующее положение в группе) и подчинение. Например, в зимних территориальных группировках синиц-гаичек и гренадерок, как правило, существует следующая система иерархии: самцы доминируют над самками, взрослые птицы – над молодыми, парные – над холостяками.

Иерархия между птицами устанавливается в результате конфликтов – иногда прямых стычек, но чаще с использованием ритуального поведения. Установившаяся иерархия поддерживается демонстрацией подчинения. Иерархия уменьшает агрессию, связанную с доступом к пище и размножением, избавляет птиц от энергоемких конфликтов, служит для передачи «по цепочке» информации. Проявления доминирования зависят от конкретных условий обитания. Чем ограниченнее ресурс и больше число его потребителей, тем сильнее проявляется доминирование.

Ритуальное поведение (демонстрации). Ритуал (ритуальная демонстрация) – инстинктивный сигнальный акт, используемый при взаимодействии особей друг с другом. Он представляет собой символическую церемонию из определенной и четкой последовательности действий, поз, звуков, характерную для всех особей данного вида. С помощью ритуального поведения птицы передают друг другу информацию о своем состоянии, намерениях или вызывают непосредственные ответные действия.

Ритуальное поведение проявляется в ответ на определенные раздражители – релизеры. Релизеры опознаются особью уже при первом предъявлении без всякого индивидуального опыта. Социальные релизеры называют демонстрациями. Ритуализация уравновешивает противоречивые побуждения во взаимодействиях между особями, например нейтрализует инстинкт агрессии во взаимодействии между самцом и самкой.

Наиболее ярко ритуализация проявляется в таких формах поведения, как образование пар и территориальность. Пример ритуальных демонстраций приведен на рисунке 1.

Рис. 1. Ритуальное поведение большого пестрого дятла

Рис. 1. Ритуальное поведение большого пестрого дятла (по: Blume, 1963, 1967; Симкин, 1976):
1 – «раздвоение хвоста» и демонстрация рулевых перьев (поза агрессии и возбуждения), 2 – задержанное нападение и угроза, 3 – защитное развертывание крыльев, поза страха, предупреждения, запугивания, против дуплового конкурента, а также в первые дни тока в связи с так называемым «преследованием», 4 – поза «дремоты» в перерывах борьбы, 5 – встреча будущих брачных партнеров, 6 – угроза птенцу при распадении выводка, 7 – борьба двух самок у ночевочного дупла, справа кочующая птица в смешанной позе «дремоты» и «противостояния», 8 – поза «противостояния»

Как проводить исследования

Наблюдение за птицами – увлекательное, но не всегда простое занятие, требующее от наблюдателя определенных знаний и навыков. От этого во многом зависит успех исследований и объективность результатов.

Что необходимо для наблюдений. Безусловно – желание, но кроме него для орнитологических исследований необходимы бинокль, записная книжка (полевой дневник), компас и часы. Лучше использовать 8- или 10-кратный бинокль (при большем увеличении сужается поле зрения, и отыскивать птицу среди деревьев и ветвей становится сложно). Записная книжка должна быть со страницами в клеточку и в твердом переплете. Обычно записи ведут на правой стороне разворота записной книжки, а на левой рисуют схему передвижения, позы птиц, следы их жизнедеятельности и т.п. Компас необходим для нанесения на схему сторон света (стрелкой показывают, где север и юг) и для ориентации на местности. Часы должны быть с секундомером или секундной стрелкой, чтобы хронометрировать поведение. С помощью часов отмечают время обнаружения птиц и время начала и конца наблюдений.

Что надеть?

Что надеть?

Какой купить бинокль?

Какой купить бинокль?

Каждый раз, начиная исследования, необходимо указать дату (число, месяц, год) и точное географическое положение места наблюдений (область, район, ближайший населенный пункт).

Зимняя жизнь птиц в большей степени зависит от изменений погодных условий, поэтому наблюдения необходимо начинать с характеристики погоды. Фиксируют температуру, силу ветра (ветра нет, слабый, умеренный, сильный), облачность (сплошная, сильная, слабая, облаков нет), осадки. Регистрируют изменения погоды в течение наблюдений, например когда пошел и закончился идти снег. В дальнейшем данные о перемене погоды будут сопоставляться с данными об изменениях в поведении исследуемых птиц.

Одним из самых важных условий работы в природе является максимально подробная запись наблюдений – никогда нельзя полагаться на собственную память. В процессе исследований необходимо разработать систему сокращений для записи тех или иных объектов и событий, но с обязательной расшифровкой сокращений или условных знаков. Записи в записной книжке делают только простым карандашом, т.к. паста и чернила замерзают от холода или расплываются от воды.

Как быстро зарисовать птицу

Как быстро зарисовать птицу

Орнитологический маршрут. Для поиска птиц и выяснения участков их обитания надо проложить маршрут, т.е. пройти определенное расстояние (не обязательно по прямой) и фиксировать все встречи птиц по обе стороны от направления движения. Обязательно указывают длину и время начала и окончания маршрута. При движении по маршруту составляют его схему, соблюдая масштаб. На схеме стрелками указывают направление движения по маршруту. Встречи птиц отмечают с помощью условных знаков с подписью. Маршрут следует проходить при хорошей погоде в утренние часы, когда достаточно рассвело для визуального определения птиц. Рекомендуемая длина маршрута – не менее 1 км.

Если маршрут проходит через разнообразные лесные биотопы (ельник, березняк, осинник), то увеличивается вероятность встретить больше видов птиц. Можно проложить несколько маршрутов, проходящих по разным типам леса. В зимнем лесу удобно прокладывать маршрут по узким лесным дорогам и просекам. Проходя по маршруту первый раз, особое внимание следует уделить описанию лесных биотопов, отмечая на схеме их границы (например, где еловый лес сменился елово-березовым).

По расположению на схеме отметок о встречах птиц устанавливают места, в которых постоянно держится тот или иной вид птицы, что позволяет быстро отыскать в лесу необходимый участок.

Хронометрирование поведения – это достаточно подробное описание поведения птицы с указанием времени, затрачиваемого на каждый выделенный наблюдателем тип поведения. В зависимости от задач исследования и подготовки исследователя выделяемые типы поведения могут быть разными. Например, можно описывать поведение птицы, выделив два критерия: активность и сон. Можно разграничить активность на кормление и другие виды поведения. Кормление в свою очередь включает поиск, добывание, поедание корма, перелет к другому кормовому источнику и т.п. Если таким образом разграничивать поведение птицы и дальше, то придется описывать элементарные двигательные акты (например: птица подняла голову, при этом у нее раскрылся клюв и опустился хвост).

Чтобы иметь более или менее полное представление о том, что и в течение какого времени делала птица, надо выделить множество критериев описания, но в любом случае необходимо указать, что подразумевает каждый из них. Удобно использовать функциональное описание поведения, когда критерии выделяют по значимым для особи видам деятельности: полет, поиск корма, поедание корма, осматривание, отдых, агрессия, территориальная демонстрация, брачная демонстрация и т.д. Количество выделенных критериев описания для разных видов может быть не- одинаковым, а одни и те же критерии у разных видов могут иметь различное содержание. Например, поиск корма у королька включает перелеты и зависание у ветвей, тогда как поиск корма у дятла – срывание шишек или долбление коры. Функциональное описание поведения не запрещает подробно изучить демонстрации различных поз в территориальных и брачных контактах, а для некоторых типов поведения выделить критерии для подтипов, т.е. более мелких категорий описания. Иногда бывает важно регистрировать время, в течение которого птица находится вне поля зрения, например время нахождения дятла в дупле.

Самое главное при анализе поведения – то, какие внешние условия, ситуации (стимулы) определяют следующие за ними действия птицы. Изучение поведения предусматривает две постоянные задачи: описание поведенческих актов и причин, которые их вызывают.

Для хронометрирования поведения используют секундомер или часы с секундной стрелкой. Удобнее, когда этим занимаются два человека. Один наблюдает за птицей в бинокль и сообщает о ее действиях, другой следит за временем и ведет записи. Через некоторое время они меняются ролями. Хронометрирование поведения – трудоемкая работа и требует внимательности и быстроты. Для удобства рекомендуется использовать систему условных знаков, ускоряющих запись наблюдений. Простым способом хронометрирования можно считать заполнение условными знаками временной шкалы, разбитой на равные временные отрезки (например, по одной минуте).

Если среди изучаемых птиц встречаются особи, имеющие яркие отличительные элементы в окраске оперения (узнаваемые «в лицо»), то хронометрированию их поведения следует уделить особое внимание.

Замеры времени делают с целью вычисления бюджета времени. Бюджет времени – это доли времени на каждый тип поведения от общего времени хронометрирования, выраженные в процентах. Сравнивая эти доли, можно судить об изменениях поведения в зависимости от различных факторов: социального окружения, погоды, времени суток и т.д. Допустимо сравнивать бюджет времени только между птицами, принадлежащими к одному виду.

Во время хронометрирования надо вести себя тихо и осторожно, чтобы присутствие наблюдателя оказывало минимальное воздействие на поведение птиц.

Этапы исследований. Любое исследование состоит из ряда рабочих этапов:

1) подготовительный (планирование, постановка задач);
2) сбор полевого материала, т.е. наблюдения в природе;
3) текущая предварительная обработка собранных данных;
4) окончательная обработка наблюдений, обобщения и выводы;
5) написание отчета о проделанной работе.

Только работа, прошедшая все эти этапы, может считаться выполненной и приносит пользу исследователю. Выводы должны стать ответами на поставленные вопросы, хотя часто какие-то выводы можно сделать, только после обобщения собранного материала. Особо следует отметить необходимость написания грамотного и подробного отчета о проделанной работе.

Отчет должен содержать:

1) указание на место работы;
2) методику исследования;
3) краткое изложение хода работы и некоторых интересных фактов;
4) обобщения и выводы, проиллюстрированные таблицами, схемами, графиками, рисунками;
5) список использованной в работе литературы.

Темы исследований для школьников

Предлагаемые темы орнитологических наблюдений направлены на изучение самых разнообразных форм зимнего поведения видов. Каждая тема включает в себя задачи, методические пояснения и вопросы-задания, на которые школьник должен найти ответы в результате работы. Роль учителя заключается в подборе темы и конкретных заданий в зависимости от уровня подготовки и интересов школьника, а также в совместном планировании работы. Представленные задания не исключают возможности разработки учеником собственных идей, которые могут возникнуть по ходу накопления фактического материала. Все темы рассчитаны на многодневные наблюдения.

Тема: «Особенности поведения голубей-аберрантов в зимних условиях»

Аберранты – птицы с нетипичной, измененной по сравнению с обычной, окраской. Такая окраска формируется в результате скрещивания сизых голубей с домашними декоративными голубями, а также в связи с изменением условий существования птиц в населенных пунктах. Благодаря особой индивидуальной окраске аберранты могут узнаваться «в лицо».

Задачи

1. Выяснить размеры зимнего участка обитания голубя-аберранта и степень связи птицы со стаей при перемещении.

2. Установить различия в частоте агрессивных контактов у аберранта и у обычной птицы. Оценить место аберранта в иерархии стаи.

3. Установить различия в поведении при вспугивании у аберрантов и голубей типичной окраски.

4. Выяснить различия реакций у аберрантов и обычных голубей при употреблении неизвестного (необычно окрашенного) корма.

Ход работы

1. Проложите маршруты, проходящие по местам, в которых держатся сизые голуби. Опишите эти места – где располагаются, чем привлекают птиц. В городе схему маршрута можно наносить на готовую типографскую карту района исследований. Среди сизых голубей найдите аберрантов. Сделайте подробное описание окраски оперения таких птиц. Для этого схематично нарисуйте голубя и на рисунке отметьте наиболее яркие и характерные элементы окраски, отличающие данную особь. Дайте имя каждой птице-аберранту.

2. Проходя по маршрутам, отмечайте на схеме места встреч изучаемых птиц, время обнаружения, состав и размер стаи, чем занимаются птицы. Хронометрируйте поведение аберрантов. Постарайтесь проследить за их перемещением. На участке какого размера держатся аберранты? Какие места участка посещаются наиболее часто? Существуют ли типичные маршруты перемещения по участку? Происходят ли удаления аберранта от стаи? Если да, то каковы причины этого? Насколько постоянен размер стаи? Как изменяется размер стаи в зависимости от времени суток и перемещений стаи? Происходят ли изменения в поведении аберранта при резком увеличении или уменьшении размера стаи, при присоединении к стае птиц других видов?

3. Как часто аберрант вступает в агрессивные контакты, кто является их инициатором и каков их исход? Как часто (в процентном отношении) аберрант является инициатором агрессивных контактов и объектом агрессии со стороны других птиц? Сравните частоту агрессивных контактов аберранта с членами стаи и частоту таких контактов между птицами обычной окраски – сделайте два замера по 15 мин во время кормления в сходных условиях (температура, время суток, количество корма). Как изменяется количество агрессивных контактов в зависимости от времени суток, погодных условий, количества корма?

4. Как аберранты реагируют на человека, домашних животных? Приближаясь к стае, попробуйте вспугнуть ее. Установите дистанцию вспугивания – расстояние до взлетающей птицы. Как зависит дистанция вспугивания от поведения человека и поведения птицы в данный момент? Есть ли различия дистанции вспугивания у аберрантов и обычных голубей в сходных условиях? Сделайте несколько десятков измерений с перерывами не менее 5 мин.

5. Какие корма употребляют изучаемые птицы? Есть ли особые предпочтения? Совпадают ли эти предпочтения у аберрантов и птиц обычной окраски? Попробуйте окрасить хлеб различными пищевыми красителями и разбросать его недалеко от стаи. Как реагируют на такой корм аберранты и птицы обычной окраски? Насколько быстро привыкают и начинают употреблять «новый» корм? Повторите эксперимент несколько раз с разными аберрантами.

Тема: «Изучение зимней биологии большого пестрого дятла»

Большой пестрый дятел

Большой пестрый дятел

Основной зимний корм большого пестрого дятла – семена хвойных деревьев, доля животных кормов совсем незначительна. Зимняя социальная структура обычно одиночно-территориальная. Зимой самец и самка живут отдельно на соседних охраняемых участках. Весной с началом токования их участки объединяются в один, который сохраняется до распада пары осенью. Так может происходить в течение 3–5 лет. Гораздо реже наблюдается групповая территориальность самцов с нетерриториальными самками, при которой самки свободно перемещаются между участками знакомых самцов. Зимой центром территории является ночевочное дупло. На охраняемой территории может находиться несколько десятков «кузниц», хотя в основном используется не больше пяти. Кормовые деревья располагаются не дальше 25 м от «кузницы». Принесенную на «кузницу» шишку дятел зажимает между стволом и грудью, при этом сосновая шишка располагается вертикально, а еловая горизонтально. Сначала птица удаляет из «кузницы» старую шишку, затем, взяв новую клювом за вершину, вставляет ее в щель.

Задачи

1. Выяснить размеры и форму участка, занимаемого большим пестрым дятлом.

2. Установить количество и типы «кузниц» на участке, частоту их использования в зависимости от биотопов, находящихся в составе участка, пород деревьев, на которых расположены «кузницы», состояния древесины, других факторов.

3. Выяснить места поиска корма, способы кормодобывания, бюджет времени на различные типы кормового поведения, изменения кормового поведения в зависимости от погодных условий, внутривидовых и межвидовых контактов.

4. Определить «эффективность кормодобывания» большого пестрого дятла при кормлении семенами шишек ели или сосны.

Ход работы

1. Маршрутным методом установите участок, где обитает большой пестрый дятел. На участке найдите действующую «кузницу». Опишите ее устройство – вид дерева, высота и место расположения. В каком биотопе находится «кузница»?

2. Проследите маршруты перелетов дятла по своему участку. Каковы его размеры, форма? Сколько «кузниц» использует изучаемая птица? С какой территории дятел собирает шишки? Нарисуйте схему расположения «кузниц» и мест сбора шишек. Установите общие типы устройства «кузниц» в зависимости от их месторасположения. Существует ли закономерность в устройстве «кузниц» в зависимости от биотопа, в котором они находятся, породы дерева, состояния древесины (сухая, гнилая и т.п.)?

3. Установите порядок действий дятла на «кузнице» при долблении шишек и их добыче. Шишки каких деревьев использует дятел? Каковы способы срывания шишки с дерева и закрепления ее в «кузнице»? Существует ли у исследуемой птицы предпочтение в использовании шишек определенного вида дерева?

4. С деревьев, используемых дятлом, наберите десять целых шишек средней величины и, высушив их, извлеките и внимательно подсчитайте количество семян в каждой из них. Затем рассчитайте среднее арифметическое количества семян в шишке. Аналогичным способом определите среднее количество семян, оставляемых дятлом в шишке после кормления. Что можно сказать об «эффективности кормодобывания» дятла? Как изменяется этот параметр кормлении дятла шишками ели и сосны?

5. Хронометрируйте поведение дятла. Установите доли времени, затрачиваемые на различные виды деятельности (полет за шишкой, закрепление шишки в «кузнице», раздалбливание шишки, отдых, перелет к другой «кузнице», кормление на стволе и ветках, ритуальное поведение и т.п.). Как изменяется бюджет времени дятла в зависимости от погодных условий и других факторов? От чего зависит частота использования той или иной «кузницы» дятлом?

6. Какие корма, кроме семян шишек, и с каких деревьев использует дятел? Какова доля по времени добывания таких кормов? Где чаще всего располагаются подолбы дятла, каковы их размеры и форма?

7. Как меняется активность дятла в течение суток? Каким образом дятел реагирует на птиц своего и других видов? Как часто и на какое время дятел присоединяется к синичьим стайкам? Происходят ли конфликты между птицами своего и других видов и в каких местах участка, занимаемого дятлом? Каков их исход?

Тема: «Особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушку»

Задачи

1. Изучить предпочтение кормов различными видами птиц.

2. Выяснить зависимость количества одновременно кормящихся на кормушке особей от их видовой принадлежности, количества и разнообразия корма на кормушке, погодных условий, других факторов.

3. Существует ли в конкретных условиях иерархическая система доступа к корму на кормушке среди птиц одного вида и разных видов?

Ход работы

Кормушка-сетка

Кормушка-сетка

1. Устройте кормушку, на которую могли бы одновременно присаживаться не менее пяти птиц. Поместите в кормушку разнообразные корма. При наблюдении фиксируйте количество птиц каждого вида на кормушке и вблизи нее, время прилета и отлета, продолжительность кормления и поедаемый корм. Отмечайте частоту ритуальных демонстраций и агрессивных контактов между птицами, видовую принадлежность участников и исход этих контактов (кто кого прогнал). Хронометрируйте поведение отдельных птиц, принадлежащих к разным видам.

2. Какие виды птиц какие корма предпочитают?

3. Сколько птиц может одновременно кормиться на кормушке в случае присутствия одного, двух, трех и более видов?

4. Как изменяется общее количество посещающих кормушку птиц в зависимости от запаса и разнообразия корма на кормушке, времени суток, погодных условий?

5. Существует ли между видами птиц распределение времени посещения кормушки в течение дня?

6. Установите количество непосредственных контактов при кормлении на кормушке пяти птиц, принадлежащих к одному, двум, трем, четырем и пяти видам (если удастся) – сделайте замеры за 15 мин, желательно несколько раз, но при сходных погодных условиях. Есть ли различия в количестве контактов при увеличении видового разнообразия? Какие позы принимают птицы, реагируя друг на друга, какие звуки издают при этом?

7. Между какими видами происходят агрессивные контакты и каков их исход? Приведите статистические данные. Как другие птицы реагируют на такие контакты? Бывают ли «коллективные драки»? Если да, то чем они отличаются от конфликта между двумя птицами?

8. Чаще или реже происходят агрессивные взаимодействия между птицами, находящимися непосредственно вблизи от кормушки и поодаль от нее? Чем занимаются птицы, которые не находятся вблизи кормушки?

9. Изменяется ли общее количество агрессивных контактов между птицами при резком увеличении или уменьшении количества корма на кормушке, резком изменении погодных условий (прежде всего температуры)?

10. Можно ли утверждать, что среди птиц, посещающих кормушку, существует иерархическая система в доступе к корму? Если да, то какова эта система? Какие качества птиц (внешние – размер, яркость окраски; поведенческие) позволяют им занимать верхние ступени иерархической лестницы?

11. Попробуйте нарисовать в цвете и вырезать из картона фигурку одной из птиц, часто посещающих кормушку, в натуральную величину. Прикрепите фигурку к кормушке. Изменилось ли поведение птиц?

Тема: «Территория обитания и структура смешанных синичьих стай»

Для видов, составляющих смешанные синичьи стаи, характерны две основные стратегии социальной организации в зимний период:

1) долговременная территориальность строго оседлых птиц (буроголовая гаичка, хохлатая синица, московка, обыкновенный поползень, обыкновенная пищуха);

2) краткосрочная территориальность кочующих птиц (большая синица, лазоревка, длиннохвостая синица, желтоголовый королек).

После вылета из гнезда молодые птицы кочуют и оседают на участках взрослых и неродственных им семейных пар. Пары у этих видов постоянны и образуются осенью. Таким образом, зимой на участке взрослой пары держатся парные и непарные молодые птицы. Зимняя территориальность слабо зависит от факторов внешней среды и регулируется в основном плотностью населения и его возрастной структурой. Если значения факторов среды превышают норму, то это ведет к инвазиям – массовым кочевкам в поисках мест, богатых кормом.

Зимняя территориальная структура сочетается с преимуществами жизни в группе (кормовыми, терморегуляционными). Так, зимняя территория обыкновенного поползня может включать сразу несколько участков буроголовых гаичек. Многовидовая группа (смешанная стайка) обычно существует в местах перекрывания территорий разных видов. Характерны групповые ночевки. Питание насекомыми в условиях зимы изменяется на питание семенами растений и зимующими на этих растениях яйцами и личинками насекомых. Для многих видов свойственно запасание корма (буроголовая гаичка, хохлатая синица, московка), играющее большую роль в зимнем питании.

Дневник наблюдений

Дневник наблюдений

Задачи

1. Выяснить, какие виды птиц и в каких количественных соотношениях могут составлять смешанные синичьи стайки.

2. Установить зависимость характера и маршрута перемещений стайки по участку леса от ее видового и количественного состава, погодных условий.

3. Определить размеры и расположение участков, используемых одновидовыми группами смешанной стайки.

4. Установить взаимосвязь между территориями, занимаемыми одновидовыми группами птиц (постоянными или временными членами смешанной стайки), и местообитанием смешанной стайки данного видового и количественного состава.

5. Выяснить места и способы кормодобывания, используемые видами птиц в смешанной стайке, и установить их влияние на характер перемещений стайки по биотопам, на изменение ее количественного и видового состава.

Ход работы

Обычно смешанной синичьей стайкой называют группу птиц, состоящую из нескольких видов синиц и сопутствующих видов – обыкновенной пищухи, обыкновенного поползня, желтоголового королька и некоторых видов дятлов или вьюрковых. Стайку, состоящую из одного вида синиц и хотя бы одного сопутствующего вида, мы тоже будем считать смешанной синичьей стайкой. Аналогично стайку, состоящую из двух видов синиц без сопутствующих видов, тоже следует рассматривать как смешанную. Смешанная синичья стайка, как более или менее постоянное объединение птиц, существует только в осенне-зимний период.

1. Маршрутным методом найдите смешанную синичью стайку. Какие виды птиц и в каком количестве ее составляют? Двигаясь за стайкой, наносите на схему маршрут ее движения. Отмечайте, по каким биотопам движется стайка, какие места поиска корма используют птицы в каждом из биотопов, как меняется частота издаваемых птицами звуков при движении. Регистрируйте агрессивные контакты между птицами и, особенно, любые изменения количественного и видового состава смешанной стайки. Если возникают трудности в составлении схемы движения стайки, то можно по мере продвижения птиц прикреплять к веткам кустов или деревьев через определенные временные промежутки заранее заготовленные листочки бумаги с указанием времени пролета стайки, а затем картировать пройденный маршрут (хотя это усложнит работу). Скорость движения стайки можно измерять расстоянием (количеством шагов), на которое переместилась стайка за единицу времени (например, за 5 мин).

2. Понаблюдав за стайкой, на следующий день попробуйте отыскать ее на прежнем участке леса. Изменился ли видовой и количественный состав стайки?

3. Каков характер движения стайки? Всегда ли птицы двигаются синхронно или есть опережающие и отстающие? Какие птицы «задают тон» в движении стайки, выборе маршрута?

4. Как птицы держатся в стайке? Можно ли выделить основное «ядро» стайки и другие группировки?

5. Зависит ли скорость движения стайки от видового и количественного состава, погодных условий, изменений биотопа?

6. Как изменяется «плотность» стайки (расстояние между крайними особями) в зависимости от видового и количественного состава, погодных условий, смены биотопов, места поиска корма (дерево, кустарник, ветошь, поверхность снега и т.п.)?

7. Как происходит отделение и присоединение птиц к стайке? В каких местах это наблюдается? Реагируют ли другие члены стайки на такие изменения?

8. Проследите, какова дальнейшая судьба отделившихся от стайки птиц. Возможно ли их воссоединение со стайкой через определенное время?

9. С чем может быть связан маршрут перемещений смешанной стайки по участку леса? Каковы размеры этого участка? Зависят ли размеры участка от видового состава смешанной стайки?

10. Как долго (в течение дня) может существовать смешанная стайка без изменений своего видового и количественного состава?

11. По возможности хронометрируйте поведение членов стайки в различных температурных условиях. Как изменяется время, затрачиваемое на кормодобывание, перелеты, агрессивные контакты, при сильном понижении температуры воздуха? Как это отражается на смешанной стайке в целом?

12. Какие виды в стайке вступают в агрессивные взаимодействия? Какие взаимодействия чаще происходят между птицами одного или разных видов?

13. Как изменяется частота агрессивных взаимодействий в смешанной стайке в зависимости от погодных условий (прежде всего температурных), видового и количественного состава стайки?

14. На участке леса, часто посещаемом смешанной стайкой, устройте кормушку. Заинтересовала ли кормушка птиц? Если да, то каждый день переносите кормушку на небольшое расстояние (10–20 м). Изменяется ли маршрут движения стайки и видовой и количественный состав посетителей кормушки?

15. Попробуйте дать определение смешанной синичьей стайке с точки зрения постоянства ее видового и количественного состава.

16. Есть мнение, что при одной и той же степени напряженности социальных отношений размер смешанной стайки выше, чем одновидовой. Что вы можете сказать по этому поводу?

Рекомендуемая литература

1. Беме Р.Л., Динец В.Л., Флинт В.Е., Черенков А.Е. Птицы. Энциклопедия природы России Под общ. ред. В.Е. Флинта. – М.: ABF, 1996. 432 с.

2. Мальчевский А.С. Орнитологические экскурсии. Серия: Жизнь наших птиц и зверей. Вып. 4. – Л.: ЛГУ, 1981. 296 с.

3. Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий. Т. 1, 2. – Л.: ЛГУ, 1983. (www.zoometod.narod.ru/mal/malchevski_oglav.html).

4. Промптов А.Н. Птицы в природе. 3-е изд. – Л.: Учпедгиз, 1957. 490 с.

5. Флинт В.Е., Беме Р.Л., Костин Ю.В., Кузнецов А.А. Птицы СССР. – М.: Мысль, 1968. 637 с.

6. Флинт В.Е. и др. Птицы Европейской России. Полевой определитель. – М.: Союз охраны птиц России, Алгоритм, 2001. 224 с.

7. Материалы сайта «Зимующие птицы Подмосковья» (www.winter-birds.narod.ru).


1 Парное скопление серого вещества в толще полушарий большого мозга.

2 Верхняя часть стриатума – хорошо развитая структура, которая отсутствует у млекопитающих.

 

Рейтинг@Mail.ru