Квантовая теория стресса

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Л.В. ЯКОВЕНКО

Квантовая теория стресса

Основоположником учения о стрессе является выдающийся канадский ученый Ганс Селье (1907–1982). Образование он получил в Немецком университете в Праге, в 1931 г. эмигрировал в США, где работал в Университете Джона Хопкинса, а еще через год получил стипендию в Университете Мак-Гилла в Монреале (Канада), где и выполнил свои пионерские работы по исследованию реакций организма на внешние воздействия.

В 1936 г. Селье опубликовал результаты первых наблюдений за лабораторными крысами, заложившие фундамент учения о стрессе. При введении крысам гормонов яичников у них наблюдалось разрастание коры надпочечников, угнетение и повреждение вилочковой железы (тимуса) и появление язв желудка. Оказалось, что такие же изменения в организме подопытных животных вызывали практически любые токсические вещества, физические повреждения или вредные воздействия окружающей среды. Эти изменения получили название «классическая триада стресса». Во многих случаях при продолжительных экспериментах животные погибали. Позже Селье показал, что реакции, возникающие в организмах животных и человека при таких воздействиях, имеют общую природу.

Совокупность неспецифических изменений в организме, являющихся результатом его нейрогуморальной реакции на внешние раздражения, Селье назвал стрессом. В английском языке «стресс» означает напряжение. Этот термин относится к области физики, и им обозначают механическое напряжение, давление или совокупность сил, приложенных к системе.

Различают стресс физический и эмоциональный. При физическом стрессе реакция организма направлена на защиту от физических воздействий внешних факторов (вызывающих ожоги, травмы, отравления, заболевания и т.д.), а эмоциональный стресс является защитной реакцией на действие психических факторов, вызывающих сильные эмоции. Селье считал, что человек всегда находится в состоянии стресса, и отсутствие стресса равносильно смерти.

Факторы, вызывающие стресс, Селье назвал стрессорами*. Совокупность же изменений в организме, вызванных стрессором, он назвал общим адаптационным синдромом (ОАС), который фактически является клиническим проявлением стресса. При длительном стрессе или при неадекватной реакции организма на внешние воздействия возникают психические или соматические расстройства, которые квалифицируются как заболевания и в тяжелых случаях могут приводить к гибели пациента.

Вот несколько простых примеров влияния стресса на состояние человека.

Перед выступающими на трибунах, участниками важных совещаний и т.п. принято ставить воду и стакан. Это связано с тем, что при стрессе уменьшается секреция слюны, и люди, испытывающие волнение во время выступления, часто ощущают, что у них «во рту пересохло». При стрессе бывают неконтролируемые сокращения мышц пищевода, когда могут возникнуть трудности с глотанием, однако вода, как правило, помогает и в этом случае.

При хроническом стрессе постоянное выделение норадреналина вызывает хронический спазм капилляров желудка. Это препятствует выделению слизи, образующей защитный барьер на стенках желудка, без которого соляная кислота разъедает слизистую оболочку, что приводит к образованию язвы желудка.

Рост сердечно-сосудистых заболеваний в современном обществе (ишемическая болезнь сердца, гипертония), как и возникновение язвенной болезни, связывают с возросшими эмоциональными перегрузками, с увеличением стрессовых воздействий, которым подвергается человек в наше время.

Сердце – это постоянно работающая машина. Оно намного эффективнее любых моторов, созданных человеком. Во время каждого сокращения желудочков в сосуды выбрасывается 70–80 мл крови. За 1 мин сердце взрослого человека в покое перекачивает 5–5,5 л крови, а при стрессе – 15–20 л.

Артериальное давление – это давление, оказываемое кровью на стенки артерии. Оно зависит от силы, с которой кровь выбрасывается в аорту при сокращении желудочков, и от сопротивления сосудов, в особенности мелких (артериол, капилляров), току крови. Важнейшее условие тока крови по сосудам – различное давление в венах и артериях: кровь из области большего давления движется в область меньшего. Чем уже просвет мелких артерии и капилляров и больше сила сокращения сердца, тем выше давление крови в сосудах.

Наибольшее давление при сокращении сердца называется систолическим (верхним) артериальным давлением, а давление при расслаблении сердечной мышцы называется диастолическим (нижним) артериальным давлением. У людей молодых и среднего возраста давление крови принято считать повышенным, если оно превышает 140/90 (верхнее/нижнее).

Кровяное давление всегда повышается при стрессе – в спортивных состязаниях, при вождении автомобиля, при ответе на экзамене и т.д. При часто повторяющемся стрессе давление не успевает прийти в норму и остается повышенным длительное время. Если давление остается повышенным и при снятии стресса, говорят о гипертонической болезни. Ее симптомы – головные боли (особенно в затылочной области), ухудшение памяти, снижение работоспособности, шум в ушах, слабость и головокружения при перемене погоды и т.п. – обычно относят к переутомлению и часто оставляют без внимания, пока не возникнут более серьезные симптомы, уже существенно ограничивающие работоспособность человека: стенокардия, ишемическая болезнь сердца, а затем и инфаркт миокарда.

В традиционной теории реакция на длительный стресс имеет три стадии: стадия тревоги (например, шок), в которой происходит мобилизация защитных сил организма (в коре надпочечников резко уменьшается количество гранул, содержащих запас кортикостероидных гормонов); стадия устойчивости (количество гранул значительно превышает исходное); стадия истощения, которая возникает при слишком сильном или слишком длительном воздействии, а также в том случае, когда адаптивные силы организма недостаточны. На стадии истощения количество гранул вновь уменьшается, реакция на стресс принимает патологический характер.

Как правило, стресс вызывает ухудшение деятельности самого «слабого» звена в организме, например приводит к образованию язвы желудка при хроническом гастрите. Однако действие стресса на организм человека неоднозначно. Сам Селье в начале своих исследований считал, что небольшой стресс даже полезен для организма, т.к. приводит к активации его защитных систем. К концу жизни он пришел к выводу, что существуют два вида стресса: полезный стресс – эустресс и вредный – дистресс. Эустресс повышает жизненные силы организма, а дистресс приводит к истощению его сил и возникновению патологических состояний.

Классическая теория стресса Селье представляет организм пассивной системой, подвергающейся внешним воздействиям. Однако даже самые простые организмы, не говоря уже о человеке, отвечают на внешние воздействия различными поведенческими реакциями. Именно эти реакции в не меньшей степени, чем сила и продолжительность действия стрессора, во многом определяют последствия стрессовой ситуации для организма.

Известно, что длительная и напряженная борьба человека за желанную цель, даже при временных неудачах, как правило, не только не приводит к истощению сил организма, но, наоборот, способствует сохранению психического и физического здоровья.

С другой стороны, описаны так называемые болезни достижения, или «синдром Мартина Идена» (героя одноименного романа Дж.Лондона). Такие состояния возникают обычно тогда, когда после достижения желанной цели у субъекта не появляется новая «сверхзадача». Практика показывает, что лучше испытывать неприятные переживания, связанные с настойчивым поиском выхода из затруднительного положения, чем находиться в расслабленном состоянии пассивного удовлетворения собой и миром («синдром Обломова»).

Таким образом, в определенных ситуациях стресс (эустресс) ведет к мобилизации защитных сил организма, а это, в свою очередь, приводит к самоизлечению его от многих соматических заболеваний (язвенная болезнь, аллергия, ишемическая болезнь сердца, астма и др.). Однако для того, чтобы самоизлечение стало возможным, нужны еще и достаточные энергетические резервы.

При чрезмерной интенсивности стресса или неадекватной реакции организма на него возникает дистресс, сопровождающийся ухудшением протекания болезней и возникновением психосоматических нарушений. Такое состояние организма может быть связано как с недостаточными энергетическими ресурсами, так и с нарушениями в системах передачи, рецепции и генерации информации в различных системах организма. Поэтому иногда дистресс наблюдается и при низких интенсивностях воздействий стрессоров.

Ученых всегда интересовал вопрос о том, как помочь организму справиться с различными заболеваниями, и особенно с тяжелыми, например такими, как рак. Эустресс стал одним из путей решения этой проблемы. Изучение влияния стресса на течение заболеваний и сопротивляемость организма началось сразу после появления работ Селье.

Выдающийся советский ученый- медик А.Д. Сперанский экспериментально показал еще в 1938 г., что от большого числа заболеваний, в том числе и инфекционных (например, проказы), можно излечить, изменяя иннервацию, в частности перерезая блуждающий нерв. Это – прямое вмешательство в систему передачи и обработки информации в организме. Оно, конечно, сопровождалось стрессом, но при этом позволяло повысить защитные силы организма.

Наблюдения, проведенные во время Второй мировой войны, подтвердили предположение о том, что стресс может значительно повышать сопротивляемость организма вредным воздействиям, в том числе и инфекционным заболеваниям.

Однако самое интересное открытие в области изучения влияния стресса на состояние организма было сделано значительно позже советскими медиками Л.М. Гаркави, М.А. Уколовой и Е.Б. Квакиной. Оказалось, что стресс имеет, говоря языком физики, квантовую природу, т.е. реакция организма на внешние воздействия имеет дискретный характер (открытие №158 в Государственном реестре изобретений и открытий СССР, 1975 г.).

В соответствии с теорией этих ученых при увеличении силы внешнего воздействия организм человека последовательно проходит четыре основные состояния: тренировка, слабая активация, сильная активация, стресс (дистресс). При дальнейшем увеличении силы воздействия организм снова последовательно проходит через те же четыре состояния. Каждому циклу из четырех состояний соответствует свой адаптационный уровень. Поэтому при постепенном повышении силы стрессора организм последовательно переходит с низшего адаптационного уровня на все более высокие – так же, как квантовая система с дискретными уровнями энергии при увеличении внешнего воздействия.

Позже было показано, что переход с одного адаптационного уровня на другой, соответствующий повышению нагрузки на организм, приводят не к усилению функций действующих структурных элементов организма, а к подключениям его избыточных или резервных структур.

На каждом адаптационном уровне состояние тренировки возникает при воздействии относительно слабого раздражителя, состояния спокойной и повышенной активации – среднего по силе стрессора для данного уровня, а стресс – при воздействии относительно сильного стрессора. Перечисленные четыре состояния организма характеризуются типичными для них реакциями на любые воздействия, поэтому их обычно называют адаптационными реакциями организма.

Первые три адаптационные реакции соответствуют постепенному повышению защитных сил организма и сопровождаются возрастающими энергетическими затратами, поэтому их иногда даже называют антистрессорными.

Реакция активации, в соответствии со своим названием, вызывает наибольший подъем активности организма, стимулирует его нервноэндокринную и защитные системы (системы иммунитета, особенно клеточного), поэтому при этой адаптационной реакции организм способен бороться с любым заболеванием. Только с очень тяжелыми заболеваниями организм не может справиться самостоятельно, в основном из-за ограниченности ресурсов, и ему требуется помощь.

В норме организм самостоятельно переходит из одного адаптационного состояния в другое в соответствии с ситуацией и доступностью ресурсов (энергии). Эти переходы обусловлены взаимодействием процессов передачи и обработки информации и преобразования энергии в различных органах и тканях.

При заболевании, как и при других типах воздействий, организм переходит на адаптационный уровень, который может обеспечить постоянство его внутренней среды (гомеостаз), т.е. адаптацию к новым условиям (болезни). Если при этом окажется, что новый адаптационный уровень требует энергетических затрат, превышающих возможности организма, организм «сползает» на более низкий, декомпенсированный, уровень и может оказаться в состоянии стресса (дистресса). В этом случае течение болезни осложняется.

Общий подход к лечению при любых заболеваниях с точки зрения теории дискретных адаптационных уровней сводится к тому, что организм нужно перевести на соответствующий его состоянию адаптационный уровень при соответствующей реактивности. Этого можно достичь с помощью внешних воздействий, разных по величине и свойствам. Воздействия относительно слабыми раздражителями более физиологичны, более благоприятны, но не всегда эффективны. В современных жестких условиях существования организм человека теряет чувствительность, способность реагировать на малые по абсолютной величине раздражители. Поэтому одной из задач коррекции состояния организма является восстановление его чувствительности к малым воздействиям.

Поскольку стресс является неспецифической реакцией на внешние воздействия, для изменения состояния организма можно использовать воздействия любой природы и любые их сочетания. При этом возникает проблема точного определения адаптационного состояния, в котором находится организм.

Многочисленные исследования показали, что состав крови закономерно связан с адаптационным состоянием организма. Это означает, что состав крови изменяется в зависимости от состояния организма, но при одних и тех же состояниях (тренировки, активации и т.д.) на разных адаптационных уровнях организма ее составы схожи.

На основе этих закономерностей была установлена относительная шкала (см. рис.), показателями которой служили адаптационные уровни (повторяющиеся фазы изменений состава крови) и коэффициент реакции (формализованное представление изменений состава крови в пределах каждой фазы).

Шкала зависимости состава крови от адаптационного состояния организма

Шкала зависимости состава крови от адаптационного состояния организма

Адаптационные уровни косвенно характеризуют энергетический потенциал, имеющийся у организма для реализации ответа на воздействия внешней и внутренней среды, а коэффициент реакции отражает степень достаточности энергетических ресурсов для формирования адекватного системного ответа.

Воздействие раздражителей, как внутренних, так и внешних, в первую очередь приводит к активации защитных систем организма, т.е. переводит эти системы из состояния покоя в рабочее состояние. Наряду с этим происходят постоянные изменения всех систем организма под воздействием внешней среды, которые избирательно реагируют на каждый раздражитель из общей их совокупности.

На системный ответ организма, зависящий от индивидуальных генотипических особенностей, оказывают влияние следующие параметры воздействия:

– сила (интенсивность) воздействия;
– динамические характеристики раздражителя (длительность, скорость изменения, суммарная доза);
– локализация воздействия (центральная нервная система, дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожа и т.п.).

Для того, чтобы количественно охарактеризовать адаптационное состояние, надо как можно более точно определить зависимость различных параметров жизнедеятельности организма от того, в каком состоянии он находится. Различными исследователями проведена такая оценка для 114 показателей жизнедеятельности организма.

При выражении этих показателей в условных единицах (%) оказалось, что состоянию сильной активации соответствует значение коэффициента реакции 0,5–0,8. На основании клинических и лабораторных исследований установлено, что оптимальное состояние здорового молодого организма соответствует третьему адаптационному уровню, поэтому состояние, соответствующее этому уровню и коэффициенту реакции 0,65, можно принять за 100%.

С возрастом происходит изменение распределения здоровых людей по уровням адаптации и коэффициентам реакции. Так, в возрасте 46–55 лет на долю третьего адаптационного уровня приходится всего 32% обследованных. После 40 лет происходит снижение коэффициента реакции.

Определение адаптационного состояния организма по составу крови имеет существенный недостаток – необходимо несколько раз в день брать пробы крови для анализа. Поэтому усилия исследователей были направлены на поиски других таких же точных критериев оценки состояния. Оказалось, что гематологические показатели организма тесно связаны с распределением температуры по поверхности тела – его термографической картиной. Это позволило разработать неинвазивные методы определения адаптационного состояния организма (патенты на изобретения РФ № 2164076 от 17.05.2000 и № 2200460 от 24.05.2002).

Для изменения адаптационного состояния организма, т.е. для того, чтобы вызвать у организма требуемую реакцию, можно применять различные типы воздействия. Этим, в частности, объясняется эффективность в некоторых случаях различного рода магнитных и электрических стимуляторов, приборов «квантовой медицины» и т.п. Однако надо иметь в виду, что эффект плацебо, т.е. исцеления при лечении, в которое пациент верит и которое якобы проводится, во всех случаях составляет около 30%, что само по себе уже немало.

При поддержании состояния повышенной активации достаточно длительное время организм самостоятельно может исцелиться от большинства болезней. Однако при тяжелых заболеваниях, особенно онкологических, организм не способен к эффективной саморегуляции. В этих случаях дозированное применение стимулирующих аппаратов, например типа СКЭНАР, дает очень хороший противоболевой, противоотечный эффекты, но кардинального изменения течения заболевания достичь не удается. Проведению коррекции часто мешает обычное лечение, которое нельзя отменить. Оно усугубляет стресс, вызванный болезнью. При этом необходимая адаптационная реакция может быть получена, но поддерживать ее достаточное для получения лечебного эффекта время в общем случае не удается.

Экспериментально было установлено, что во многих случаях переход с первого адаптационного уровня на оптимальный третий при различных способах воздействий на организм сопровождается лишь кратковременным улучшением состояния. Более высокий адаптационный уровень требует больших энергетических затрат, и после кратковременного улучшения состояния наступает его резкое ухудшение, сопровождающееся снижением адаптационного уровня. Переход же в состояние стресса на более низком адаптационном уровне сопровождается резким ослаблением защитных функций организма. Если продолжать воздействие стрессора в неизменных условиях, то ничего, кроме вреда, оно не принесет. При длительном стрессе у лабораторных животных развиваются раковые опухоли различной этиологии. У больных, особенно хронических, осложняется течение болезни.

Представления о дискретных адаптационных уровнях организма позволяют по-новому взглянуть на нетрадиционные методы лечения при самых различных заболеваниях, понять причину их эффективности даже в тех случаях, когда лечение традиционными способами не приводит к успеху. Однако любое воздействие на организм с лечебными целями должно проводиться при строгом контроле его адаптационного состояния. Иначе недалеко до беды.


* В русском языке не делают различия между стрессом и стрессорами, называя стрессом и факторы, вызвавшие стресс.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru