Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №24/2005
Скелет – опора организма

Я ИДУ НА УРОК

Р.Н. ЯГАФАРОВА,
учитель биологии школы № 1007,
г. Москва

Скелет – опора организма

Урок в 6-м классе

Цель урока: познакомить учащихся с понятием скелет как опора организма и разнообразием скелетов у разных видов животных.

Задачи

Образовательные: ознакомить учащихся с функциями скелета, скелетных мышц, типами скелетов у разных видов животных (наружный и внутренний), опорными образованиями и их функциями у растений.

Воспитательные: развитие умений и навыков, необходимых для групповой работы, умения анализировать ответы учащихся, самостоятельно работать на уроке; воспитание сознательной дисциплины на уроке.

Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету, навыков работы с учебником, умения выделять главное.

Формы работы на уроке: а) индивидуально-групповая; б) самостоятельная; в) работа с учебником.

Урок проводится по учебнику Сонин Н.И. Биология. 6 кл. Живой организм. – М.: Дрофа, 1997.

Перед началом урока учитель на доске записывает тему урока («Скелет – опора организма») и размещает информацию о животных.

Фораминиферы. Отряд Простейшие, класс Корненожки. Размеры 0,1–1 мм, бывают до 20 см. Известковая раковина, склеенная из песчинок. Известно более 1 тыс. современных видов. Значение: мел – в народном хозяйстве.

Радиолярии (лучевики). Класс Саркодовые. Размеры – до 1 мм. Скелет из кремния. Обитают в морях. Свыше 7 тыс. видов. Значение: образуют радиоляриевый ил.

Моллюски (мягкотелые). Тип Беспозвоночные. Тело покрыто раковиной. Обитают в морях, пресноводных водоемах, на суше. Известно 130 тыс. видов (до 2 тыс. видов в РФ). Значение: употребляют в пищу.

ХОД УРОКА

Оборудование: плакаты с изображением фораминифер, радиолярий, крабов, моллюсков; скелеты птиц; скелет рака; скелеты жуков (членистоногих); скелеты морских звезд.

На партах у учащихся стоят карточки с указанием групп: 1 и 2 парты (4 чел.) – I группа, 3 и 4 парта – II группа и т.д. (всего 7 групп).

Учитель просит заранее подготовиться к уроку двум учащимся, которые будут играть роли учителей.

I. Организационный момент

Объявление темы урока.

II. Проверка домашнего задания

Два ученика – «учителя» – проводят проверку домашнего задания: они задают вопросы, а учащиеся записывают ответы одним словом на листах бумаги. «Учителя» собирают листки с ответами, проверяют ответы учащихся, ставят оценки, исправляют ошибки.

III. Объяснение нового материала

Учитель. Сегодня мы знакомимся с темой «Скелет – опора организма». Вспомните, когда мы с вами уже говорили о скелете? Какую систему органов мы изучали? (Опорно-двигательную систему.)
Опорно-двигательная система у позвоночных животных состоит из скелета и мышц. Скелет придает форму телу, защищает его от повреждений, служит опорой. Мышцы приводят скелет в движение. Сегодня на уроке мы познакомимся со скелетами позвоночных и беспозвоночных животных.
У вас на партах лежат карточки с индивидуальными заданиями для каждой группы. Вы должны прочитать вопрос и найти нужный абзац в тексте учебника, содержащий ответ на вопрос. Ответ на вопрос должен быть кратким, из 2–3 предложений.

I группа

Какие две группы организмов имеют скелетные образования?

Ответ. Скелетные образования имеют позвоночные и беспозвоночные животные. Животные отряда радиолярий имеют скелет из кремниевых иголочек. Такой скелет защищает животное от врагов. Раковинные амебы и фораминиферы также имеют скелеты. (С. 92, 1-й абзац.)

Учитель дополняет ответ, используя доску с записями и таблицы с изображением животных.

II группа

Какие функции выполняют опорные системы и какова роль мышц?

Ответ. Поддержание формы тела. Скелет – его каркас. Скелет предохраняет организм и внутренние органы от повреждений (например, грудная клетка защищает легкие, а череп – мозг). Мышцы крепятся к скелету и приводят его в движение. (С. 92, 2–4-й абзацы.)

Учитель дополняет ответ.

III группа

Какие выделяют типы скелетов? Приведите примеры животных, имеющих наружный скелет.

Ответ. Наружный скелет имеют простейшие, моллюски, членистоногие – это раковины улиток, мидий, панцири раков, крабов и прочные покровы насекомых. Крылья и покровы членистоногих состоят из хитина, который выделяют клетки кожи. У раков он пропитан минеральными солями и поэтому становится очень прочным панцирем. (С. 92, 5–7-й абзацы.)

Учитель дополняет ответ.

IV группа

Что такое линька и как она происходит у членистоногих?

Ответ. Периодическое сбрасывание старого покрова и замена его новым называется линькой. Новый покров (хитиновый) нежный и эластичный. Линька обеспечивает возможность изменения формы и размеров организма. Во время линьки животное может стать легкой добычей для хищников. (С. 92–93, 8-й абзац.)

V группа

Как устроен внутренний скелет у позвоночных животных и чем он образован?

Ответ. Внутренний скелет состоит из трех отделов: голова, туловище, конечности. Он образован костной и хрящевой тканями. У некоторых животных он образован хрящевой тканью, но с возрастом она заменяется костной. (С. 93, 9–10-й абзацы.)

Учитель дополняет ответ.

VI группа

Что служит опорой у растений? Какова роль механической ткани в стебле и корне?

Ответ. Механическая ткань обеспечивает прочность растений. Она образует подобие цилиндра (таблица на с. 93 внизу) и придает прочность на изгиб стеблям и корням растений. (С. 93, 11-й абзац.)

Учитель дополняет ответ.

VII группа

Чем образован скелет позвоночных животных?

Ответ. Скелет образован костями. Костная ткань состоит из органических и неорганических веществ и обладает высокой прочностью. (С. 94, 1–5-й абзацы.)

Учитель дополняет ответ, обращает внимание учащихся на подвижные соединения костей, роль связок. Связки образованы соединительной тканью – это особые образования, связывающие кости в суставах. Сухожилия прикрепляют мышцы к костям. Учитель обращает внимание учащихся на схему в учебнике (с. 95), на которой приведены подвижные и неподвижные соединения.

IV. Закрепление материала

1. Скелет выполняет … и … функции. (Опорную и защитную.)
2. Различают … и … скелеты. (Наружный и внутренний.)
Это задание можно выполнить с учащимися как письменно, так и устно.

Домашнее задание: с. 92–94 читать, составить вопросы к тексту.

Учитель выставляет оценки учащимся и комментирует их.

Примечание

Урок проводится в 6-м классе, несмотря на то, что эту тему дети изучают до 9-го класса. Это связано с тем, что учебник Н.И. Сонина предусматривает концентрическую программу обучения учащихся. Урок лучше проводить в классе, в котором много «сильных» учащихся.

 

Рейтинг@Mail.ru