Экологическое фотографирование: с чего начать?

КОПИЛКА ОПЫТА

В.Д. ИЛЬИЧЕВ

Окончание. См. № 5/2005

Экологическое фотографирование:
с чего начать?

Мы надеемся, что, познакомившись с предыдущим очерком, читатель приобрел самые необходимые навыки фотографирования с помощью своей «мыльницы». Но этих навыков не всегда достаточно. Поэтому постараемся сообщить дополнительные сведения, которые дадут возможность более эффективно использовать «мыльницу» применительно к экологическим задачам. Тогда приобретенные ранее практические навыки позволят начинающему фотографу многие задачи решить самостоятельно. Начнем с основных понятий.

Важным правилом экологического фотографирования является единственностъ сюжета. Это значит, что каждое фотоизображение должно основываться на одном главном сюжете и, проводя съемку, фотограф должен исходить из какой-то одной базовой идеи, реализуя ее в этом сюжете.

Когда это правило нарушается и несколько идей сложно переплетается между собой, сюжет перестает существовать как единое целое. Глаз зрителя перебегает с одного сюжета на другой не в состоянии зацепиться за то главное, основное, что хотел сказать своим снимком фотограф.

Если для фотохудожников, работающих в традиционной манере, и художников-авангардистов это правило может и нарушаться (хотя бы изредка), то для экофотографа (экографа) отступление от этого правила приводит к разрушению идеи, фокусирующей внимание зрителя на главном экологическом объекте.

В одном случае это может быть бездомная собака с потухшими глазами, взъерошенная, со свалявшейся шерстью и опущенным хвостом, в другом – воркующий голубь, распускающий хвост перед своей дамой (экообъект составляют обе птицы), в третьем – главным объектом может быть бабочка-адмирал, присевшая на залитый сладким соком ствол яблони. Таким объектом могут быть и муравьи, тянущие в свой муравейник зеленую гусеницу листовертки и т.д.

Во всех этих случаях специальные фотографические приемы позволяют выявить и акцентировать внимание зрителя на главном объекте. Это не означает, что из поля зрения выводятся другие экологически значимые, но кажущиеся на первый взгляд второстепенными детали. Например, в случае с бабочкой – поверхность коры, блестящей от сладкого сока, а в случае с гусеницей – муравьи, бегающие по поверхности муравейника, продырявленной их многочисленными ходами и т.д. Хотя главным объектом в первом случае является бабочка, а во втором – гусеница листовертки, но, лишая главный объект этих дополнений, мы как бы обедняем сюжет, делая ситуацию непонятной для зрителя.

Надо отметить, что эти детали, хотя и рассматриваемые нами здесь как второстепенные, никоим образом не должны быть нерезкими или трудно различимыми, поскольку они и сами по себе несут определенные смысловые нагрузки. Например, поверхность коры, залитая соком, должна во всех случаях оставаться узнаваемой, точно так же, как и засыпанная хвоей поверхность муравейника. Эти и подобные им детали, дополняющие главный сюжет, являются верными помощниками фотографа-эколога, и он не должен ими пренебрегать.

Конечно, если фотограф ставит перед собой преимущественно художественные задачи, он может, используя возможности камеры (соответствующей модели), сделать эти детали нерезкими. Но тем самым изображение потеряет экологическую документальность, что сделает сюжет, как и весь снимок, малополезным в экологическом отношении.

В работе начинающего фотографа, снимающего экологические объекты, трудностей возникает множество. Чтобы их было меньше, надо руководствоваться еще одним важным правилом: стараться делать узнаваемыми фрагменты, связанные с главным объектом. Только тогда «второстепенные» детали в его окружении приобретут документальную достоверность.

Следует отметить, что для съемок описанных выше сюжетов с бабочкой и муравьями «мыльница» без автофокуса мало пригодна. В этом случае необходима «мыльница» с зумм-объективом, который специально предназначен для таких целей (о них мы расскажем в одном из следующих очерков). Но даже в пределах возможностей простой «мыльницы» можно манипулировать с фрагментами фотоизображения, например «перемещая» их на задний план за счет глубины резкости. При этом, однако, никогда не упускайте из виду экологическую документальность. Конечно, это может ухудшить художественное впечатление, но не повредит экологической достоверности. Хотя у «мыльниц» начального класса глубина резкости достаточно велика и чаще приходится заботиться об изображении близко расположенных к камере объектов, все же композиционные решения и приемы, если умело ими пользоваться, улучшат изобразительную сторону.

Наша «мыльница» не имеет таких возможностей манипулирования с глубиной резкости, как зеркальные камеры или зуммированные «мыльницы», но некоторые приемы позволяют использовать и ее. Фотограф в простейшем случае может приблизиться или удалиться от главного объекта (или удалить сам объект), приблизить или удалить задние планы. Освещенность, зависящая от положения солнца, облачности, времени суток и т.д., также может акцентировать внимание на заднем плане или ослабить его. В реальной работе довольно часто встречаются ситуации, когда необходимо выявлять и подчеркивать именно задний план, поскольку он сам по себе несет важную экологическую нагрузку.

Так, например, фотографируя курицу с маленькими цыплятами, важно показать позу матери, увидевшей собаку и призывающей цыплят срочно прятаться под защиту куста. Выводок в этом случае следует рассматривать как главный сюжет съемки. Для фотографа представляет интерес и беспокойно кричащая клуша, и бегущие к ней цыплята. На эти объекты и следует ориентироваться оператору.

Ну, а как быть с двумя другими объектами – приближающейся собакой и раскидистым кустом, под который стремится спрятаться выводок? Если в вашем распоряжении зеркальная камера, то вы можете акцентировать внимание на главном объекте, сделав менее резкими собаку и куст. На практике это означает, что вы при съемке наводите резкость именно на курицу с цыплятами, а не на собаку или куст.

Однако, если в ваших руках неавтофокусная «мыльница», резкость в кадре будет по всему полю изображения (во всяком случае, должно так быть). И тогда вы уже должны манипулировать фотографическим пространством, помещая курицу с цыплятами ближе к центру снимка, чтобы они оказались резкими.

Резкими, хотя и в меньшей степени, будут также изображения собаки и куста, расположенные на периферии снимка. Конечно, эти фрагменты снимка можно «разместить» и на значительном удалении от главного объекта, но ведь вы ставите перед собой экологические задачи, и, следовательно, вам желательно знать возраст и породу собаки, понять ее намерения (например, степень агрессивности), «нацеленность» на главный объект и т.д. Что касается куста, то важно определить по листьям и цветкам вид, возраст, загущенность и т.д. Следовательно, придется дождаться такой ситуации, когда расстояние между подбегающей собакой, выводком и кустом уменьшится настолько, чтобы на фотографии все это выглядело единой композицией, но все необходимые детали, о которых мы говорили выше, были узнаваемыми.

Таким образом, на каждой фотографии желательно присутствие сюжетно-важного экологического «центра», в непосредственной близости от которого расположены экологически связанные с ним объекты. В какой-то степени это реализует важное и широко используемое современными экологами правило системности, которое предполагает взаимосвязанность экологических объектов и событий внутри природной экосистемы.

Это вовсе не означает, что такие композиции встречаются в природе в готовом виде. Они попадают в объектив после долгих поисков и усилий, предпринимаемых экофотографом. Выявление и фотографирование таких экокомпозиций представляет собой творческий процесс, и его успешность зависит не только от фотографического опыта, но и от экологических знаний. Если съемку проводит эколог-фотограф, обладающий определенными навыками, то полученная фотография становится значимой для научных и учебных целей. Добиться этого бывает непросто, но подобную перспективу всегда следует держать в голове молодому человеку, интересующемуся одновременно и экологией, и фотографией.

Имея дело с экологическими объектами, фотограф так или иначе решает проблему «вертикаль–горизонталь». Особенно часто этим приходится заниматься, когда фотографируешь пейзажи, луга, поля, реки, архитектурные памятники и сооружения, большие водные пространства и т.д. При этом важно учитывать, что малейшее отклонение от вертикальной или горизонтальной линии без труда определяется глазом зрителя и вносит элемент недостоверности (кроме, конечно, специальных случаев).

Любительский снимок, на котором стена дома, ствол дерева или мост неестественно наклонены, сразу же вызывает недоверие к снимку и оператору. Такое же плохое впечатление производят снимки, в которых неестественно выгнуты панорамы мостов. К счастью, эти недостатки съемки легко исправимы, и по мере того, как фотограф приобретает опыт, таких ошибок у него становится все меньше и меньше.

Совет в этом случае прост. Прежде всего, просматривая в объектив сюжетное пространство, надо отыскать вертикали (или горизонтали) и по ним установить края изобразительной рамки. Такими вертикалями могут служить углы высоких зданий, телеграфные столбы, опоры электросети, дороги, тротуары, капитальные заборы и т.д.

В некоторых случаях допускается отклонение индустриально-техногенных объектов от горизонтали или вертикали, но только тогда, когда оно обусловлено определенными факторами. Например, такую антропогенную идею может нести покосившийся электрический столб на деревенской улице, обвалившийся мост через овраг или небольшую речку, деревья, склоняющиеся под ветром, и т.д.

Эколог часто имеет дело с экологическими объектами, которые по своей длине или протяженности выходят за пределы рамок видоискателя. Конечно, можно выйти из положения, используя известное правило «ближе–дальше». В противном случае придется задирать объектив вверх или опускать его вниз, получая снимки, на которых деревья и здания будут валиться на вас или падать в противоположном направлении. Конечно, это можно использовать и в качестве фотографического приема, например для иллюстрации непрерывного роста городов с огромными зданиями или облесения ландшафта.

При проведении ландшафтной съемки с помощью «мыльницы» удобно использовать легкий и устойчивый штатив, который можно купить в фотомагазине. И хотя он будет стоить примерно вдвое дороже самой «мыльницы», все затраты окупятся, особенно если предстоит фотографировать крупномасштабный экологический объект.

С помощью такого штатива вы можете отснять серию снимков таким образом, чтобы края видоискателя каждый раз смещались на один кадр, как бы продолжая друг друга. Если штатив устойчив, вращающаяся головка надежна и не имеет люфта, а вы обладаете терпением, то можно получить хорошую сходимость изображений, и снимки создадут многозвенную панораму с почти неразличимыми швами. Эту процедуру можно использовать при съемках ландшафтных панорам, городских пейзажей, высотных зданий, речных долин и т.д.

При панорамной съемке важную роль играют и такие качества штатива, как небольшая масса, быстрая раскрываемость, устойчивость, хорошая управляемость.

При съемке лесных, луговых и полевых сюжетов фотограф одновременно должен снимать и растения, и среду их обитания. Если вы используете «мыльницу», приходится «наращивать» кадр с помощью панорамной методики, о которой говорилось выше, причем делать это как по вертикали, так и по горизонтали, снимая не менее четырех кадров по каждому сюжету. Иногда число кадров приходится увеличивать, особенно при подробных и масштабных съемках луговой, полевой и лесной растительности, а также опушек, окраин болот, речных пойм и т.д. Панорамные снимки значительных участков территории в дальнейшем, при камеральной обработке, сопоставляются с дневниковыми записями, что дает более полное представление о том, как их компоновать и обрабатывать.

Панорамные снимки, сделанные «мыльницей», могут служить существенным подспорьем в экологической экспертизе, свидетельствуя, в частности, о незаконной потраве пашни скотом, вырубке леса, складировании мусора в неположенных местах и других действиях, уголовно или административно наказуемых.

К сожалению, недостаток места не позволил нам рассказать о других аспектах экологического фотографирования. Заинтересованным читателям можно рекомендовать ознакомиться с книгой И.Лысова «Самоучитель по современной фотографии. Самостоятельно от азов к мастерству» (М.: АДТ, 2000).

Примечание. В некоторых случаях при съемке «мыльницами» появляется эффект «красных глаз». Это происходит из-за отражения от глазного дна красного света, проходящего через широко раскрытый зрачок. Для борьбы с «красноглазием» используйте пленку с высокой чувствительностью (лучше всего 400). Непосредственно перед спуском затвора попросите портретируемого посмотреть на лампочку или белый лист бумаги. Если же «красноглазие» на фотографии все же проявилось, отретушируйте зрачки специальным фломастером, который продается в фотомагазинах.

Фото автора и С.Мельниковой

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru