Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Биология»Содержание №17/2005
Модульное обучение на уроках биологии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

С.А. ЯНУТЕНЕНЕ,
частная школа, г. Москва

Продолжение. См. № 14, 15, 16/2005

Модульное обучение на уроках биологии

Урок 3–4. Мейоз. Сравнение митоза и мейоза

№ учебного элемента

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Затраченное время

УЭ–0
УЭ–1
УЭ–5

Аналогично уроку 1–2

20 мин

УЭ–2

Читают цель УЭ.   
Отвечают на вопросы модуля и дополнительные вопросы учителя.   

Работают с рисунками и письменно отвечают на вопросы модуля.   
Выполняют тестовую проверочную работу.
Взаимопроверка, см. материалы урока 1–2.

Направляет работу учащихся.    
Проводит фронтальный опрос учащихся по вопросам модуля, по необходимости задает дополнительные и наводящие вопросы, добивается полных развернутых ответов, оценивает ответы в ведомости.   
Направляет работу учащихся.    
Следит за самостоятельностью выполнения тестовой работы.

15 мин

УЭ–3

Читают цель УЭ.   
По ходу прослушивания краткой лекции записывают в тетрадь определения понятий: гаметогенез, овогенез (оогенез), сперматогенез.   
Внимательно слушают рассказ учителя о гаметогенезе и подписывают схемы.   
Выполняют тест на бланках модуля.   
Взаимопроверка, см. материалы урока 1–2

Направляет работу учащихся.    





Кратко рассказывает о ходе овогенеза и сперматогенеза, используя динамическое магнитное пособие на доске.   
Оказывает консультативную помощь уровню А.
Старается отслеживать работу учащихся уровня С.

15 мин

УЭ–4

Читают цель УЭ.
Отвечают на вопросы модуля и дополнительные вопросы учителя.   
Работают с рисунками, читают текст модуля: «Оплодотворение у цветковых растений» и письменно отвечают на вопросы модуля.   
Выполняют тест, ответы записывают на бланке модуля.   
Самопроверка, см. материалы урока 1–2.

Направляет работу учащихся.
Проводит фронтальный опрос учащихся по вопросам модуля, по необходимости задает дополнительные и наводящие вопросы, добивается полных развернутых ответов от учащихся, оценивает ответы учащихся в ведомости.   



Следит за самостоятельностью выполнения теста.    

20 мин

 

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ–0

Цель урока: в результате работы с модулем вы будете знать особенности строения половых клеток, особенности гаметогенеза и двойного оплодотворения у цветковых растений; уметь охарактеризовывать фазы гаметогенеза, а также объяснить биологическое значение оплодотворения; продолжите развивать мышление, кратковременную память и навыки самостоятельной учебной работы (взаимоконтроль, работа в парах).

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ–1

Цель: через повторение учебного материала о митозе и мейозе подготовиться к работе по новому модулю.

Ответьте устно на вопросы
Что такое размножение?
Дайте характеристику двум формам размножения. Приведите примеры.
Какие виды полового размножения вам известны и у каких организмов они встречаются?
Что такое митоз и мейоз?
В чем сходство митоза и мейоза?
Чем отличается митоз от мейоза?
Для чего клетке нужна интерфаза и как она протекает?
Каково биологическое значение митоза?
В чем преимущество полового размножения над бесполым?

Выполните проверочную работу по уровням
Уровень АВ
1. Каждой фазе деления, приведенной в левой колонке, подберите букву, обозначающую правильное сочетание числа хромосом и молекул ДНК. Ответы запишите на бланке модуля.

1. Профаза митоза
2. Метафаза митоза
3. Анафаза митоза
4. Телофаза митоза
5. Пресинтетический период интерфазы
6. Постсинтетический период интерфазы
7. Профаза I мейоза
8. Профаза II мейоза
9. Анафаза I мейоза
10. Анафаза II мейоза
11. Телофаза I мейоза
12. Телофаза II мейоза
13. Интеркинез после первого деления мейоза
14. Клетки после второго деления мейоза
15. Конец синтетического периода интерфазы

а – nc
б – n2c
в – 2nc
г – 2n2c
д – 2n4c
е – 4n2c
ж – 4n4c
и – 2n2c + 2n2c
к – n2c + n2c
л – nc + nc

2. На рисунке схематически изображены фазы мейоза и митоза. Определите, что обозначено цифрами 1—15; соответствующие буквы ответов впишите в бланк модуля.
Ответы: а) профаза I; б) биваленты; в) анафаза I; г) метафаза II; д) метафаза; е) мейоз; ж) метафаза I; з) митоз; и) профаза; к) анафаза; л) исходная клетка; м) образовавшиеся клетки; н) телофаза II.

Уровень С
1. Каждой фазе деления, приведенной в левой колонке, подберите букву, соответствующую происходящим процессам. Ответы запишите на бланке модуля.

1. Профаза митоза
2. Профаза I мейоза
3. Профаза II мейоза

а – спирализация хромосом
б – образование двухроматидных хромосом
в – исчезновение ядрышка
г – конъюгация гомологичных хромосом
д – исчезновение ядерной оболочки
е – кроссинговер
ж – расхождение центриолей
и – образование однохроматидных хромосом
к – формирование нитей веретена деления
л – образование бивалентов
м – формирование молекул ДНК

2. На рисунке схематически изображены фазы митоза. Определите, что обозначено цифрами 1–14; соответствующие буквы ответов впишите в бланк модуля.
Ответы: а) ядрышко; б) хромосома; в) центромера; г) ранняя телофаза; д) метафаза; е) нити веретена деления; ж) ядерная мембрана; з) ранняя анафаза; и) профаза; к) поздняя анафаза; л) перетяжка.

3. Поменяйтесь работами со своим партнером. Осуществите взаимопроверку по ключам.
Оцените работу своего партнера, поставив за каждый правильный ответ «+»:
«5» – если ваш партнер набрал 27–30 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 22–26 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 18–21 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 18 «+».

Работайте вместе с классом.
















Работайте индивидуально, отмечая ответы на бланке № 1.

















Работайте индивидуально































































Будьте внимательны и объективны при оценивании партнера. При затруднении обращайтесь к учителю. Оценку поставьте на бланк № 1.

УЭ–2

Цель: расширить и углубить знания о строении половых клеток, их роли в жизни организма; научиться схематично изображать части половой клетки.

Ответьте устно на вопросы
Что такое клетка?
Что такое гамета?
Какие виды гамет вам известны?
Каковы формы и размеры гамет?
Где образуются гаметы у человека и млекопитающих животных?

Зарисуйте к себе в тетрадь схематичное изображения яйцеклетки и сперматозоида, используя рисунки модуля. Сделайте необходимые подписи к данным рисункам.

Схема строения сперматозоида млекопитающего

Схема строения сперматозоида млекопитающего:
I — головка, II — шейка, III — хвостик; 1 —акросома, 2 — ядро, 3 — проксимальная центриоль, 4 — дистальная центриоль, 5 — митохондрии, 6 — осевая нить хвостика

Схема строения яйцеклетки птицы

Схема строения яйцеклетки птицы:
1 — халазы (канатики); 2 — скорлупа; 3 — воздушная камера; 4 — подскорлуповая оболочка; 5 — жидкий белок; 6 — плотный белок; 7 — зародышевый диск; 8 — светлый желток.

Выясните значение оболочек в яйцеклетке, акросомы, митохондрий и жгутика у сперматозоидов.

Выполните следующее задание
Для каждого типа клеток (женских половых и мужских половых) выберите соответствующие характеристики:
1 – яйцеклетки;
2 – сперматозоиды;
3 – развиваются в яичниках;
4 – развиваются в семенниках;
5 – имеют шарообразную или овальную форму, неподвижны;
6 – богаты запасными веществами;
7 – имеют небольшие размеры, подвижны;
8 – утратили большую часть цитоплазмы;
9 – доставляют генетическую информацию;
10 – несут в себе наследственную информацию, готовы к оплодотворению.

Поменяйтесь работами со своим партнером. Осуществите взаимопроверку по ключам.
Оцените работу своего партнера, поставив за каждый правильный ответ «+»:
«5» – если ваш партнер набрал 10 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 9 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 8 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 8 «+».

Запишите дату и тему урока.

Работайте вместе с классом.






Делайте зарисовки карандашом в тетради, найдите ответ на поставленный вопрос в учебнике на с. 207–208.





































Работайте индивидуально самостоятельно, заполняйте таблицу в бланке № 3.









Работайте в парах.
Ключи возьмите у учителя.
Старайтесь быть объективными. Оценку поставьте на бланк № 2.

УЭ–3

Цель: выяснить особенности гаметогенеза: сперматогенеза и овогенеза.

Краткая лекция учителя о гаметогенезе с использованием аппликации на доске.

Гаметогенез — процесс развития половых клеток, т.е. гамет.
Гаметогенез бывает: диффузным (у губок, кишечнополостных), когда гаметы развиваются в любом участке тела; локализованным (у большинства животных), когда гаметы развиваются в половых железах — гонадах (мужские гонады — семенники, женские гонады — яичники). Гонады образуются из первичных половых клеток — гоноцитов.

Размножение

Гоноциты дают начало диплоидным клеткам сперматогониям, которые неоднократно делятся митозом

Гоноциты дают начало диплоидным клеткам оогониям, которые неоднократно делятся митозом. Часть образовавшихся клеток погибает

Рост

Сперматогонии растут, вступают в профазу первого деления мейоза и превращаются в диплоидные клетки — сперматоциты 1-го порядка

Оогонии растут, вступают в профазу первого деления мейоза и превращаются в диплоидные клетки — ооциты 1-го порядка. Ооциты 1-го порядка питаются, растут и накапливают питательные вещества. Окруженные оболочками ооциты 1-го порядка, расположенные в яичнике, называются фолликулами

Развитие (созревание)

Сперматоциты 1-го порядка делятся мейозом. В результате первого деления мейоза из каждого сперматоцита 1-го порядка образуются два гаплоидных сперматоцита 2-го порядка, в результате второго деления — четыре гаплоидные сперматиды

Ооциты 1-го порядка делятся мейозом. В результате первого деления мейоза из каждого ооцита 1-го порядка образуется один ооцит 2-го порядка и первое полярное тельце (редукционное тельце), а в результате второго деления — яйцеклетка (оотида) и второе полярное тельце (первое полярное тельце также делится, образуя еще два). В результате образуются четыре гаплоидные клетки: одна яйцеклетка и три полярных тельца

Формирование (спермиогенез)

Сперматиды не делятся. Из каждой формируется сперматозоид. Зрелый сперматозоид имеет: головку (с акросомой и гаплоидным ядром), шейку (с центриолей), промежуточный отдел (с митохондриями) и жгутик (с микротрубочками)

 

По мере прослушивания рассказа учителя запишите себе в тетрадь определения понятий «гаметогенез», «оогенез» и «сперматогенез».

Подпишите схемы гаметогенеза на отдельных бланках и вклейте их себе в тетрадь. Правильность подписей проверяйте вместе с классом.

Выполните тест, заполняя таблицу на бланке № 3
В каждой из приведенных ниже фраз пропущено одно или несколько слов. Заполните пропуски.

1. Последовательность процессов в клетке от момента ее возникновения до следующего деления или гибели называется …
2. Процесс образования яйцеклеток называется …
3. Яйцеклетка формируется в …, а сперматозоиды в …
4. Развитие половых клеток подразделяется на четыре периода: …, …, … и ….
5. Конъюгация хромосом происходит на стадии … мейоза.
6. При созревании яйцеклетки на каждую полноценную клетку образуется три … ….
7. Для рыб характерен … способ оплодотворения.
8. Удвоение ДНК называется ….
9. В сперматозоиде человека содержится … хромосомы.
10. В течение жизни в организме женщины созревает около … – … яйцеклеток.

Поменяйтесь работами со своим партнером. Осуществите взаимопроверку по ключам.
Оцените работу своего партнера, поставив за каждый правильный ответ «+»:
«5» – если ваш партнер набрал 10 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 9 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 8 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 8 «+».

Работайте самостоятельно, вписывая определения понятий к себе в тетрадь и заполняя схемы.
Работайте вместе с классом.

































































Работайте самостоятельно.





























Работайте самостоятельно, вписывая ответы в бланк № 3.













Старайтесь быть внимательными и объективными при оценивании своего партнера. Оценку поставьте на бланк № 3.

УЭ–4

Цель: расширить и углубить знания об оплодотворении у цветковых растений, о значении оплодотворения в жизни растений, научиться схематично изображать части покрытосеменного растения.

Ответьте устно на вопросы
Что такое гаметы?
Что такое оплодотворение?
Какие виды оплодотворения у животных вам известны? Приведите примеры.
Какие виды гамет вам известны?
Каковы формы и размеры гамет?
Где образуются гаметы у цветкового растения?
Что такое зигота?

Зарисуйте к себе в тетрадь схематичное изображение цветка покрытосеменного растения, используя рисунки модуля, сделайте необходимые подписи. Прочитайте по модулю об оплодотворении у цветковых растений и выясните, почему у покрытосеменных оплодотворение называется двойным, и кто открыл двойное оплодотворение. Запишите эту информацию к себе в тетрадь.

Поперечный разрез цветка

Поперечный разрез цветка
1 – пыльник с пыльцевыми зернами; 2 – прорастающее пыльцевое зерно; 3 – рыльце; 4 – тычиночная нить; 5 – завязь; 6 – зародышевый мешок; 7 – лепесток; 8 – чашелистик

Проникновение пыльцевой трубки в зародышевый мешок

Проникновение пыльцевой трубки в зародышевый мешок
9 — темный желток; 10 – вегетативное ядро; 11 – спермии; 12 – яйцеклетка; 13 – центральные клетки; 14 – триплоидное ядро эндосперма

Оплодотворение у цветковых растений
У покрытосеменных растений мужские гаметы малоподвижны и называются спермиями. Яйцеклетка неподвижна, и образование ее происходит в зародышевом мешке, расположенном в семяпочке. Зародышевый мешок содержит кроме гаплоидной яйцеклетки несколько других гаплоидных клеток и одну лежащую в центре зародышевого мешка диплоидную клетку, которая также участвует в оплодотворении.
Спермии развиваются в пыльцевых зернах пыльников (на тычинках). После попадания пыльцевого зерна на рыльце пестика 2 спермия с помощью пыльцевой трубки переносятся к зародышевому мешку, где происходит процесс оплодотворения. Когда пыльцевая трубка входит в зародышевый мешок, один спермий сливается с яйцеклеткой и образует диплоидную зиготу, из которой развивается зародыш. Второй спермий сливается с диплоидной центральной клеткой, и в результате возникает новая клетка с триплоидным ядром, т.е. в нем содержится три набора хромосом. Из нее развивается эндосперм семени. Этот универсальный для всех покрытосеменных механизм полового процесса получил название двойного оплодотворения. Он был открыт в 1898 г. С.Г. Навашиным.
Биологическое значение двойного оплодотворения заключается в том, что развитие эндосперма начинается только после того, как произойдет оплодотворение яйцеклетки. Триплоидный эндосперм покрытосеменных представляет собой запасной питательный материал для развивающегося зародыша.

Выполните тестовое задание, ответы впишите на бланк № 4
Для каждого типа клеток (зигота, гамета) выберите соответствующие характеристики:
1 – имеет гаплоидный набор хромосом;
2 – образуется в результате мейоза;
3 – содержит наследственный материал двух особей;
4 – имеет диплоидный набор хромосом;
5 – половая клетка;
6 – количество хромосом и молекул ДНК описывается формулой nc;
7 – образуется в результате оплодотворения;
8 – содержит наследственный материал от одной особи;
9 – количество хромосом и молекул ДНК описывается формулой 2n2с;
10 – оплодотворенная яйцеклетка.
Самостоятельно проверьте правильность выполнения работы по ключам.
Оцените свою работу, поставив за каждый правильный ответ «+», по следующим критериям:
«5» – если вы набрали 10 «+»;
«4» – если вы набрали 9 «+»;
«3» – если вы набрали 8 «+»;
«2» – если вы набрали менее 8 «+».





Работайте вместе с классом.







Работайте в тетради аккуратно. При зарисовках используйте карандаш.







































































Ключи возьмите у учителя.
Свою оценку поставьте на бланк № 4.

Продолжение следует