Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №4/2005

КОПИЛКА ОПЫТА

И.А. ТОРОПЦЕВА,
учитель биологии кадетской
школы № 46, г. Пенза

Технология индивидуального обучения биологии

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но,
ради бога, – размышляйте, и хотя криво, – да сами.

Г.Лессинг

В течение ряда лет в 11-м классе я использую технологию индивидуального обучения (ТИО), направленную на активное развитие самостоятельной познавательной деятельности учеников.
Эта технология реализует образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения. В образовательном плане она обеспечивает самостоятельное овладение знаниями и умениями, их углубление, закрепление и повторение и поэтому имеет большое значение для подготовки к продолжению образования после окончания школы. В воспитательном плане она способствует воспитанию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, ответственность, активная жизненная позиция. Особенно актуальна ТИО для учебных учреждений с полным днем пребывания учащихся в школе.

Отличительные черты ТИО

1. Учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения.
2. Работа над заданием проходит без непосредственного участия учителя, но под его руководством.
3. Выполнение работы требует от ученика умственного напряжения.

ТИО имеет следующие преимущества перед другими методиками.

1. Каждый ученик выбирает темп и уровень изучения материала, согласующиеся с его индивидуальными особенностями, что способствует развитию полноценной личности, снимает дополнительный стресс, вызываемый ответом у доски.

2. Учащиеся отвечают по желанию, заранее зная, какую оценку получат. При неудачном ответе они могут доработать материал и пересдать его на том же или более высоком уровне.

3. Уменьшается учебная нагрузка на учащихся, поскольку вся работа проходит в классе и отсутствуют домашние задания.

4. Учитель имеет больше времени для индивидуальной работы как со слабыми, так и с сильными (а это важно!) учащимися.

5. Учащиеся имеют больше времени для развития навыков синтеза и анализа, умения самостоятельно добывать новые знания из разных источников.

По данной методике каждый ученик на вводном уроке получает отпечатанный план изучения курса общей биологии на разных уровнях сложности по темам: «Эволюционное учение», «Селекция растений, животных и микроорганизмов», «Развитие органического мира», «Происхождение человека». Наличие такого плана дисциплинирует ученика, помогает правильно распределить самостоятельную работу по урокам и выполнить ее в срок.

План включает в себя следующие пункты: количество часов на изучение каждой темы; срок выполнения заданий; подробное описание задания; перечень материалов, которые необходимо изучить для усвоения каждой темы. На вводном же уроке проводится инструктаж по работе, учащиеся информируются о том, что и в какой форме они должны сдать по окончании изучения темы, какую использовать литературу.

В конце учебного года проводится срез знаний, определяющий качество и глубину усвоения материала.

Для учета знаний были разработаны вопросы и задания, уровни сложности которых соответствуют уровням усвоения и определяются следующим образом: первый уровень (на «3») – воспроизведение материала базиса; второй уровень (на «4») – понимание изученного материала; третий уровень (на «5») – умение применять полученные знания в ситуациях, не встречавшихся в учебной литературе. Результаты фиксируются в сводной тематической таблице, прикрепленной к классному журналу, – это позволяет ученикам и учителю контролировать прохождение темы и информирует классного руководителя о работе учащихся по предмету, т.к. текущие оценки, как правило, отсутствуют.

Срез знаний по технологии индивидуального обучения

Учебный год

Кол-во учащихся

% усвоения

Качество усвоения

«5»

«4»

«3»

1994/1995
1999/2000
2000/2001

21
13
25

100
100
100

6
5
8

7
6
14

8
2
3

Для второго и третьего уровней используются различные наборы многообразных вопросов и заданий. Это позволяет избежать стереотипных ответов, а учащиеся имеют возможность обсудить различные (выбранные по желанию) ситуации, что способствует повторению и закреплению изучаемой темы.

Вопросы и задания были взяты из дидактических пособий [1, 5, 8–10, 13, 16].

Примеры заданий и вопросов по теме «Эволюционное учение»

II уровень

1. Размножение дрозда-рябинника привело к уменьшению численности дрозда певчего. Объясните это явление.

2. Зайцы-русаки обитают южнее Екатеринбурга как в степях Зауралья, так и в степях Предуралья. Они отделены горными лесами, но внешне неотличимы друг от друга, при встречах дают плодовитое потомство. Определите: 1) сколько видов составляют эти зайцы; 2) какими критериями вида надо руководствоваться; 3) сколько популяций составляют данные зайцы-русаки.

3. Сравните основные положения учения Ч.Дарвина с положениями современной теории эволюции. Что нового современная теория внесла в эволюционную биологию?

4. О чем эти строки?

И меж растений
царствует война –
За свет и воздух
борются упорно,
А корни их,
в земле неся свой труд,
За почву и за влажность
спор ведут.

Ч.Дарвин

III уровень

1. Опишите или нарисуйте, как, по-вашему, изменятся в ходе эволюции кулан, тушканчик, саранча, кукушка, если климат сильно похолодает. Ответ обоснуйте.

2. Некоторые особи серой крысы благодаря широкому градостроительству попадают в новые условия. Какие особи крыс в этих условиях имеют больше шансов на выживание – те, которые благодаря мутации приобрели некоторые новые признаки, или те, у которых мутаций нет? Почему?

Какая форма отбора происходит среди крыс при таких обстоятельствах и к чему она приводит?

В работе по ТИО есть выход и на творческую инициативу ученика – самостоятельная разработка отдельного вопроса темы.

ТИО может стать одним из вариантов реализации дифференцированного подхода, обучения на индивидуальном уровне, когда сам учащийся, исходя из своих возможностей и потребностей, определяет путь своего развития. При этом создаются психолого-педагогические условия, стимулирующие самообразование, саморазвитие, самовыражение учащихся в ходе овладения знаниями.

План изучения курса общей биологии

Тема: «Эволюционное учение» (10 ч)

I уровень

(Здесь и далее номера параграфов приведены по учебнику Ю.И. Полянского.)

1. Выпишите из:

– словаря Н.Ф. Реймерса определение термина «эволюция»;
– §2 новые положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира;
– §9 – результаты эволюции.

2. Пользуясь §3, дайте определение понятий «вид», «популяция» и письменно ответьте на вопросы № 1, 2 и 6.

3. Дайте морфоэкологическое описание одного из декоративных растений.

4. Используя §9, раскройте понятие «микроэволюция». Какими чертами она характеризуется? Составьте характеристику географического и экологического способов видообразования, приведите примеры.

5. Составьте конспект §8.

6. Пользуясь учебником и словарем, раскройте движущие силы эволюции.

Используя §4 и 9, повторите смысл понятий «наследственность», «изменчивость».

Отметьте, в чем различия между модификационной и мутационной изменчивостью, воспользуйтесь записями в тетради и §4, 60, 61.

Объясните выражение «борьба за существование» и составьте схему форм борьбы за существование по §6, приведите примеры.

Используя §7 и 63, сравните формы естественного отбора, выясните смысл понятия «естественный отбор», определите его творческую роль.

II уровень

1. Выполните п.1 из заданий I уровня. Раскройте предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина, дайте характеристику додарвиновского периода развития биологии.

2. Составьте таблицу «Сравнительная характеристика значения трудов ученых-биологов ХVIII–XIX вв.».

3. Используя словарь и гл. Х учебника А.О. Рувинского, дайте характеристику современных представлений о факторах эволюции. Сделайте вывод о практическом использование теории эволюции.

4. Выполните п. 2 и 3 из задания I уровня.

5. Изучите §22 и письменно ответьте на вопросы к нему. Используя §25 и знания по экологии, раскройте проблемы рационального использования видов и сохранения их многообразия.

6. Изучите статью «Генетика популяций» из §63, попытайтесь раскрыть принцип популяционного равновесия и биологический смысл закона Харди–Вайнберга (при затруднении воспользуйтесь §55 из учебника А.О. Рувинского).

7. Выполните п. 4 и 6 из задания I уровня. Используя учебник А.О. Рувинского (с. 290), раскройте генетическую основу видообразования.

8. Если вас заинтересовало эволюционное учение или какой-то отдельный его вопрос, то вы можете изучить его глубже, представить в виде доклада или реферата и защитить перед классом.

Тема: «Развитие органического мира» (7 ч)

I уровень

1. Пользуясь §10, выпишите определение понятия «макроэволюция», сформулируйте биогенетический закон. Составьте сложный план к параграфу.

2. Используя §12, дайте характеристику главных направлений эволюции – ароморфоза, идиоадаптации, дегенерации – по плану:

– характеристика изменений внешней среды;
– особенность уровня организации;
– значение приспособлений;
– изменение жизнедеятельности, выживаемости;
– направление дальнейшего развития.

Приведите примеры биологического прогресса и регресса, ароморфозов у растений и идиоадаптаций у насекомых.

3. Составьте план и конспект §52.

II уровень

1. Выполните п. 1 из задания I уровня. Вспомнив курс зоологии, приведите сравнительно-анатомические доказательства эволюции. Дополните план, используя содержание §11 и 15.

2. Пользуясь дополнительной литературой, опишите, какой вклад в изучение направлений эволюции внесли А.Н. Северцов и И.И. Шмальгаузен.

3. Выполните п. 2 из задания I уровня. Раскройте соотношение различных путей эволюции. Используя §19, составьте сравнительную таблицу по биологическому прогрессу и регрессу.

4. Пользуясь учебниками Ю.И. Полянского, Н.П. Дубинина, А.О. Рувинского и дополнительной литературой, рассмотрите гипотезы возникновения жизни на Земле:

– самозарождения;
– панспермии В.И. Вернадcкoгo;
– абиогенеза А.И. Опарина;
– божественного происхождения.

Подготовьте аргументы за и против каждой гипотезы. Подготовьтесь к тому, чтобы отстаивать одну из них.

5. Если вас заинтересовал какой-то вопрос по данной теме, вы можете подготовить по нему доклад или реферат и выступить с ним перед классом.

Тема: «Селекция растений, животных и микроорганизмов» (7 ч)

I уровень

1. Из предыдущих курсов вспомните определения понятий «сорт», «порода».

2. Используя §5, раскройте сущность и роль искусственного отбора. Из §64 выпишите задачи современной селекции, раскрыв само понятие «селекция».

3. Из §66 и 67 выпишите основные методы селекции растений.

4. Законспектируйте §68 и 69.

5. По записям в тетради повторите материал «Биотехнология». Дайте характеристику основных направлений биотехнологии.

II уровень

1. Выполните п. 1 и 2 из заданий I уровня. Используя статью из §7, заполните таблицу «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».

2. Используя учебники и дополнительную литературу, соберите сведения о селекционерах и их заслугах.

3. Ознакомьтесь с рефератом «Н.И. Вавилов – генетик и селекционер, организатор науки», подготовьте план ответа о заслугах Н.И. Вавилова.

4. Выполните п. 3 из заданий I уровня; раскройте смысл понятий «гетерозис», «инбридинг». Используя местный материал, узнайте о районированных сортах основных сельскохозяйственных культур Пензенской области.

5. Пользуясь материалами учебников о селекции растений и животных, составьте таблицу «Характеристика отдаленной гибридизации растений и животных». В чем состоят особенности селекции животных?

6. Используя §81 учебника А.О. Рувинского, покажите роль генетических знаний в практике селекции.

7. Дайте сравнительное описание сортов (пород) с видом-предком.

8. Используя дополнительную литературу, вы можете получить более глубокие знания по селекции, оформить работу в виде доклада или сообщения, предложить проект экспериментальной работы по селекционному разведению.

Тема: «Происхождение человека» (6 ч)

I уровень

1. Вспомните курс «Человек» и дайте систематическое положение вида человека разумного.

2. Из §14 выпишите черты сходства человека и животных (эмбриологические, анатомические, физиологические, палеонтологические) и отдельно – сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Раскройте понятия «антропогенез», «атавизм», «гомолог», «рудимент».

3. Используя §15, составьте тезисный план или схему по движущим силам антропогенеза.

4. Законспектируйте статью «Общие предки человека и человекообразных обезьян» из §16.

5. По содержанию §16 и 17 составьте таблицу «Направления эволюции человека».

6. Составьте план и конспект §18.

II уровень

1. Выполните п. 1–3 из заданий I уровня, в п. 2 – рассмотрите рис. 26 и заполните таблицу «Различия скелета человека и обезьяны».

2. Законспектируйте работу Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (с помощью плана-вопросника).

3. Изучите взгляды на происхождение человека и соответствующие аргументы, приведенные в Библии, работах Ч.Дарвина, Ж.Б. Ламарка, Ф.Энгельса, П.Тейяра де Шардена. Какой довод, на ваш взгляд, наиболее убедителен? Аргументируйте ответ.

4. Выполните п. 5 и 6 из заданий I уровня.

5. Если вас заинтересовал вопрос о происхождении человека, вы можете углубить и расширить эти знания, изучив дополнительную литературу и выступив с докладом перед классом.

План-вопросник

Какое значение имело в последующей эволюции человекообразных обезьян разделение функций верхних и нижних конечностей, сложившиеся у них при жизни на деревьях?

Как понять выражение: «Рука, таким образом, является не только орудием труда, она также и продукт его»?

Как воздействовало развитие руки на весь организм?

Как возникла членораздельная речь?

Какое влияние оказали мясная пища и употребление огня на эволюцию наших предков?

Какую роль в эволюции человека сыграло его расселение по Земле?

Чем отличается поведение в природе стада обезьян от поведения человеческого общества?

Литература

Анастасова Л.П. Самостоятельные работы уч-ся по общ. биологии: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразоват. школе.

Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. – М.: Просвещение, 1983.

Инге Унт. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Просвещение, 1990.

Комиссаров В.Д. Самостоятельные и лабораторные работы по общ. биологии: Учеб. пособие для СПТУ. – М.: Высшая школа, 1988.

Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. – М.: Просвещение, 1980.

Макаров Ю. Технология индивидуального обучения математике. –Владивосток: ИПКРО, 1993.

Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общ. биологии: Пособие для уч-ся вечерней (сменной) и заочной школ. 10 кл. – М.: Просвещение, 1979.

Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981.

Развитие жизни на Земле: Методич. разработка для уч-ся ВЗМШ «Биология».

Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактическо-методич. анализ /Под ред. А.А. Кузнецова. – М.: Педагогика, 1987.

Учителям и родителям о психологии подростка /Под ред. проф. Г.Г. Аракелова. – М.: Высшая школа, 1990.

Лернер Г.И. Рабочая тетрадь по биологии «Эволюционная теория» //газета «Биология», 1995, № 41–43, 46.

Лопатин Д. Опять контрольная. Сотворение контрольной. Путь к контрольной //Народное образование, 1989, №1, 3, 6.

Макаров Ю. Только индивидуально! //Народное образование, 1991, № 3.

Сухорукова Л.Н. Задания для самостоятельной работы. //Биология в школе, 1994, № 6.

 

Рейтинг@Mail.ru