Я ИДУ НА УРОК

Т.И. МЕЛЬНИКОВА,
учитель биологии,
п. Первомайск, Красноярский край

Без билета по белу свету

Обобщающий урок в 6-м классе

Задачи урока

1. Обобщение знаний о классификации плодов и семян, ознакомление учащихся со значением распространения плодов и семян, с различными приспособлениями к распространению, возникшими в процессе эволюции.
2. Формирование навыков работы с натуральными объектами и дополнительной литературой.
3. Развитие самостоятельности мышления, умения работать в группе постоянного состава, обобщать, делать выводы.
4. Активизация эмоциональной сферы личности учащихся.
5. Развитие интереса к живой природе и к биологическим знаниям.
6. Воспитание бережного отношения к живой природе.

Методы обучения

1. По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.

  • Наглядные: демонстрация таблиц, разнообразие плодов и семян.

  • Практические: лабораторные работы, опыты.

2. По характеру деятельности учителя – проблемные.

3. По характеру деятельности учащихся – поисковые, исследовательские.

Оборудование: натуральные плоды и семена, конверты с кружками красного, желтого и зеленого цвета, карточки, таблицы, открытки, рисунки.

Класс разбивается на 3 группы, работой каждой группы руководит консультант. За правильный ответ ученик получает жетоны: красного цвета – 3 балла, зеленого – 2 балла, синего – 1 балл.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Объясняются тема и задачи урока.

II. Вводная часть

Учитель. Как вы думаете, кто может путешествовать по белу свету без билета? Правильно, это плоды и семена.

Сказка «О жадном дубе»

На опушке рос дуб, хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней поляне, чтобы и там вырос дубочек».
А дуб как на нее набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам я тебе желудей – пусть все со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась.
Жил дуб в полном одиночестве. Временами на нем появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам не хватало места. Они мешали друг другу расти и погибали в юном возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены…

Это, конечно, сказка. Но она верно объясняет, для чего семенам нужно бродяжничать. И как важно этим непоседам иметь друзей, которые помогали бы им переселяться на новые места. А поскольку у друзей свои привычки и повадки, растениям приходится к ним приспосабливаться. Многие растения «придумали» для этого своим семенам разные хитрые устройства и приманки. И стали семена не простыми семенами, а плодами.

III. Проверка знаний

Лабораторная работа 1. «Классификация плодов»

(Ученики работают в группах.)

Задания

1. Рассмотрите имеющиеся у вас плоды. Разделите их на сочные и сухие.

2. Сочные плоды разделите на односеменные и многосеменные. Определите их названия.

3. Разделите сухие плоды на односеменные и многосеменные. Определите их названия.

4. Заполните таблицу «Классификация плодов». (Консультант проверяет правильность заполнения таблицы и выдает ученикам жетоны.)

Таблица. Классификация плодов

Название плода

Тип плода

Какие растения имеют такой плод

сочный или сухой

односемянный или многосемянный

 

 

 

 

 

 

 

 

Загадки

(Ученики работают индивидуально. За ответы выдаются жетоны.)

1. Пышный хохолок
Семя уволок.

(Плоды одуванчика, бодяка, семена ивы.)

2. Хоть совсем не птица,
А с крылом родится;
С веточки сорвется –
И на крыльях вьется.

(Плоды клена, ясеня, семена хвойных.)

3. Сойка что-то в клюв схватила,
По дороге уронила,
А потеря не пропала:
Отлежалась да и встала.

(Расселение желудей сойкой.)

4. Плюется, взрывается –
Плодом называется.

(Бешеный огурец.)

5. Плывет в речке утица.
То нырнет, то крутится –
От родного берега
Далеко очутится!

(Расселение плодов водой.)

6. Плодик наклонился –
В землю схоронился.

(Арахис.)

Составление схемы «Распространение плов и семян»

(Работа в парах.)

После составления схемы результаты работы обсуждаются в группах. Схема вывешивается на доске.

Рассказ «Леса меняют адреса»

(Учитель читает рассказ. На вопросы отвечает первая группа, а при неверном или неполном ответе отвечают другие группы.)

Осенью 1941 г. немецкие фашисты начали наступление на Москву. Чтобы задержать врага, на его пути строили оборонительные укрепления.
У дороги, ведущей в столицу, саперы вместе с местными жителями валили лес. Люди постарались на совесть: завал получился отличный и помог на какое-то время задержать немецкие танки, рвавшиеся к Москве.
Когда врага отогнали, остаток леса пошел на восстановление спаленных фашистами домов. Так и не стало ельника.
Прошло несколько лет, и местные жители стали замечать, что на месте прежнего леса поднимается новый. Удивляло лишь одно: был лес еловый, а теперь тянулись тоненькие березки. Никто специально их не сажал.

– Откуда же взялись семена, из которых они выросли? (Семена «прислали» березы, росшие в стороне от бывшего ельника.)
– Как же они попали на новое место? (С помощью ветра.)
– Почему до войны березовые семена не долетали в еловый лес? (Семена залетали тысячами, но береза – светолюбивое дерево, тени не выносит, а в ельнике темно. Вот и не приживались березки, гибли. Но стоило срубить еловый лес – и на его месте поднялся молодой березняк.)

Лабораторная работа 2.
«Приспособление плодов и семян к распространению ветром»

(Ученики работают в группах. Консультант оценивает ответы и выдает жетоны.)

Задание

Рассмотрите семена березы, одуванчика, ольхи, сосны и определите, какие они имеют приспособления для распространения ветром.

Игра «Летучие семена»

(Представители групп соревнуются, у кого семя одуванчика улетит дальше.)

Рассказ «Пожар в лесу»

(Учитель читает рассказ. На вопросы отвечает вторая группа, а при неверном или неполном ответе отвечают другие группы.)

Случилось это в 1891 г. Начался пожар – самое страшное, что может случиться в лесу. Пожар продолжался несколько дней, а когда закончился – на месте леса дымилось пепелище. После пожара прошло много времени, а гарь все не зарастала.
И вдруг весной 1919 г. лес начал возрождаться: из-под обугленной земли стали пробиваться зелененькие ростки. Люди удивлялись: кто произвел эти посадки? Лесоводы туда не заходили, птицы и звери покинули бывший лес, соседний лес был далеко, и ветер не мог занести семена. Не могла и вода этого сделать: рядом не было реки.

– Как же попали семена на пепелище? (Лес возродился из семян, зарытых в землю еще до пожара белками.)

Рассказ «Неприметный путешественник»)

(Учитель читает рассказ. На вопросы отвечает третья группа, а при неверном или неполном ответе отвечают другие группы.)

Вы хорошо знаете это растение. Летом, проходя мимо, не обращаете на него внимания. А стоило бы. Ведь это один из великих завоевателей новых территорий.
Когда-то, в очень далекие времена, его мелкие семена «сдружились» с испанскими солдатами, отправлявшимися покорять индейцев. В сырую погоду семена становились клейкими, прилипали к солдатским сапогам. Так они вместе с солдатами переплыли океан и очутились в Америке. Но и там не расстались с испанцами – те же сапоги с поразительной быстротой разнесли их на новые места.

– Как называется это растение? Попробуйте объяснить, почему его так назвали. (Это подорожник. Он назван так потому, что чаще всего встречается вдоль дорог. Коренные жители Америки – индейцы – называют подорожник «следом белого человека».)

Лабораторная работа 3.
«Распространение плодов щавеля»

Плоды щавеля вы вряд ли видели, хотя ими усеяно все растение. Секрет в том, что каждый плод со всех сторон окружен тремя листочками. Внимательно рассмотрите семена щавеля и попробуйте отгадать, для чего плоду нужны эти листочки и почему щавель особенно часто встречается по сырым местам, на дне оврагов, по берегам прудов, рек? Не догадались? Тогда проделаем опыт.

Опыт

В один стакан с водой бросить плоды щавеля без листочков, в другой – плоды с листочками. Плоды щавеля без листочков падают на дно стакана, а с листочками плавают. Эти листочки – плавательные приспособления.

Вывод. Плоды щавеля разносятся паводковой водой.

Устный тест «Светофор»

(Учитель зачитывает вопрос и 3 варианта ответа. Учащиеся должны поднять кружок: красный – если утверждение неверное; желтый – ответ неполный; зеленый – ответ правильный.)

1. Венчик цветка:

а) защищает главные органы цветка (красный);
б) украшает цветок (желтый);
в) привлекает насекомых (зеленый).

2. Плоды образуются из:

а) тычинки (красный);
б) пестика (желтый);
в) завязи (зеленый).

3. По типу околоплодника плоды бывают:

а) сухие (зеленый);
б) мокрые (красный);
в) сочные (зеленый).

4. Плоды и семена, переносимые ветром, могут иметь такие приспособления для распространения, как:

а) крючочки (красный);
б) парашютики (зеленый);
в) крылышки (зеленый).

5. Муравьи распространяют семена таких растений, как

а) сосна (красный);
б) чистотел (зеленый);
в) подснежника (зеленый).

Игра «Пятый лишний»

(Ученики работают в тетрадях.)

Задание

В последовательностях названий пяти растений или плодов выявить «лишнее».

1. Яблоня, томат, смородина, огурец, пшеница. (Пшеница, остальные плоды сочные.)

2. Семянка, орех, зерновка, крылатка, стручок. (Стручок, остальные плоды ореховидные.)

3. Одуванчик, береза, сосна, рябина, ковыль. (Рябина, остальные распространяются ветром.)

Игра «Сказочные растения»

Задание

Вспомните, какие сказки связаны с плодами? К каким типам относятся плоды?

  • Плод тыквина – «Золушка» Ш.Перро; «Приключения Чиполлино» Дж. Родари. (Тыква.)

  • Плод боб – «Принцесса на горошине» Х.К. Андерсен. (Горох.)

  • Плод зерновка – «Мужик и медведь», русская народная сказка. (Рожь.)

  • Плод костянка – «Приключения Чиполлино» Дж. Родари. (Вишенка.)

Учитель. А сейчас каждая группа за работу получит приз. Только его надо сначала определить. Призы лежат в «черном ящике».

1. Приз для первой группы.

Это сочные плоды с мякотью, покрытые снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов много мелких семян. (Плод ягода – смородина.)

2. Приз для второй группы.

Сочные плоды с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника – косточкой, внутри которой находится одно семя. (Плод костянка – черемуха.)

3. Приз для третьей группы.

В образовании этих плодов кроме завязи принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в пленчатых сухих камерах. (Плод яблоко – яблоки.)

IV. Подведение итогов

Консультанты подсчитывают баллы. Учитель выставляет оценки.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Квестор Ай Ти». Web - студия «Квестор Ай Ти» предоставляет профессиональные услуги создания сайтов в Санкт-Петербурге. Высококлассные специалисты компании «Квестор Ай Ти», обладающие большим опытом успешной работы, создадут любой требуемый проект, будь то сайт визитка или интернет-магазин, и разработают для сайта яркий и запоминающий фирменный стиль, что позволит его выгодно подчеркнуть на фоне других конкурирующих интернет ресурсов. Подробнее ознакомиться с предложением web - студии «Квестор Ай Ти» и оформить заказ на разработку сайта онлайн можно по адресу http://www.questor.ru/

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru