Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №39/2004
 Рабочие карты по биологии

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

О.А. БОРЗУНОВА,
учитель биологии,
МОУ «Самусьский лицей им. акад. В.В. Пекарского»,
Томская обл.

Рабочие карты по биологии

Рабочие карты, которые я использую на уроке, выполняют функцию «путеводителя» по изучаемой теме. Логически выстроенные задания позволяют школьникам самостоятельно изучать материал, продвигаясь последовательно от задания к заданию, т.е являются одним из видов дифференцированной помощи учащимся. В основе работы с такими картами – изучение учебника, просмотр видеофильма, работа со справочными материалами и т.п. и, кроме того, знания, полученные учащимися ранее.
Результатом работы с картой является краткий конспект изучаемой темы, который может быть записан как в тетради, так и непосредственно на самом рабочем листе. Как правило, заканчивается работа по такой карте проверкой усвоения темы. Рабочие карты по усмотрению учителя могут быть индивидуальными или рассчитанными на групповую работу. Они могут применяться на определенных этапах урока.
Рабочие карты способствуют развитию у школьников навыков самоорганизации, проявлению максимума самостоятельности при «добывании» знаний и развивают познавательный интерес.

Рабочая карта по теме: «Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»

I. Дыхательная система

1. С какой целью лягушка постоянно совершает движения горлом, оттягивая его вниз?

2. Почему взрослая лягушка, у которой нет жабр, не задыхается под водой?
Ответ найдите в учебнике биологии.

3. Рассмотрите схемы строения легких земноводных и решите, у какого животного – тритона, лягушки или жабы – эти органы наиболее развиты. С чем связана разная развитость легких у земноводных?

 Рис. 1. Схема строения легких земноводных: 1 – тритон; 2 – лягушка; 3 – жаба

 Рис. 1. Схема строения легких земноводных: 1 – тритон; 2 – лягушка; 3 – жаба

II. Пищеварительная система

Рассмотрите схему пищеварительной системы лягушки. Выпишите в тетрадь цифры, обозначающие органы пищеварительной системы, и дайте им названия.

Рис. 2. Схема пищеварительной системы лягушки

 Рис. 2. Схема пищеварительной системы лягушки

III. Кровеносная система

Используя схему кровеносной системы земноводных и соответствующий параграф учебника составьте характеристику кровеносной системы по следующим показателям.

Отделов сердца –
Кругов кровообращения –
Тип кровеносной системы – замкнутая или незамкнутая?
Кровь – смешанная или несмешанная?

Рис. 3. Схема кровеносной системы лягушки

Рис. 3. Схема кровеносной системы лягушки

IV. Обмен веществ и энергии

В процессе проведения опыта установили, что при 0 °С лягушки делают прыжки длиной 10–15 см, а при +25 °С – около 100 см. Прочитав раздел «Обмен веществ и энергии» в учебнике, объясните результаты опыта.

V. Нервная система

Сравните головной мозг рыбы и лягушки. Какой из отделов мозга у земноводных развит лучше, а какой хуже?
Как это проявляется в поведении?

Рис. 4. Головной мозг: 1 – лягушка; 2 – рыба

Рис. 4. Головной мозг: 1 – лягушка; 2 – рыба

VI. Проверочная работа

Выбери правильный ответ.

1. Земноводные при помощи кожи:

а) могут поглощать воду;
б) не могут поглощать воду;
в) одни могут поглощать воду, другие – не могут.

2. Земноводные дышат при помощи:

а) кожи;
б) кожи и легких;
в) легких.

3. Сердце у взрослых земноводных:

а) однокамерное;
б) двухкамерное;
в) трехкамерное.

4. Кровь у земноводных течет:

а) по одному кругу кровообращения;
б) по двум кругам кровообращения;
в) у одних по двум кругам, у других – по одному.

5. Передний мозг у земноводных по сравнению с передним мозгом рыб:

а) более крупный, с разделением на два полушария;
б) более крупный, но без разделения на полушария;
в) не претерпел изменений.

6. Бесхвостые земноводные ловят добычу:

а) как двигающуюся, так и неподвижную;
б) только двигающуюся.

7. Взрослые земноводные питаются:

а) растениями;
б) растениями и позвоночными животными;
в) беспозвоночными, реже – позвоночными животными.

Рабочая карта по теме: «Кольчатые черви» (7-й класс)

Задание 1. Рассмотрите схему пищеварительной системы дождевого червя. Зарисуйте ее в тетрадь и подпишите органы, обозначив их цифрами 1–6. Какие функции выполняют эти органы?

Задание 2. Рассмотрите в учебнике схемы строения кровеносной и нервной систем дождевого червя и напишите, какие органы их образуют.

Задание 3. Впишите в текст пропущенные термины.

Изменения длины тела червя происходят благодаря работе ____ и _______мышц. При сокращении ___________ мышц тело червя продвигается _________. При сокращении ____________ мышц задняя часть подтягивается к передней.

Задание 4. Как происходит выделение продуктов жизнедеятельности из организма дождевого червя? Зарисуйте один сегмент с органом выделения.

Задание 5. Как осуществляется размножение дождевого червя? Выпишите ключевые термины.

Задание 6. Перечислите 2–3 признака, подтверждающих, что кольчатые черви эволюционно более прогрессивные, чем плоские и круглые черви.

Задание 7. Впишите в текст пропущенные слова.

В _____________ кольчатых червей выделяют два основных класса _________ и _________ . Нереиды и серпулиды живут в __________ и имеют по бокам тела ______________. У дождевых червей на каждом членике есть мелкие __________ . Роль кольчатых червей заключается в том, что они ____________ .

Задание 8. Вместо точек подберите соответствующие слова.

1. Тело планарии снаружи покрыто ... .
2. Сосальщики удерживаются внутри протоков печени при помощи ... .
3. Тело ленточных червей состоит из большого числа ... .
4. Кишечник круглых червей начинается ротовым отверстием, а заканчивается ... .
5. Дыхание у паразитических червей происходит через ... .
6. Сперматозоиды червей развиваются в ... .
7. Яйцеклетки развиваются в ... .
8. Организм, в котором происходит развитие личинок паразитических червей, называется ... .
9. Движение крови по кровеносным сосудам кольчатых червей происходит благодаря сокращению и расслаблению ... .
10. Нервная системы кольчатых червей состоит из окологлоточного нервного кольца и ... .

Рабочая карта по теме: «Прорастание семян» (6-й класс)

I. Используя учебник, закончи следующие выражения.

Семя – это...
Значение семени:
1 –
2 –

II. Вспомни строение семени, для этого установи, какой части семени соответствует та или иная цифра па рисунке:

Рис. 1. Схема строения семени

Рис. 1. Схема строения семени

III. Прочитай в учебнике раздел «Как прорастают семена».

Запиши стадии прорастания фасоли:

1 –
2 –
3 –
4 –

IV. Прочитай текст о всхожести семян. Проанализируй его и дай определение термину «всхожесть».

Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем. Зародыш может погибнуть от повреждения вредными насекомыми или плесневыми грибами, от пересыхания во время хранения и от других причин. Иногда зародыш погибает из-за слишком длительного хранения семян. Семена с погибшими зародышами теряют всхожесть, т.е. не могут прорастать.
Всхожесть – это...

V. Прочитай в учебнике об условиях, необходимых для прорастания семян. Составь рассказ, используя пункты А, Б, В, Г, Д.

А. Чтобы семена проросли, им необходимо:

1 – тепло, свет, вода;
2 – питательные вещества, тепло, воздух, вода.

Б. При этом семена:

1 – набухнут;
2 – уменьшатся в весе.

В. Это объясняете тем, что:

1 – в них поступает вода;
2 – из них выходит вода.

Г. Во время прорастания семян:

1 – усиливается дыхание;
2 – ослабляется дыхание.

Д. А также:

1 – увеличивается выделение тепла;
2 – уменьшается выделение тепла.

VI. Выбери правильный результат опыта.

1. В каком стакане семена прорастут (рис. 2)? Почему вы так решили?

Рис. 2

Рис. 2

2. В каком из стаканов прорастут семена (рис. 3)? Почему вы так решили?

Рис. 3

Рис. 3

VII. Прочитай в учебнике раздел «Посев семян». Какие условия необходимо выполнить, чтобы получить хорошие всходы?

VIII. Раздели эти растения на три группы по величине семян (мелкие, средние, крупные), укажи глубину посева:

лук, фасоль, кукуруза, редис, горох, свекла, бобы, огурцы, репа.

IX. Проверь свои знания, выполнив следующую тестовую работу.

1. Какие условия нужны для прорастания семян:

а) вода, свет, тепло;
б) вода, тепло, воздух, целый зародыш;
в) вода, почва, свет?

2. Какой орган при прорастании семян появляется первым:

а) корень;
б) стебель;
в) листья?

3. Как изменяется состав воздуха при дыхании семян:

а) семена поглощают СО2 и тепло, выделяют О2;
б) семена поглощают О2, а выделяют СО2 и тепло;
в) семена поглощают О2, а выделяют СО2?

4. Чем питается зародыш прорастающего семени растения в первое время:

а) водой и минеральными веществами, отложенными в эндосперме;
б) водой, воздухом и органическими веществами, содержащимися в почве;
в) запасными питательными веществами, отложенными в эндосперме или семядолях?

5. От чего зависит глубина посадки семян:

а) от размеров семян;
б) от структуры почвы;
в) от размеров семян и структуры почвы?

Рабочая карта по теме: «Устройство увеличительных приборов» (6-й класс)

I. Дай определение терминам, изученным на прошлом уроке: «биология», «ботаника», «зоология», «бактериология», «микология», «анатомия», «цитология», «физиология», «биохимия», «экология», «фенология».

II. Изучи устройство светового микроскопа. Объясни соседу по парте строение микроскопа, выслушай его объяснения.

III. Выбери правильный ответ.

1. Увеличительные приборы используют для:

а) исследования любых объектов;
б) исследования только биологических объектов;
в) исследования объектов очень маленьких размеров.

2. Какой из микроскопов увеличивает изображение объекта в 3600 раз:

а) световой;
б) электронный;
в) микроскоп А.Левенгука?

3. Какая цифра должна быть на окуляре, чтобы микроскоп, на объективе которого стоит цифра 15, давал увеличение в 120 раз:

а) 10;
б) 8;
в) 6?

4. Чтобы получить максимально четкое изображение с помощью микроскопа, надо:

а) передвинуть микроскоп к более освещенному месту;
б) улучшить освещение с помощью зеркала и регулировочных винтов;
в) поменять окуляр.

IV. Установи соответствие между составной частью микроскопа в левой колонке и ее функцией в правой колонке:

1. Окуляр
2. Зеркало
3. Винт
4. Зажим

1. Движение тубуса
2. Закрепление препарата на предметном столике
3. Получение изображения объекта
4. Освещение препарата

V. Исключи лишнее слово и объясни, почему оно лишнее:

микроскоп, телескоп, окуляр, лупа, бинокль.

Рабочая карта по теме: «Фотосинтез. Дыхание. Транспирация.»
(Обобщающий урок, 6-й класс)

I. Хорошо известен опыт, показывающий наличие корневого давления, однако если поставить срезанные цветы в воду, то уровень воды в вазе быстро понизится, хотя корней нет. Почему?

II. Ученица неудачно пересадила комнатное растение и повредила много корешков. Растение стало вянуть, хотя его хорошо поливали. Почему стало вянуть растение?

III. При длительном хранении клубни картофеля теряют вес, морковь также теряет вес и становится менее сладкой. Объясни это явление.

IV. При неблагоприятных условиях жизни в растении образуется столько органических веществ, что их едва хватает на дыхание. Будет ли растение расти и развиваться при таких условиях? Поясни ответ.

V. Как происходит испарение растением воды, вам станет яс-но, когда вы разгадаете этот ребус.

VI. Расшифровав этот ребус, вы узнаете определение одного из важнейших сезонных явлений в жизни растений.

Рабочая карта по теме «Моногибридное скрещивание.
Первый и второй законы Менделя.» (10-й класс)

Задача 1

1. Желтая (черный кружок) или красная (полосатый кружок) окраска плодов томата доминирует?
2. Каковы генотипы родителей (Р), гибридов первого поколения (F1), и второго (F2)?
3. Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

Задача 2

У овса нормальный рост доминирует над карликовостью (низкорослостью). Какова высота стеблей у растений овса, полученных при скрещивании гомозиготных организмов нормального роста с растениями низкорослыми? Какими будут растения во втором поколении?

О (объект) – _______________

П (признак) – ______________

С (символы) – ______________

У (условия) – ______________

В (вопрос) – _______________

Решение

Р: _________ х _________

g _________ _________

F1:

G: _________

Ph: ____________ х

g: _____________________

F2:

G: _______ ________ __________ ____________

Ph: _______ ________ _________ ________

Ответ:

Задача 3

У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. При скрещивании черной самки с коричневым самцом было получено 4 черных и 3 коричневых щенка. Определите генотипы родителей и потомства.

Задача 4

У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных родителей?

Задача 5

У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Ответьте на вопросы.

1. Сколько типов гамет образуется у женщины?

2. Сколько типов гамет образуется у мужчины?

3. Какова вероятность (в %) рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?

4. Сколько разных генотипов может быть у детей этой супружеской пары?

5. Сколько разных фенотипов может быть у детей этой супружеской пары?

О (объект) – ______________

П (признак) – _____________

С (символы) – ______________

У (условия) – _____________

В (вопрос) – ____________

Решение

Р: _________ х _________

g: _________

F1:

G: ___________

Ph: ___________

Ответ

Задача 6

Могут ли белые кролики быть нечистопородными (гетерозиготными) по окраске шерсти?

Спонсор публикации статьи: копировальный центр в Москве «Копи Мерк» - предлагает широкий спектр копировальных и полиграфических услуг, в которые входят сканирование и широкоформатное копирование документов, брошюровка дипломов, изготовление наклеек и наружной рекламы, и многое другое. Круглосуточный прием и выполнение заказов, выгодные цены и высокое качество оборудования центра, позволят осуществить все работы в максимально удобное для Вас время с минимальными затратами.

 

Рейтинг@Mail.ru