Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №6/2005

Я ИДУ НА УРОК

О.В. ПЕТУНИН,
учитель биологии с.ш. № 32,
г. Прокопьевск, Кемеровская обл.

Продолжение. См. № 34, 35, 36, 37, 38/2004, № 5/2005

Динамика процессов ВНД

Уроки по теме: «Физиология высшей нервной деятельности»

6. Современные представления о природе сна. Еще многое не ясно, однако современные успехи изучения сна все больше раскрывают сложный нейрогуморальный механизм его возникновения и развития. Основным в картине сна является потеря связи с внешним миром в результате затормаживания процессов деятельности высших отделов мозга. Такое торможение возникает и развивается в связи с многими обстоятельствами, среди которых важную роль играет суточная смена благоприятных и неблагоприятных условий существования, что обусловливает соответствующую периодичность всех функций организма. Поэтому на определенное время суток и обстановку отхода ко сну в высших отделах мозга развивается условное торможение. Оно суммируется с безусловным торможением защитной неподвижности как компонентом инстинктивного поведения. К нему добавляется охранительное торможение, которое зависит от степени утомления корковых клеток во время дневной активности. В то же время эндокринно-метаболические сдвиги, характерные для данного времени суток, изменяют соответствующим образом функциональное состояние нервных механизмов мозга. Такое действие оказывают главным образом гормоны гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, а также медиаторы и другие биологически активные вещества.

Таким образом, физиология сна включает в себя взаимодействие нервных и гуморальных механизмов.

Сновидения

Сновидения – это сложные психические явления, которые основываются на пережитых ранее впечатлениях, вступающих теперь в разнообразные, иногда нелепые или фантастические сочетания.

Сновидения присущи не только человеку, но и высшим животным. Сновидения медленного сна представляют собой мыслеподобные переживания, а сновидения быстрого сна объединены связным сюжетом, часто фантастичны и эмоциональны.

Общепринятой теории сновидений нет. Больше известно о причинах сновидений при неглубоком сне. Такими причинами могут быть:

  • слабые раздражения, связанные с органическими нарушениями (у человека начинает заболевать горло, вполне возможно, что ему приснится сон с удушением);

  • тормозные раздражители. К ним относятся желаемые, но совершенно невероятные события, вполне реальные опасения, возбуждающие в нас тревогу, неприятные факты, о которых хотелось бы забыть (человеку, пережившему автомобильную катастрофу, часто будут сниться столкновения машин);

  • события, тревожащие человека подсознательно (сын, беспокоящийся о живущей в другом городе больной матери, видит сон, что она умерла и потом узнает, что это действительно случилось).

Сновидения быстрого сна связаны с обработкой информации, полученной днем, или какой-то другой важной, но еще не изученной до конца функцией.

Вы уже знаете, что во время сна мозг активно работает. При этом могут возникнуть такие сочетания полученных ранее впечатлений, которые помогут человеку успешно решить стоящую перед ним задачу. Нередко во сне приходит решение дневных проблем. Отсюда в народе закрепилась поговорка «Утро вечера мудренее». Отражением творческого процесса в деятельности мозга и являются сновидения. Известно немало примеров, когда решение житейской или научной задачи приходило на ум не днем, а ночью, в сновидениях. Д.И. Менделеев утверждал, что окончательно периодическая система элементов сложилась у него, когда он спал.

Гигиена сна

Расстройство сна – одно из наиболее характерных проявлений поломки биологических часов, т.е. нарушения ритма функционирования различных органов и их систем. Расстройства сна проявляются в затруднении засыпания, неглубоком поверхностном сне с частыми пробуждениями и раннем просыпании.

Одно из наиболее распространенных расстройств сна – бессонница. Она обычно возникает в результате нервного переутомления, длительной напряженной умственной работы, волнений, шумных игр или чтения перед сном. Употребление спиртных напитков и курение вызывает серьезные расстройства сна. Ошибочно надеяться, что применение снотворных средств излечит от бессонницы. Самое лучшее средство от бессонницы – это правильный режим труда и отдыха, прогулки на свежем воздухе и регулярная физическая работа.

Чтобы обеспечить нормальный спокойный сон, нужно выполнять ряд очень простых правил.

1. Приучите себя ложиться спать в определенные часы – тогда сон приходит легко и быстро.

2. Старайтесь не есть и не пить много на ночь. Нередкой причиной беспокойного сна может быть переполненный желудок. Недаром А.С. Пушкин писал: «Не ужинать – святой тому закон, кому всего дороже легкий сон».

3. Непосредственно перед сном не занимайтесь напряженной умственной работой – в этом случае сон не принесет вам ожидаемого отдыха, и вы проснетесь разбитым и усталым. Перед сном полезны прогулки, привычный легкий физический труд. Поэтому не следует откладывать приготовление уроков на поздние часы. Работу над уроками нужно прекращать за 1,5–2 ч до сна.

4. Создайте вокруг себя спокойную обстановку (выключите свет, радио, телевизор). Это хорошо настраивает мозг на ночной отдых. Чем меньше посторонних раздражителей, тем легче заснуть. Спите обязательно в хорошо проветренной комнате, а еще лучше при открытой форточке. Одеяло должно быть легким, но достаточно теплым. Не закрывайте лицо одеялом и подушкой и не укрывайтесь слишком тепло. Ночное белье должно быть свободным, удобным, подушка не слишком высокой.

Эти несложные правила помогут вам быстро засыпать, и сон ваш будет глубоким и полноценным. Приучив себя к определенному режиму, вы сможете избежать пустых трат времени, быстрого утомления и изнашивания организма.

III. Закрепление знаний

Обобщающая беседа по ходу изучения нового материала.

IV. Домашнее задание

Изучить параграф учебника (сон у человека и его физиологическое значение, стадии сна и их характеристика, теории сна, сновидения, гигиена сна).

Подготовиться к терминологическому диктанту, повторив определения следующих понятий: бессонница, быстрый сон, доминанта, индукция, иррадиация возбуждения, иррадиация торможения, концентрация возбуждения, концентрация торможения, медленный сон, отрицательная индукция, положительная индукция, сновидения, сон, электроэнцефалограмма.

Повторить материал раздела «Динамика процессов ВНД», приготовиться к обобщению знаний.

Урок 6. Обобщение знаний раздела «Динамика процессов ВНД»

Оборудование: таблицы, схемы и рисунки, иллюстрирующие процессы иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, стадии сна.

ХОД УРОКА

I. Проверка и обобщение знаний

Устная проверка знаний по вопросам

1. Сон человека и его физиологическое значение.
2. Стадии сна и их характеристика.
3. Основные теории сна и современные представления о природе сна.
4. Гигиена сна.

Решение физиологических задач (фронтальная работа)

1. Объясните высказывание И.М. Сеченова: «Сновидение – это небывалые комбинации бывалых впечатлений».
2. Сравните между собой периоды быстрого и медленного сна. Каковы признаки (физиологические) быстрого и медленного сна?
3. Почему сон называют активным психофизиологическим процессом?
4. Сон имеет охранительное значение для организма. Как вы это понимаете?

Тестовая проверка знаний

Выбрать правильные суждения и их номера записать в тетрадь.

Вариант 1

1. При помощи метода энцефалоскопии изучаются движения нервных процессов в коре больших полушарий мозга.
2. Процесс, в ходе которого возбуждение вызывает торможение, называется положительной индукцией.
3. Сновидения медленного сна связаны с обработкой информации, полученной днем.
4. Распространение нервного процесса из очага его возникновения называется индукцией.
5. Ретикулярная формация является центром сна.
6. При концентрации торможения этот нервный процесс сосредоточивается в месте своего возникновения.
7. К периоду парадоксального сна относятся стадии Е и Р.
8. Сон имеет большое значение в упорядочении процессов обработки и хранения информации.
9. Благодаря доминанте человек может концентрировать свое внимание
10. Быстрый сон характеризуется урежением дыхания, пульса, расслаблением мускулатуры.

Вариант 2

1. Иррадиация торможения делает условный рефлекс генерализованным.
2. Процесс иррадиации торможения проходит быстрее процесса концентрации торможения.
3. Явление, при котором процесс торможения порождает процесс возбуждения, называется отрицательной индукцией.
4. По Павлову, сон – это внутреннее торможение условных рефлексов.
5. Человек проводит во сне треть своей жизни.
6. Свойство каждого из основных нервных процессов вызывать вокруг себя и после себя противоположный процесс называется иррадиацией.
7. Учение о доминанте было создано И.П. Павловым.
8. Стадия сна С называется стадией сонливости.
9. К периоду медленного сна относятся стадии D и Е.
10. В период быстрого сна в энцефалограмме появляются волны характерные для бодрствующего человека.

Ответы. Вариант 1– 1; 6; 8; 9. Вариант 2– 3; 4; 5; 9; 10.

Терминологический диктант

Учитель по вариантам диктует термины, а учащиеся дают им определение в тетради.

Вариант 1

Отрицательна индукция; иррадиация возбуждения; доминанта; сновидения; концентрация торможения; быстрый сон; индукция.

Вариант 2

Иррадиация торможения; медленный сон; электроэнцефалограмма; концентрация возбуждения; сон; положительная индукция; бессонница.

II. Домашнее задание

Подготовка к зачету и контрольной работе (продиктовать вопросы зачета – смотри урок 7).

Урок 7. Зачетный урок по разделу «Динамика процессов ВНД»

ХОД УРОКА

I. Проведение устного зачета по вопросам

1. Динамика нервных процессов в сети нейронов.
2. Иррадиация торможения.
3. Концентрация торможения.
4. Скорость иррадиации и концентрации торможения.
5. Иррадиация и концентрация возбуждения.
6. Положительная индукция нервных процессов.
7. Отрицательная индукция нервных процессов.
8. Доминанта и ее роль в психических процессах.
9. Функциональная мозаика в высших отделах нервной системы.
10. Сон человека и его функциональное значение.
11. Характеристика стадий сна человека.
12. Теории гипнотоксинов, центров сна и условного торможения.
13. Теории дифферентации сенсорных систем и неспецифических регуляторов сна и бодрствования.
14. Современные представления о природе сна.
15. Сновидения и их природа.
16. Гигиена сна.

II. Домашнее задание

Продолжить подготовку к контрольной работе по разделу «Динамика процессов ВНД».

Урок 8. Контрольный урок по разделу «Динамика процессов ВНД»

ХОД УРОКА

I. Проведение письменной контрольной работы

Вариант 1

1. Как связаны между собой процессы возбуждения и торможения?
2. Как регулируются сон и бодрствование?
3. Что такое доминанта и как она проявляется?
4. Ребенок, который учится играть на пианино, первое время играет не только руками, но и «помогает» себе головой, ногами и даже языком. Каков механизм этого явления?

Вариант 2

1. Приведите примеры проявления закона взаимной индукции возбуждения и торможения.
2. Как изменяются функции организма во время сна?
3. Каково значение периодов сна для психической деятельности во время бодрствования?
4. Известный физиолог академик А.А. Ухтомский писал в одной из своих работ: «Возбуждение – это дикий камень, ожидающий скульптора». Как называется «скульптор», шлифующий процесс возбуждения?

От редакции: раздел «Познавательные процессы у человека» (следующий, согласно тематическому плану, за разделом «Динамика процессов ВНД» по теме «Физиология высшей нервной деятельности» будет опубликован в виде брошюры (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология», Выпуск 3), которую бесплатно получат все подписчики нашей газеты. Раздел «Типология ВНД» печатается ниже.

 

Рейтинг@Mail.ru