Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №26/2004
Формирование здоровьесберегающей среды

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 2004

Е.А. АНДРЕЕВА,
учитель биологии
Образовательного центра
ОАО «Газпром»

Формирование здоровьесберегающей среды

На фоне общего снижения уровня здоровья населения страны особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения.

Наше здоровье определяется комплексом факторов: наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни (степенью удовлетворения потребностей), образом жизни. По мнению ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50%.

Здоровый образ жизни основан на достаточной двигательной активности, рациональном питании, соблюдении правильного режима дня, отсутствии вредных привычек. Так как молодые люди наиболее восприимчивы к различным негативным воздействиям, то формирование у школьников валеологической грамотности (знания научных основ здорового образа жизни, умения и навыков укрепления здоровья), воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы сохранения их здоровья.

В связи с этим школа, кроме образовательных функций, должна выполнять и социальные, включая обучение основам здорового образа жизни, формирование основных навыков правильного режима дня школьника, гигиенических навыков. Все это – необходимые элементы для принятия подростками правильных самостоятельных решений в различных ситуациях, касающихся здоровья.

В нашем «Образовательном центре» в учебных кабинетах сохранению правильной осанки учащихся способствуют одноместные столы с регулируемой столешницей и стулья с изменяющейся высотой сиденья. Школьники рассажены в соответствии с показателями по зрению и их ростом, размерами стульев и столов.

Перед началом и в конце каждого урока учащиеся принимают положение правильной осанки, стоя около рабочего места; во время урока учитель не раз обращает внимание учащихся на их позу за рабочим столом. На каждом уроке предусмотрена динамическая пауза с комплексом физических упражнений, соответствующих возрасту (разработана учителями физкультуры), и гимнастикой для глаз. Это снижает утомляемость и повышает активность учащихся к восприятию нового материала на уроке.

Огромное значение в формировании знаний школьника о здоровье и профилактических мерах по его сохранению принадлежит естественно-научным дисциплинам. Изучение экологических вопросов в их курсах с акцентом на взаимодействие человека и природы включает рациональное природопользование и разумное преобразование окружающей среды. Ведь изменение химического состава компонентов окружающей среды приводит к смещению природного равновесия и непосредственно влияет на здоровье и жизнедеятельность человека. Учащиеся знакомятся с антропогенными факторами загрязнения окружающей среды; основными видами химических веществ, загрязняющих атмосферу, почву, воду; способами их нейтрализации; получают основы экологического мировоззрения, предполагающего гуманное отношение к окружающей природе.

В процессе исследовательских и практических занятий учащиеся сами оценивают экологическое состояние своей местности, участвуют в улучшении ландшафта, ведут пропаганду здорового образа жизни.

На уроках эффективно используются информационные технологии, разнообразные обучающие программы. Для конкретных уроков тщательно подбираются визуальные фрагменты.

Информационно-компьютерные технологии позволяют существенно повысить интерес школьников к самому учебному процессу и к результатам своего труда. Это важно для детей с ослабленным здоровьем: они могут работать над программой в индивидуальном темпе и в классе, и дома.

В «Образовательном центре» ежегодно проводятся научно-практические конференции исследовательских и проектных работ учащихся, посвященных формированию и воспитанию здорового образа жизни: «Витамины», «Комнатные растения и здоровье человека (медицинский фитодизайн)», «Лекарственные растения Подмосковья», «В огороде – сорняки, на столе – лекарства» и др.

Таким образом, формирование и развитие современной образовательной системы создает благоприятные условия для формирования в «Образовательном центре» здоровьесберегающей среды на уроках и во внеурочное время.

 

Рейтинг@Mail.ru