Модульное обучение на уроках биологии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

С.А. ЯНУТЕНЕНЕ,
частная школа, г. Москва

Продолжение. См. № 14, 15/2005

Модульное обучение на уроках биологии

Урок 3–4. Мейоз. Сравнение митоза и мейоза

№ учебного элемента

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Затраченное время

УЭ–0
УЭ–1
УЭ–5

Аналогично уроку 1–2

УЭ–2

Читают цель УЭ.    
Записывают дату и тему лабораторной работы в тетрадь.   
Выполняют лабораторную работу, используя микроскоп.   

Работают с рисунками и письменно отвечают на вопросы инструкции лабораторной работы.    
Составляют синквейны в тетради.   

Направляет работу учащихся.   
Акцентирует внимание на работе с тетрадью.    
Оказывает консультативную помощь, обращает особое внимание на выполнение уровня А.    
Направляет работу учащихся.   


Обращает внимание учащихся на необходимость использования черновиков.

20 мин

УЭ–3

Читают цель УЭ.    
Внимательно читают информацию о последовательности процесса мейоза.      Самостоятельно заполняют таблицу по уровням.    

Самопроверка заполнения таблицы, см. материалы урока 1–2.

Направляет работу учащихся.   
Дает рекомендации по ускорению запоминания информации.
Оказывает консультативную помощь при заполнении таблиц (особенно уровня А).

20 мин

УЭ–4

Читают цель УЭ.
На основе имеющихся знаний сравнивают митоз с мейозом, устно отвечают на вопросы модуля.    



Письменно заполняют таблицу на бланке модуля.    
Устно проверяют правильность заполнения таблицы вместе с классом.
Дорабатывают свои таблицы по необходимости.    
Выполняют тест, ответы записывают на бланке модуля.   
Взаимопроверка выполнения теста, см. материалы урока 1–2.

Направляет работу учащихся.
Проводит фронтальный опрос по вопросам модуля, по необходимости задает дополнительные и наводящие вопросы, добивается полных развернутых ответов от учащихся, оценивает ответы учащихся в ведомости.   
Оказывает помощь учащимся (уровень А).   
Задает вопросы по таблице и опрашивает учащихся.
Оценивает устные ответы учащихся в ведомости.    
Следит за самостоятельностью выполнения теста.

20 мин

 

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ–0

Цель урока: в результате работы над модулем вы будете знать особенности мейоза; сумеете охарактеризовывать фазы мейоза, сравнивать мейоз с митозом, обосновывать их биологическую роль; продолжите развивать свое мышление, кратковременную память и навыки самостоятельной учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц, взаимоконтроль, работа в парах).

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ–1

Цель: через повторение учебного материала о формах размножения и митозе подготовиться к работе по новому модулю.

Ответьте устно на вопросы
Что такое размножение?
Дайте характеристику двум формам размножения. Приведите примеры.
Какие виды бесполого размножения вам известны, и у каких организмов они встречаются?
Что такое митоз и амитоз и каково их биологическое значение?
Как размножаются водоросли, бактерии, простейшие, цветковые растения, млекопитающие животные?
Что такое жизненный цикл клетки?
Для чего клетке нужна интерфаза и как она протекает?
Дайте характеристику фазам митоза.
Каково биологическое значение митоза?
В чем преимущество полового размножения над бесполым?

Выполните проверочную работу по уровням
Уровень А
Выберите один верный ответ.
1. Размножение – это процесс:
а) увеличения числа клеток;
б) воспроизведения себе подобных;
в) развития организмов в процессе эволюции;
г) изменения особи с момента рождения до ее смерти.
2. Выберите признак, характерный для митотического деления клетки:
а) при помощи него образуются сперматозоиды млекопитающих животных;
б) это деление характерно для некоторых клеток, образовавшихся в яичниках и семенниках;
в) в результате этого деления образуются диплоидные клетки;
г) в результате этого деления образуются гаплоидные клетки.
3. Оплодотворение – это процесс, в результате которого:
а) происходит слияние мужской и женских гамет;
б) не образуется зигота;
в) образуется гаплоидная клетка:
г) развиваются гаметы.
4. Бесполое размножение широко распространено в природе, так как оно способствует:
а) быстрому росту численности вида;
б) возникновению изменений у особей вида;
в) появлению внешней изменчивости;
г) приспособлению организмов к неблагоприятным условиям.
5. Обмен наследственной информацией происходит при:
а) почковании;
б) половом размножении;
в) митозе – непрямом делении клеток;
г) вегетативном размножении.
6. В анафазе митоза:
а) дочерние хромосомы расходятся;
б) формируется веретено деления;
в) происходит удвоение ДНК;
г) происходит разделение клеток.
7. При митозе спирализация (конденсация, уплотнение) хромосом происходит во время:
а) интерфазы;
б) профазы;
в) метафазы;
г) анафазы.
8. При вегетативном размножении дочерние особи развиваются из:
а) одной неспециализированной клетки;
б) одной специализированной клетки:
в) множества клеток одинакового происхождения;
г) множества клеток разного происхождения.
9. В интерфазе митоза происходит:
а) удвоение ДНК;
б) расхождение хромосом к полюсам клетки;
в) разделение цитоплазмы;
г) образование нитей веретена деления.
10. Амитоз – это…
а) прямое деление клеток надвое, не связанное с прохождением фаз;
б) процесс образования половых клеток;
в) деление соматических клеток эукариот с расхождением хромосом;
г) промежуток времени от момента возникновения клетки до ее гибели или последующего ее деления.

Уровень В
Каждому термину в левом столбике подберите соответствующую ему характеристику в правом столбике. Ответы запишите в таблицу на бланке № 1 (напротив цифр, обозначающих термин, проставьте буквы соответствующих характеристик).

1 – бесполое размножение;
2 – половое размножение;
3 – спорообразование;
4 – интерфаза;
5 – жизненный цикл клетки;
6 – метафаза;
7 – анафаза;
8 – амитоз;
9 – митоз;
10 – вегетативное размножение.

а) способ воспроизведения дочерних особей, который обеспечивается специализированными половыми клетками;
б) фаза митоза, во время которой центромеры делятся, однохроматидные хромосомы растягиваются нитями веретена деления к полюсам клетки;
в) способ бесполого размножения, при котором размножение происходит при помощи спор, специализированных клеток, образующихся в материнском организме;
г) способ деления непрямого клеток, связанный с расхождением гомологичных хромосом, характерен для соматических клеток всех эукариот, универсальный тип деления клеток;
д) фаза митоза, в которой нити веретена деления присоединяются к центромерам хромосом и двухроматидные хромосомы сосредоточиваются у экватора клетки;
е) способ бесполого размножения организмов отдельными органами, частями органов или тела;
ж) размножение, при котором воспроизведение себе подобных осуществляется с помощью соматических клеток;
и) совокупность процессов, протекающих в клетке с момента ее возникновения до гибели или последующего деления;
к) период подготовки клетки к делению, важнейшим событием которого является редупликация (удвоение количества) ДНК;
л) прямое деление клеток надвое, не связанное с прохождением фаз, сопровождается перетяжкой ядра.

Уровень С
Вставьте в текст пропущенные слова, записав ответы на бланке № 1.
1. Ядра соматических клеток содержат __________________ набор хромосом.
2. Первичная перетяжка хромосомы называется ____________.
3. Хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки во время _______________.

4. В митозе различают четыре фазы _________________, ___________, _____________ и ___________________.
5. Выберите один верный ответ.
Митоз не обеспечивает:
а) образования клеток кожи человека;
б) сохранения постоянного для вида числа хромосом;
в) генетического разнообразия видов;
д) бесполого размножения.
6. Выберите несколько правильных ответов на поставленный вопрос.
Какие сочетания плоидности и количества молекул ДНК возможны в различные фазы митоза?
а – 2n1с; б – 2n4с; с – 2n3с; г – 1n2с; д – 1n1с; е – 4n4с; ж – 2n2с.
7. Вспомните последовательность периодов жизненного цикла клетки и запишите соответствующие им буквы в нужном порядке:
а – митоз; б – постсинтетический период; в – синтетический период; г – пресинтетический период.
8. Вспомните последовательность событий, происходящих в процессе митоза, и запишите соответствующие буквы в нужном порядке: а – распределение хромосом у экватора клетки; б – деление цитоплазмы; в – спирализация и утолщение хромосом; г – расхождение хроматид к полюсам клетки; д – образование новых ядер.
9. В каких условиях может оказаться выгодным развитие яйцеклетки без оплодотворения? Приведите необходимые примеры.
10. Дайте развернутый письменный ответ.
Почему в процессе митоза хромосомы должны перейти в спирализованное состояние?

Поменяйтесь работами со своим партнером. Осуществите взаимопроверку по ключам.
Оцените работу своего партнера, поставив за каждый правильный ответ «+».
«5» – если ваш партнер набрал 10 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 9 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 8 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 8 «+».

Работайте вместе с классом.

















Работайте индивидуально, отмечая ответы на бланке № 1.






















































Работайте индивидуально, отмечая ответы на бланке № 1.





































Работайте индивидуально, отмечая ответы на бланке № 1.








































Будьте внимательны и объективны при оценивании партнера. При затруднении обращайтесь к учителю. Оценку поставьте на бланк № 1.

УЭ–2

Цель: углубить знания о митозе; совершенствовать практические навыки при выполнении лабораторной работы. Развивать логическое мышление при составлении синквейнов.

Выполните лабораторную работу: «Деление клетки. Митоз в клетках корешков лука»
Настройте микроскоп.
Рассмотрите готовый микропрепарат, по возможности найдите клетки на всех стадиях митоза.
Сравните изображение под микроскопом с рисунками в учебнике (рис. 5.21. на с. 171), сделайте вывод.
Сделайте в тетради схематичные рисунки стадий митоза.
Сформулируйте вывод о значении митоза. Подумайте, могут ли условия окружающей среды повлиять на процесс митоза? К каким последствиям для организма это может привести? Запишите свои ответы в тетрадь.
Составьте в тетради синквейны двух понятий: митоз и интерфаза.
Правила составления синквейна:
В синквейне 5 строк:
1 – понятие (одно слово);
2 – прилагательные (два слова);
3 – глаголы (три слова);
4 – предложение (из четырех слов);
5 – существительное (одно слово).
(Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.)
Пример
1 – клетка;
2 – маленькая, самостоятельная;
3 – живет, делится, растет;
4 – структурная, функциональная единица жизни;
5 – система.

Не забудьте записать в тетради дату, номер, тему, цель и оборудование лабораторной работы.
Работайте самостоятельно или в парах. Рисунки в тетради делайте карандашом, записи должны быть аккуратными.








Попробуйте составить синквейны сначала на черновике.

УЭ–3

Цель: изучить последовательность прохождения мейоза. Выявить особенности протекания этого процесса, сравнить между собой митоз и мейоз. Развивать навык самостоятельности при заполнении таблиц.

Прочитайте текст учебника на с. 202–207 или текст модуля и постарайтесь запомнить

Мейоз — это особый способ деления эукариотических клеток, в результате которого происходит переход клеток из диплоидного состояния в гаплоидное. Мейоз состоит из двух последовательных делений, которым предшествует однократная редупликация (удвоение) ДНК.
Первое мейотическое деление (мейоз I) называется редукционным, поскольку именно во время этого деления происходит уменьшение числа хромосом вдвое: из одной диплоидной клетки (2n4с) образуются две гаплоидные (1n2с).
Интерфаза 1 (в начале – 2n2с, в конце – 2n4с) – синтез и накопление веществ и энергии, необходимых для осуществления обоих делений, увеличение размеров клетки и числа органоидов, удвоение центриолей, редупликация ДНК, которая завершается в профазе 1.
Профаза 1 (2n4с) – демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, «исчезновение» ядрышек, конденсация двухроматидных хромосом, конъюгация гомологичных хромосом и кроссинговер. Конъюгация – процесс сближения и переплетения гомологичных хромосом. Пару конъюгирующих гомологичных хромосом называют бивалентом. Кроссинговер – процесс случайного обмена гомологичными участками между гомологичными хромосомами.
Профаза 1 подразделяется на стадии: лептотена (завершение репликации молекул ДНК), зиготена (конъюгация гомологичных хромосом, образование бивалентов), пахитена (кроссинговер, обмен участками, приводящий к перекомбинации генов), диплотена (выявление хиазм – точек перекрещивания конъюгирующих хромосом, в которых произошел обмен участками при кроссинговере, – это первый блок овогенеза у человека), диакинез (терминализация хиазм – смещение точек перекрещивания, мешающих дальнейшему расхождению, к концам конъюгирующих хромосом).
Метафаза 1 (2n4с) – выстраивание бивалентов в экваториальной плоскости клетки, прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом.
Анафаза 1 (2n4с) – случайное независимое расхождение двухроматидных хромосом к противоположным полюсам клетки (из каждой пары гомологичных хромосом одна хромосома отходит к одному полюсу, другая – к другому), в результате происходит перекомбинация хромосом.
Телофаза 1 (1n2с в каждой клетке) – образование ядерных мембран вокруг групп двухроматидных хромосом, деление цитоплазмы.
Второе мейотическое деление (мейоз II) называется эквационным.
Интерфаза 2 или интеркинез (1n2с), представляет собой короткий перерыв между первым и вторым мейотическими делениями, во время которого не происходит редуппликация ДНК. Характерна для животных клеток. У многих растений клетка из анафазы 1 сразу же переходит в профазу второго мейотического деления (профазу 2).
Профаза 2 (1n2с) – демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления.
Метафаза 2 (1n2с) – выстраивание двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки (метафазная пластинка), прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом (это второй блок овогенеза у человека).
Анафаза 2 (1n2с) – деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами), в результате происходит перекомбинация хромосом.
Телофаза 2 (1n1с в каждой части – будущей клетке) – деконденсация хромосом («распаковка» молекул ДНК), образование в каждой части вокруг группы хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия) с образованием двух, а в итоге обоих мейотических делений – четырех гаплоидных клеток (суммарно).
Биологическое значение мейоза. Мейоз является центральным событием гаметогенеза у животных и спорогенеза у растений. Являясь основой комбинативной изменчивости, мейоз обеспечивает генетическое разнообразие гамет.

Выполните следующее задание за 10 минут
Уровень А: заполните таблицу бланка № 2, используя материал модуля или учебника.
Уровень В: старайтесь заполнить таблицу на бланке № 2 по памяти; в случае затруднения обращайтесь к материалу модуля или учебника.
Уровень С: заполните таблицу на бланке № 2 по памяти.
Самостоятельно проверьте правильность заполнения таблицы по тексту модуля или ключам.

Оцените свою работу по следующим критериям:
«5» – всю таблицу заполнили верно;
«4» – всю таблицу заполнили правильно, но приходилось обращаться за подсказками (к учебнику или учителю) или допустили 1–2 неточности;
«3» - выполнили все задание, но допустили 2–3 ошибки, или не успели заполнить все (2–3 части);
«2» – почти ничего не смогли заполнить правильно или почти все перепутали;
«1» – вообще не выполнили задание, но такого быть не может!!!.






Развивайте навык точного запоминания информации.

















































































Заполняйте самостоятельно таблицу на бланке № 2, соответственно выбранному
уровню.
Если у вас возникают проблемы при заполнении таблицы, обращайтесь за помощью к учителю.
Оценку поставьте на бланк № 2.

УЭ–4

Цель: выявить особенности протекания митоза и мейоза, сравнить их между собой. Развивать навык самостоятельности при заполнении таблиц и выполнении тестовых заданий.

Ответьте устно на вопросы
Что такое митоз и мейоз?
В каких клетках проходят эти процессы?
Какой набор хромосом в соматических и какой – в половых клетках?
Сколько раз делятся исходные клетки при митозе и мейозе?
Сколько клеток образуется при митозе и мейозе?
Какой набор хромосом имеют клетки, образовавшиеся при митозе и мейозе?
Что такое интерфаза? Что происходит с клеткой в интерфазу? Как она проходит при митозе и мейозе?
Какие выстраиваются хромосомы у экватора в метафазе митоза? А в мейозе – при первом и втором делении?
Что такое конъюгация и кроссинговер и когда они проходят в клетке?
Каково биологическое значение митоза и мейоза?
Сравните митоз и мейоз, заполнив таблицу на бланке № 3. На заполнение таблицы вам дается 7 минут.

Правильность заполнения таблицы будет проверена при устном фронтальном опросе.

Выполните тестовое задание
Прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, истинно оно или ложно. Если утверждение истинно, то в бланк ответов № 4 напротив соответствующей цифры поставьте «+», если утверждение ложно, то поставьте «–».

1. Интерфаза – это период между двумя делениями клетки, во время которого происходит удвоение числа молекул ДНК.
2. В результате митоза образуются две дочерние гаплоидные клетки.
3. Митоз и мейоз имеют по одному делению, состоящему из профазы, метафазы, анафазы и телофазы.
4. Мейоз служит основой комбинативной изменчивости организмов.
5. Перед митозом и мейозом происходит самоудвоение молекул ДНК в хромосомах.
6. Конъюгация хромосом происходит в профазу митоза и мейоза.
7. В метафазе и митоза, и мейоза удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору клетки порознь.
8. Кроссинговер хромосом происходит в профазу 1 мейоза.
9. При мейозе между первым и вторым делением интерфаза отсутствует.
10. В результате митоза из одной материнской клетки может образоваться четыре и более дочерних клеток.
11. Мейоз состоит из двух делений, каждое из которых включает те же фазы, что и митоз: профазу, метафазу, анафазу и телофазу.
12. В результате митоза образуются две новые клетки с идентичными наборами хромосом, точно копирующими генетическую информацию материнской клетки.
13. При митозе конъюгации и кроссинговера не происходит.
14. Соматические клетки образуются в результате мейоза.
15. В первом делении мейоза количество хромосом уменьшается в два раза, а во втором – остается прежним.
Поменяйтесь работами со своим партнером.

Осуществите взаимопроверку по ключам. Оцените работу своего партнера, поставив за каждый правильный ответ «+».
«5» –- если ваш партнер набрал 15 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 13–14 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 11–12 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 11 «+».

Работайте вместе с классом.


















Заполняйте самостоятельно.

Работайте вместе с классом.


Работайте индивидуально.































Старайтесь быть внимательными и объективными при оценивании своего партнера. В случае затруднения обращайтесь к учителю. Оценку поставьте на бланк № 4.

УЭ–5

Цель: подведение итогов урока.
Прочитайте цель урока.
Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
Какие затруднения возникали у вас при работе на уроке? Почему?
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале (по средним результатам).
Выберите домашнее задание:
– если вы работали на уроке успешно и получили итоговую «5», то вы можете выполнить творческое задание: составить кроссворд, состоящий из 10 терминов по теме «Размножение организмов»;
– если на уроке вы иногда испытывали затруднения и получали оценки «4» и «5», то повторите параграф 6.2, а также выполните в тетради упражнение «Терминология» (стр. 211–212);
– если вы часто ошибались и получили оценку «2» или «3», то проработайте материал модуля еще раз.
Сдайте тетрадь с лабораторной работой на проверку учителю.


Работайте вместе с классом.

Итоговую оценку поставьте на бланках. Вклейте в тетрадь лист с бланками.





Самостоятельно.   

Модульная программа № 4. Размножение и развитие организмов

Урок 3–4. Мейоз. Сравнение митоза и мейоза

УРОВЕНЬ А/В

Бланк № 1 (УЭ–1). Мейоз

Ученик__________________ Класс___________ Дата____________________

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буквы ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+/–

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка_________________________________

Бланк № 2 (УЭ–3). Мейоз

Фаза мейоза,
набор хромосом
(n – хромосомы,
с – хроматиды)

Рисунок

Характеристика фазы, расположение хромосом

Профаза 1

 

Метафаза 1

 

Анафаза 1

 

Телофаза 1

 

Профаза 2

 

Метафаза 2

 

Анафаза 2

 

Телофаза 2

Всего

 

Бланк № 3 (УЭ–3). Сравнение митоза и мейоза

Сравнение

Митоз

Мейоз

Сходство

1.

2.

Различия

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

Бланк № 4 (УЭ–4). Сравнение митоза и мейоза

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+/–

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка ____________________

Итоговая оценка _________________

Ученик__________________ Класс___________ Дата____________________

Бланк № 1 (УЭ–1)

УРОВЕНЬ С

Ответ

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.

 

Бланк № 2 (УЭ–3). Мейоз

Фаза мейоза,
набор хромосом
(n - хромосомы,
с - хроматиды)

Рисунок

Характеристика фазы, расположение хромосом

Профаза 1

 

Метафаза 1

 

Анафаза 1

 

Телофаза 1

 

Профаза 2

 

Метафаза 2

 

Анафаза 2

 

Телофаза 2

Всего

 

Бланк № 3 (УЭ-3). Сравнение митоза и мейоза

Сравнение

Митоз

Мейоз

Сходство

1.

2.

Различия

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

Бланк № 4 (УЭ4). Сравнение митоза и мейоза

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+/–

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка ____________________

Итоговая оценка _________________

КЛЮЧ

Ученик__________________ Класс___________ Дата____________________

Бланк № 1 (УЭ–1)

Уровень А

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буквы ответов

б

в

а

а

б

а

б

в

а

а

Уровень В

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буквы ответов

ж

а

в

к

и

д

б

л

г

е

Уровень С

Ответ

1.

диплоидный

2.

центромерой

3.

метафазы

4.

профазу, метафазу, анафазу и телофазу

5.

«в» (генетического разнообразия видов)

6.

«б» и «ж»

7.

г ––> в ––> б ––> а 

8.

в ––> а ––> г ––> д ––> б 

9.

Развитие яйцеклетки без оплодотворения может оказаться выгодным, если у данного организма мало шансов встретить особь противоположного пола или, при необходимости, резко увеличить число потомков в кратчайшие сроки.

10.

Хромосомы в процессе митоза (профаза) должны перейти в компактное спирализованное состояние, потому что в таком виде они смогут, не мешая друг другу, перемещаться внутри клетки, располагаться по ее экватору и расходиться потом к разным полюсам.

Бланк № 2 (УЭ–3). Мейоз

Фаза мейоза,
набор хромосом
(n - хромосомы,
с - хроматиды)

Рисунок

Характеристика фазы, расположение хромосом

Профаза 1
2n4c

Демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, «исчезновение» ядрышек, конденсация двухроматидных хромосом, конъюгация гомологичных хромосом и кроссинговер.   

Метафаза 1
2n4c

Выстраивание бивалентов в экваториальной плоскости клетки, прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом.

Анафаза 1
2n4c

Случайное независимое расхождение двухроматидных хромосом к противоположным полюсам клетки (из каждой пары гомологичных хромосом одна хромосома отходит к одному полюсу, другая – к другому), перекомбинация хромосом.

Телофаза 1
в обеих клетках по 1n2c

Образование ядерных мембран вокруг групп двухроматидных хромосом, деление цитоплазмы.

Профаза 2
1n2c

Демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления.

Метафаза 2
1n2c

Выстраивание двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки (метафазная пластинка), прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом.

Анафаза 2
1n2c

Деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами), перекомбинация хромосом.

Телофаза 2
в обеих клетках по 1n1c

Всего
4 по 1n2c

Деконденсация хромосом, образование вокруг каждой группы хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия) с образованием двух, а в итоге обоих мейотических делений – четырех гаплоидных клеток.

Бланк № 3 (УЭ–4). Сравнение митоза и мейоза

Сравнение

Митоз

Мейоз

Сходство

1.Имеют одинаковые фазы деления.

2.Перед митозом и мейозом происходит самоудвоение молекул ДНК в хромосомах (редупликация) и спирализация хромосом.

Различия

1. Одно деление.

1. Два последовательных деления.

2. В метафазе по экватору выстра-
иваются все удвоенные хромосомы
раздельно.

2. Гомологичные удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору парами (бивалентами).

3. Нет конъюгации

3. Есть конъюгация

4. Удвоение молекул ДНК происходит в интерфазе, разделяющий два деления.

4. Между первым и вторым делением нет интерфазы и не происходит удвоения молекул ДНК.

5. Образуются две диплоидные     
клетки (соматические клетки).

5. Образуются четыре гаплоидные клетки (половые клетки).

Бланк № 4 (УЭ-4). Сравнение митоза и мейоза

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru