КОПИЛКА ОПЫТА

Н.В. ЗУЕВА,
учитель с.ш. № 40, г. Ростов-на-Дону

Моделирование и опыт применения технологий ЛОО на уроках биологии

Qui non proficit – deficit.
Кто не движется вперед – отстает (лат.)

Использование современных образовательных технологий в системе личностно-ориентированного образования (ЛОО) позволяет повысить эффективность образовательного процесса, обеспечить высокую устойчивость знаний.

В современных условиях внимание учителей, преподающих основы естествознания, направлены на развитие:

  • образовательной подготовки учащихся (системы их знаний, специальных и общеучебных умений и навыков);

  • воспитанности (основ мировоззрения, мотивации, опыта деятельности, общения, социальных навыков, устойчивых качеств личности, основ самовоспитания);

  • психических функций (интеллекта, эмоциональности, воли, психомоторики);

  • креативности, творческих способностей личности;

  • здоровья, здорового образа жизни (профилактики и, по возможности, коррекции психических и телесных недугов).

Для повышения эффективности образовательного процесса в своей методической работе я использую различные дидактические средства. При этом образовательный процесс должен быть ориентирован на личностные характеристики учащихся. Принцип работы может быть продемонстрирован на примере изучения классификации растений в 6-м классе.

Тема урока: «Класс Двудольные. Семейство Розоцветные»

Цели урока:

– установление связей понятий систематики (вид, род, класс) с морфологическими понятиями (корневая система, лист и др.);
– овладение умением описывать растения;
– овладение умением вести диалог по обсуждаемым вопросам;
– междисциплинарный перенос знаний;
– формирование эмоционального отношения к живой природе, способствующего осознанию последствий влияния хозяйственной деятельности человека на природу.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: гербарий «Основные отделы растений»; коллекция плодов; таблица «Семейство Розоцветные»; раздаточный материал для выполнения лабораторной работы (побеги вишни, яблони, черешни, их плоды); репродукции японских гравюр; глобус; изображение японского кимоно, веера, ветки вишни; препарат «Ревит».

ХОД УРОКА

I. Вводное слово учителя. По древнеславянскому поверью, каждую весну Ярило – бог Солнца и Плодородия – пробуждается от долгою сна, садится на коней своих – сизые тучи – и хлещет золотой вожжой Мать Сыру Землю. Мать Земля от того просыпается, молодеет, красит лицо свое цветами и злаками, пышет силой, здоровьем. Все оживает – и поля, и луга, и рощи, и дремучие леса. Ликует всё живое на земле. И всюду, где ступит нога Ярилы, несеяный хлеб прорастает, земля цветочным ковром покрывается... Вот так будто бы появились на земле цветы. (Звучит тихая музыка.)

II. Организационная часть. Учащимся сообщается тема урока, его цели и предполагаемые результаты.

III. Актуализация познавательной деятельности учащихся. Проверка качества усвоения материала о систематике (вариативное повторение учебного материала с использованием опорной схемы (ОС) и гербария).

Опорная схема. Основы систематики растений

СИСТЕМАТИКА
500 тыс.
Карл Линней

Вид
Род
Семейство
Порядок
Класс
Отдел
Царство

тополь пирамидальный
тополь
ивовые
ивоцветные
двудольные
покрытосеменные
растения

1. Работа с терминами: систематика, классификация, вид, сорт.
2. Классификация двух видов растений (капуста огородная, клевер луговой).
3. Распределение предложенных растений по классам (5–6 видов). Доказательства правильности определения.

IV. Изложение новых знаний. Семейство Розоцветные объединяет около 3 тыс. видов, они широко распространены и разнообразны. Это деревья, кустарники, травы. Многие из них – ценные плодовые и ягодные культуры.

Диалог с использованием таблицы «Семейство Розоцветные».

Литературная миниатюра «Цветение сакуры»

Учитель. Ребята, мы сегодня наблюдаем цветение плодовых деревьев. За окнами школы царит весна, простирается океан зелени с белыми парусами цветов. Цветки парят в прозрачном воздухе и создают иллюзию волшебства. Посмотрите на глобус. Во всем северном полушарии юная Весна пробуждает землю, украшает ее зеленой травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми. Вертится, крутится шар голубой... и мы попадаем в Японию.

1-я ученица. На фоне чистого неба возвышается красавица гора с аккуратно срезанной вершиной и поразительно симметричными линиями склона.
Это вулкан Фудзияма – один из символов Японии.
Сакура – другой символ страны восходящего солнца.
Сакура – это японская вишня. Японские поэты посвящают ей трепетные стихи, а художники составляют орнаменты из кружева ее цветков и украшают ими зонтики, веера.

2-я ученица. Наша родина, Япония, страна высокой культуры, где воспитанию детей уделяется большое внимание. Одна из наших национальных традиций – бережное отношение к окружающей природе, к деревьям, цветам, животным. В апреле японцы отмечают праздник любования цветением дикой вишни – сакуры. Цветет она изумительно. В красках цветка сакуры есть и розовый восход солнца, и белизна снега, и золото солнечных лучей.

IV. Практическая и интеллектуальная деятельность учащихся.

Лабораторная работа «Выявление признаков растений семейства розоцветных» по инструктивной карточке.

Работа проводится учащимися попарно с целью совершенствования умений выявлять морфологические признаки растений. Оформление результатов работы – в тетради.

На основе знаний, полученных при выполнении лабораторной работы устанавливаем связь между систематическими понятиями.

1. В семейство Розоцветные входит 3 тыс. видов. Виды объединяются в роды на основании общности строения и происхождения, а роды – в семейства.

2. Для определения рода сравним растения трех видов (запись на доске):

3.Установили, что вишня садовая и черешня имеют много общих признаков в строении, что позволяет их объединить в один род – вишня. А научное название черешни – вишня птичья.

Учитель подводит итоги, опираясь на ответы учащихся. Обращает внимание на значение растений семейства розоцветных в жизни человека.

Практическая работа

1. Распределите предложенные растения по группам: плодово-ягодные культуры, декоративные культуры, дикорастущие, лекарственные растения.

Учащиеся работают в группах с гербариями с коллегиальным обсуждением результатов.

2. Существует около 120 видов шиповников. Шиповник – источник витаминов С, В2, А и др. В состав одного драже препарата «Ревит» входит около 0,04 г витамина С. Сколько граммов ягод шиповника требуется для изготовления одного драже, если из 100 г ягод получают 2 г витамина С?

Ученики решают задачу в тетрадях, а один – на доске).

Решение

Составим и решим пропорцию:
100 г ягод – 2 г витамина С,
x г – 0,04 г,
отсюда 2х = 100ґ0,04
2x = 4
х = 2

Ответ: для получения одного драже необходимо 2 г плодов шиповника.

VI. Обобщение и коррекция полученных знаний. 1. Знаем признаки семейства розоцветные; выявили, что семейство обладает разнообразными морфологическими признаками.

2. Установили связь между видами одного рода (вишня) и родами одного семейства (розоцветные).

3. Выявили многообразие растений изученного семейства, их значение.

VII. Домашнее задание. Соответствующий параграф учебника; сообщение «И.В. Мичурин – создатель сортов плодовых растений»; пословицы и поговорки, загадки о растениях.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru