Экологический центр

ДЕТСКИЕ РАБОТЫ

Дмитрий ФЕДОРОВ

Я давно хотел съездить в Экоцентр. Поездки туда время от времени организовывали наши учителя по биологии и географии. Но все как-то не получалось.

Экологический центр – это учебное заведение, в котором преподают ботанику, зоологию, водную экологию и ландшафтоведение сверх школьной программы. И интересные практические занятия.

Нас было человек тридцать – ученики разных классов, с 6-го по 9-й. Мы сели в два маршрутных такси и часа через полтора были на месте. Выйдя из «маршруток», решили, что находимся в лесу, но, обернувшись, увидели забор и железную дверь с надписью «Осторожно, злая собака». Только мы собрались постучать, как дверь открылась, и выглянувший мужчина поздоровался с нами и проводил к небольшому деревянному домику. В этом доме мы и прожили все три дня.

В домике нас встретил начальник Экологического центра. Он рассказал о правилах поведения в самом Центре и его окрестностях. Неподалеку, пояснил он, находится водохранилище, снабжающее Москву водой, и подходить к нему ближе, чем на 50 м, нельзя.

В 12 часов мы начали изучение зоологии и ботаники. Нашего учителя звали Владимир Юрьевич. Он зоолог, ботаник и водный эколог. На его занятиях мы узнали много интересного, такого, о чем в школе нам не рассказывали. Например, о двойном использовании пищи. (Это когда зайцы едят свой помет.) Или что в голодный год белки едят ветки сосны, а землеройка может съесть полевку, если они вместе окажутся в замкнутом пространстве.

После обеда мы пошли в лес. Рассматривали различные растения, а потом наткнулись на стоянку зайца, который несколько часов назад питался ветками. Он срезал их зубами очень ровно, как ножницами. Владимир Юрьевич собрал образцы растений, а также ветки, которые грыз заяц.

Вернувшись в лабораторию, мы стали рассматривать наши находки. После ужина и небольшого отдыха мы пошли спать. Так закончился первый день.

На следующий день мы проснулись в 8 часов. После зарядки и завтрака отправились в лабораторию. На этот раз Владимир Юрьевич объяснял нам теоретические основы водной экологии. Мы узнали, что простейшие могут достигать в длину 3 мм. Что если гидру разрезать на две части, то вырастут две гидры. Или что моллюск всегда пытается избавиться от инородных тел (песчинок), попадающих в раковину. При этом он окутывает их перламутром, который находится на внутренних стенках раковины. Так образуется жемчуг. Мы узнали также много других интересных фактов из жизни дикой природы.

Затем Владимир Юрьевич рассказал нам о водном маршруте, на котором мы должны были сделать три остановки, и мы двинулись в путь.

Первая остановка – ручей Канальный. К сожалению, уровень воды в ручье был мал, и мы нашли только несколько особей насекомых. Следующие две остановки – на реке Клязьма. Вот там насекомых было много.

После обеда занятия продолжились. С помощью специального прибора – бинокуляра мы изучали пойманных насекомых. Это было очень интересно, так как каждое насекомое имеет довольно сложное строение. Мы даже зарисовали всех насекомых в тетради. Рисовать их было непросто, поскольку они никак не желали спокойно сидеть в банке с водой и позировать, а все время плавали. Девочки за соседним столом постоянно кричали: «Он убежал! Он убежал! Ловите его!»

После занятий и ужина я с мальчиками пошел играть в футбол. В этот вечер мы долго не могли уснуть, обмениваясь впечатлениями.

На третий день в 9 часов, после завтрака, мы уже были в лаборатории. Времени на изучение ландшафтоведения оставалось не очень много, так как в 3 часа дня нам уже надо было уезжать в Москву. Так что через полчаса мы были уже в лесу. Нам раздали компасы и карты с нарисованным маршрутом, разбили на три группы и дали задание: найти 10 деревьев, на которых повесили таблички с разными словами. Первые восемь деревьев мы нашли без труда, а девятое и десятое деревья пришлось искать около 20 минут. Сложив слова в предложение, мы получили: «Проведя глазомерную съемку местности, Пятачок и Винни-Пух легко нашли ужасного слонопотама».

В два часа дня мы вернулись в Экоцентр. Нам раздали специальные сертификаты, удостоверяющие, что мы получили основы знаний по экологии. После обеда мы отправились домой, в Москву.

Поездка мне очень понравилась. Я узнал много нового. Я обязательно съезжу туда еще раз, если представится такая возможность.