Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №2/2005
 Развитие познавательных способностей учащихся

КОПИЛКА ОПЫТА

О.А. ПАНКРАТОВА,
учитель биологии,
средняя школа № 33,
г. Петропавловск-Камчатский

Развитие познавательных способностей учащихся

Согласно теории развивающего обучения, не всякая деятельность ученика на уроке – учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебных задач. Отличительная особенность таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности.

Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, например: «опишите как систему»; «проклассифицируйте и укажите основание для классификации»; «сравните как элементы системы (например, экосистемы)»; «обобщите объекты»; «продолжите ряд, фразу»; «дополните ряд, определение»; «определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора»; «установите соответствие между процессами, явлениями»; «установите последовательность этапов, процессов, явлений». Основная функция учебных задач – формирование и развитие приемов обучения, учебной деятельности и мотивация учащихся на сам процесс обучения, на процесс познания.

Поурочные листы развития, содержащие учебные задачи, помогают сделать процесс обучения более разнообразным и интересным. Повторение и закрепление, т.е. отработка знаний, превращается в интересный и увлекательный процесс, сопровождающийся развитием учебно-интеллектуальных умений учащихся. Практика показывает, что применение такого рода заданий не только развивает мышление, но и повышает интерес к изучаемому предмету.

Ниже приводятся примеры поурочных развивающих листов по нескольким темам.

Тема: «Органы и системы органов животных»

Задание 1. Найдите лишнее.

1. Желудок, рот, почки, кишечник.
2. Сердце, сосуды, легкие, кровь.
3. Нервы, головной мозг, гормоны, спинной мозг.
4. Почки, мочеточники, трахеи, мочевой пузырь.

(Задание на развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать. В каждом пункте задания все перечисленные органы, кроме одного, входят в одну систему органов.)

Задание 2. Разделите на две группы.

1. Сердце, легкие, сосуды, кровь, трахеи, жабры.
2. Пищевод, почки, желудок, мочеточники, мочевой пузырь, рот, глотка, кишечник.
3. Яичники, нервы, головной мозг, семенники, головной мозг.

(Более сложное задание на развитие умения анализировать, классифицировать, обобщать – в каждом пункте перечислены органы, входящие в две разные системы органов. Например, в первом пункте указаны органы дыхательной системы организмов разных типов и классов.)

Задание 3. Сгруппируйте слова попарно.

Почки, сердце, легкие, кишечник, артерии, мочевой пузырь, желудок, бронхи.

(Приведены по два органа, относящихся к одной системе.)

Задание 4. Установите соответствие.

Пищеварительная
Дыхательная
Кровеносная
Нервная
Эндокринная
Опорно-двигательная
Половая
Выделительная

Воспроизведение себе подобных
Опора, движение, защита
Связь с внешней средой
Газообмен
Снабжение организма питательными веществами
Удаление жидких продуктов распада
Регуляция деятельности организма
Транспорт питательных веществ, газов, продуктов распада

(Задание на развитие умения классифицировать.)

Задание 5. Укажите органы, входящие в состав той или иной системы органов.

Пищеварительная

Выделительная

Кровеносная

Дыхательная

Половая

Эндокринная

Опорно-двигательная

Нервная

Головной мозг
Семенники
Легкие
Сердце
Спинной мозг
Почки
Железы, выделяющие гормоны
Мышцы
Кишечник
Яичники
Пищевод
Бронхи
Сосуды
Скелет
Мочевой пузырь

(Задание на развитие умения анализировать и классифицировать.)

Задание 5а. Укажите органы, входящие в состав той или иной системы органов.

Пищеварительная

Дыхательная

Выделительная

Кровеносная

Артерии
Легкие
Желудок
Мочевой пузырь
Сердце
Альвеолы
Слепая кишка
Почки
Вены
Мочеточник
Бронхи
Анальное отверстие

(Задание на развитие умения анализировать и классифицировать.)

Задание 6. Продолжите предложения.

1. Кровеносная система – транспорт; дыхательная – ... .
2. ......................... система – движение; выделительная – удаление продуктов распада.
3. Пищеварительная система – .........; нервная – связь с внешней средой.

(Задание на развитие умения проводить аналогии. Приведены системы органов и осуществляемые ими функции.)

Задание 6а. Продолжите предложения.

1. Пищеварение – кишечник; выделение – ......
2. Артерии – транспорт; ...... – фильтрация.

(Задание на развитие умения проводить аналогии. Приведены отдельные органы и осуществляемые ими функции.)

Задание 7. Составьте логическую цепочку.

Организм, почки, органы, система органов, мочеточник, выделительная система, удаление жидких продуктов распада.

(Сложное задание на развитие умений обобщать, анализировать, синтезировать.)1


1 В задании использованы разные категории понятий: организм, органы и выполняемые ими функции, процесс. В связи с этим возможны разные варианты правильного ответа – функция («удаление...») может как начинать, так и завершать цепочку. – Прим. ред.

Задание 8. Определите, о какой системе органов идет речь.

1. Система, обеспечивающая регуляцию функций организма.
2. Система, объединяющая выделительную, пищеарительную и дыхательную системы органов.
3. Система, осуществляющая газообмен.
4. Система, обеспечивающая защиту, движение, опору организма.

(Задание на развитие умения анализировать, обобщать, синтезировать.)2


2 Как для первого, так и для второго вопроса допустимы по два одинаковых правильных ответа: «нервная» и «эндокринная». Какой из этих ответов в каждом случае будет «более правильным» зависит от того, какие формулировки были использованы при изучении материала на уроках, однако одновременное использование обоих вопросов в одном задании некорректно. – Прим. ред.

Далее приводятся отдельные задания, которые могут быть использованы при изучении той или иной темы.

Тема: «Выделение»

Задание 1. Найдите лишнее.

1. Почки, печень, нефридии, сократительная вакуоль.

(Приведены органы выделения животных разных групп и печень, как орган, имеющий другую функцию.)

2. Мочеточники, мочевой пузырь, почки, капилляры.

(Приведены органы выделительной системы, а капилляры относятся к кровеносной.)

Задание 2. Разделите на две группы.

Вода, белки, углекислый газ, жиры, мочевина, углеводы.

(Классы питательных веществ и конечные продукты обмена.)

Задание 3. Дополните ряд.

1. Сократительная вакуоль, нефридии, почки, ...

(Приведены органы выделения животных разных систематических групп; предполагается, что учащиеся должны указать органы выделения насекомых – мальпигиевы сосуды.)

2. Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, ...

(Приведены органы выделительной системы млекопитающих; предполагаемое дополнение – «почки».)

Задание 4. Установите соответствие.

Дождевой червь
Воробей
Таракан
Инфузория

Мальпигиевы сосуды
Сократительная вакуоль
Почки
Нефридии

(Приведены: слева – животные различных систематических групп, справа – свойственные им органы выделения.)

Задание 5. Составьте логическую цепочку.

Мочевина, почки, выделение, мочевой пузырь, мочеточник, фильтрация, кровь.3


3 Как и в предыдущем случае (задание № 7 в теме «Органы и системы органов животных»), в задании использованы разные категории понятий и построение цепочки зависит от выбранной учеником логики изложения. Функция («выделение») может как начинать, так и завершать цепочку, объект («мочевина») и процесс («фильтрация») могут быть сгруппированы вместе или разнесены – в любом случае ответ может быть верным. – Прим. ред.

Тема: «Нервная система»

Задание 1. Установите соответствие.

Продолговатый мозг

Кора головного мозга

Зрительный центр
Центр речи
Центр слюноотделения
Центр слуха
Дыхательный центр
Сосудодвигательный центр

(Слева указаны отделы мозга, справа – располагающиеся в них функциональные центры.)

Задание 2. Укажите, в какой последовательности происходит передача нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса на звонок.

1. Слуховой центр коры мозга.
2. Чувствительный нейрон.
3. Рецепторы слуха.
4. Вставочный нейрон.
5. Центр слюноотделения.
6. Слюнные железы.

(Необходимо составить ряд цифр, соответствующий правильной последовательности.)

Задание 3. Укажите, в какой последовательности происходит передача импульса от рецепторов к рабочим органам.

1. Рецептор.
2. Вставочный нейрон.
3. Чувствительный нейрон.
4. Двигательный нейрон.
5. Рабочий орган.

(Необходимо составить ряд цифр, соответствующий правильной последовательности.)

Тема: «Тип Моллюски»

Задание 1. Найдите лишнее.

1. Кальмар, каракатица, прудовик, осьминог.
2. Мидия, гребешок, катушка, устрица.
3. Прудовик, лужанка, катушка, жемчужница.

(В каждом случае все перечисленные моллюски, кроме одного, относятся к одному классу.)

Задание 2. Установите соответствие.

Головоногие

Двустворчатые

Брюхоногие

Прудовик
Кальмар
Перловица
Осьминог
Мидия
Слизень

(Слева указаны классы моллюсков, справа – их представители.)

Задание 3. Установите соответствие.

Почки
Печень
Сердце
Терка
Раковина

Защита
Сбор пищи
Переваривание пищи
Движение крови
Удаление жидких продуктов распада

(Слева указаны органы, справа – осуществляемые ими функции.)

Задание 4. Установите соответствие.

Класс Брюхоногие
Класс Головоногие
Класс Двустворчатые

Голова, нога, тело
Тело, нога
Голова, тело, щупальца

Раковина из двух частей
Раковина замкнута
Раковина редуцирована

(Слева указаны классы моллюсков, в двух других столбцах – свойственные их представителям отделы тела и характеристики раковины..)

Задание 5. Укажите правильную последовательность.

Тип Моллюски, царство Животные, класс Головоногие, кальмар обыкновенный, подцарство Многоклеточные.

(Указаны родовое и видовое название животного и таксономические категории разного ранга, которые надо выстроить по порядку: от низшей к высшей или наоборот.)

Тема: «Водоросли»

Задание 1. Найдите лишнее.

1. Хламидомонада, улотрикс, ягель, ламинария, фукус.

(Приведены водоросли и лишайник.)

2. Ламинария, спирогира, алярия, фукус, саргассум.

(Приведены бурые водоросли и зеленая.)

3. Улотрикс, хлорелла, спирогира, хламидомонада, ламинария.

(Приведены зеленые водоросли и бурая.)4


4 Алярия (Alaria) – бурая водоросль, распространенная в том числе вдоль наших Тихоокеанских побережий. – Прим. ред.

Задание 2. Установите соответствие.

Зеленые водоросли

Бурые водоросли

Красные водоросли

Ламинария
Ульва
Фукус
Порфира
Спирогира
Анфельция

(Слева указаны отделы водорослей, справа – их представители.)

Задание 3. Найдите лишнее.

1. Фитопланктон: хлорелла, улотрикс, хламидомонада, диатомея.

(Приведены плавающие водоросли – фитопланктон и прикрепленная – улотрикс.)

2. Фитобентос: ламинария, хлорелла, ульва, спирогира.

(Приведены прикрепленные водоросли – фитобентос и плавающая – хлорелла.)

Тема: «Подцарство Одноклеточные»

Задание 1. Найдите лишнее.

1. Амеба обыкновенная, амеба дизентерийная, инфузория туфелька, фораминифера.
2. Инфузория туфелька, сувойка, инфузория трубач, эвглена зеленая.
3. Амеба, вольвокс, инфузория трубач, эвглена.

(В первом и втором пунктах все перечисленные организмы, кроме одного, относятся к одному типу (классу), в третьем – приведены одноклеточные организмы и колониальный.)

Задание 2. Установите соответствие.

Инфузория туфелька
Амеба раковинная
Эвглена зеленая

Реснички
Ложноножки
Жгутик

(Слева указаны организмы, справа – свойственные им органы (органеллы) движения.)

Задание 3. Установите соответствие.

Тип Споровики

Тип Саркожгутиконосцы

Тип Инфузории

Малярийный плазмодий
Сувойка
Фораминиферы
Дизентерийная амеба
Инфузория туфелька
Токсоплазма

(Слева указаны систематические группы, справа – их представители.)

Задание 4. Установите соответствие.

Пищеварительная вакуоль
Выделительная вакуоль
Циста
Поверхность тела
Жгутики
Ядро

Передача наследственной информации
Питание
Перенесение неблагоприятных условий
Движение
Выделение
Дыхание

(Слева указаны органеллы или функциональные единицы, справа – обеспечиваемые ими функции.)

Задание 5. Укажите правильную последовательность.

Царство Животные, амеба обыкновенная, класс Саркодовые, тип Саркожгутиконосцы, подцарство Одноклеточные.

(Указаны родовое и видовое название животного и таксономические категории разного ранга, которые надо выстроить от низшей к высшей или наоборот.)

Тема: «Отделы Хвощевидные, Моховидные, Плауновидные, Папоротниковидные»

Головоломка

Найдите начало головоломки и, следуя по непрерывной линии, прочитайте и отгадайте ее.

Лишняя картинка

Найдите одну лишнюю картинку из четырех. Почему вы считаете, что именно она лишняя? Каким общим понятием можно назвать три оставшихся растения?

Головоломка «Хвощи»

Найдите начало головоломки и, следуя по непрерывной линии, прочитайте и отгадайте ее.

Головоломка «Плауны»

Найдите начало головоломки и, следуя по ходу часовой стрелки и пропуская одинаковое количество делений, прочитайте и отгадайте ее.

Спонсор публикации статьи: интернет сайт www.Kuponator.Ru – предлагает приобрести сертификаты, которые дают право получить скидку, или оплатить счет за услугу или товар с большой выгодой. Сайт «Купонатор» позволит изучить современный английский со скидкой, приобрести бесплатный билет на концерт классической музыки, и многое другое. Пользуясь услугами сайта, Вы сможете серьезно экономить на посещениях кино, ресторанов, салонов красоты и других видах развлечений, доступных в Вашем городе.

 

Рейтинг@Mail.ru