Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №18/2004

Я ИДУ НА УРОК

Н.П. ТУКАЕВА,
учитель биологии школы №13,
г. Казань

Уроки по теме «Размножение»1

Урок 1. Размножение, его формы

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: муляжи шляпочных грибов, таблицы: «Водоросли», «Простейшие животные», «Мхи»; рисунки на с. 122–123 учебника, фланелеграф (или магнитная доска).

ХОД УРОКА

Способность к размножению – важное свойство всех живых организмов: размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Благодаря размножению не прерывается нить жизни.
Все формы размножения можно объединить в два основных типа: бесполое и половое.

(Начинаем составлять схему «Способы размножения организмов» на фланелеграфе или магнитной доске.)

При бесполом размножении потомство образует одна особь. Дочерние организмы, возникающие из материнского, являются точной его копией. Таким способом размножаются бактерии, простейшие, грибы, многие растения, низшие животные. Но большинство живых организмов, обитающих на Земле, размножаются как бесполым, так и половым способом или исключительно половым. При половом размножении происходит слияние двух половых клеток – оплодотворение, а потомство несет в себе смешанные признаки родителей.

(Учитель продолжает составление схемы.)

Сегодня мы познакомимся с бесполым размножением живых организмов. Сейчас вам предстоит самостоятельная работа в группах.

(Класс разбивается на несколько групп, каждая получает задание: прочитав текст учебника и рассмотрев рисунки на с. 122–123, изучить особенности бесполого размножения одного из следующих организмов: эвглены зеленой, гидры, мха, гриба, бодяка полевого, и сообща составить рассказ или сказку на эту тему. Потом один человек из группы зачитывает этот рассказ классу.)

После выступления представителя каждой группы учитель дополняет и обобщает его рассказ и продолжает заполнение схемы «Способы размножения».

Формы бесполого размножения разнообразны: это и деление клеток, как у амебы, эвглены, инфузории туфельки; и почкование у гидры или дрожжевых грибов; и спорообразование у мхов, папоротников, шляпочных грибов;2 и различные способы вегетативного размножения у растений.

Преимущества бесполого размножения в его простоте и эффективности: не нужен партнер – потомство может оставить любая особь, а полезные для организма признаки передаются из поколения в поколение.

Закрепление – самостоятельная работа в рабочих тетрадях (с. 35, задания 92, 93). Проверяется фронтально.

Домашнее задание – §18 (с.122–123 учебника); в рабочей тетради выполнить задания 91, 94.

Урок 2. Половое размножение животных

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы «Внутреннее строение...» дождевого червя, гидры, рыбы, насекомого, птицы, млекопитающего; рисунки учебника на с. 128, 131, изображения детенышей млекопитающих, влажные препараты «Развитие зародышей позвоночных», документальный фильм «Размножение и развитие млекопитающих», модель «Строение яйца птицы».

ХОД УРОКА

Для закрепления и проверки знаний проводится работа с кодоскопом с использованием кодопленок, изготовленных учащимися по материалам предыдущего урока. Устанавливая последовательно разные кодопленки, учитель задает вопросы классу: «Какой вид вегетативного размножения представлен здесь?», «Какие растения человек размножает таким способом?», «Какие растения размножаются таким способом в природе?» Так же работаем с тестами «Какие утверждения верны?», «Выбери правильный ответ» (с. 126 учебника).

Тест «Какие утверждения верны?»

1. Размножение – характерное свойство всех живых организмов.
2. Цветок – вегетативный орган.
3. При бесполом размножении образуются половые клетки.
4. Почкование – способ бесполого размножения.
5. При бесполом размножении образуются одинаковые дочерние особи.
6. Дрожжи размножаются делением клеток.
7. Споры – это специальные образования для бесполого размножения, состоящие из нескольких клеток.
8. Спорами размножаются только мхи и грибы.
9. Вегетативное размножение – это размножение растений частями или вегетативными органами.

«Выбери правильный ответ»

1. В бесполом размножении участвует:

а) 1 особь;
б) 2 особи.

2. Почкование – это:

а) половой способ размножения;
б) бесполый способ размножения.

3. Вегетативное размножение – это:

а) половое размножение;
б) размножение спорами;
в) размножение вегетативными органами растений.

В ходе беседы вспоминаем, какие системы органов есть у животных (используются таблицы), какое значение имеет каждая система, для чего служит система органов размножения?

Далее учитель обобщает и объясняет сущность полового размножения животных.

Животные размножаются преимущественно половым способом. В их организмах вырабатываются половые клетки, которые называются гаметами. (Новые термины записываются на доске.) В половом размножении участвуют две гаметы – мужская (сперматозоид) и женская (яйцеклетка).

Далее в процессе беседы и изучения рисунков на с. 128 учебника разбираем особенности строения мужских и женских гамет. Животных, в организме которых вырабатывается только один тип гамет, называют раздельнополыми. У них в половом размножении обязательно должны принимать участие две особи – самец и самка. В ряде случаев самки и самцы одного вида отличаются друг от друга и внешне. (Возможные примеры: рыбы – меченосцы, гуппи; птицы – куры, тетерева; звери – львы, олени.) Но встречаются и животные, у которых в одном организме образуются как мужские, так и женские гаметы. Их называют гермафродитами. К ним относятся, например, плоские и кольчатые черви, ряд моллюсков, некоторые виды рыб.

Для развития будущего организма женские и мужские гаметы должны встретиться и слиться друг с другом. Этот процесс называется оплодотворением, а оплодотворенная яйцеклетка – зиготой. Наиболее просто происходит оплодотворение у водных организмов. Особи противоположного пола выделяют гаметы в воду, где те находят друг друга и сливаются. Это наружное оплодотворение. Для повышения вероятности встречи гамет эти организмы вырабатывают их в очень большом количестве. Например, луна-рыба мечет до 300 млн икринок. Наружное оплодотворение характерно для гидры, для многих рыб, лягушек.

Более прогрессивный способ – внутреннее оплодотворение, при котором слияние гамет происходит в теле материнской особи. Вероятность встречи гамет при внутреннем оплодотворении увеличивается, поэтому такие организмы вырабатывают значительно меньше яйцеклеток, с большим запасом питательных веществ. Такой способ размножения характерен для насекомых, ящериц, змей, птиц, зверей.

Затем учащиеся самостоятельно читают текст учебника на с. 130 – о сложных формах поведения животных перед спариванием и рассматривают приведенные в учебнике рисунки. После этого отдельные ученики комментируют рисунки и рассказывают о своих наблюдениях в природе: как происходит «ухаживание» и образование пар у птиц и млекопитающих.

После оплодотворения из зиготы развивается зародыш. Он питается запасными питательными веществами, которые находятся в яйцеклетке, а затем переходит к самостоятельному образу жизни.

Закрепление – выполнение заданий 96, 98,100 в Рабочей тетради на с. 37. Фронтальная проверка выполненной работы.

Домашнее задание – §19 учебника, устно ответить на вопросы под рубрикой «Проверь свои знания» на с. 133 Рабочей тетради.

«Проверь свои знания»

1. Какое значение имеет размножение для животных?
2. Чем половое размножение отличается от бесполого?
3. Почему половое размножение – наиболее распространенный способ размножения живых организмов?
4. Как называются половые клетки?
5. Где образуются половые клетки?
6. Чем яйцеклетки отличаются от сперматозоидов и почему?
7. Какие животные называются раздельнополыми?
8. Кто такие гермафродиты?
9. В чем состоит сущность партеногенеза?
10. Какие животные способны к партеногенезу?
11. Что такое оплодотворение?
12. Для каких животных характерно наружное оплодотворение?

Урок 3. Половое размножение растений

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: гербарные экземпляры растений; модель «Цветок картофеля»; таблицы «Строение цветка», «Оплодотворение у цветковых растений»; плакаты «Строение цветка», кодоскоп.

ХОД УРОКА

Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке:

– фронтальный опрос по вопросам рубрики «Проверьте свои знания» на с. 133 учебника;
– несколько учеников получают индивидуальные задания – письменно дать определения терминам, приведенным на с. 133 учебника;
– самостоятельная работа по заданиям рубрики «Выбери правильный ответ».

«Выбери правильный ответ»

1. Половой способ размножения встречается только у:

а) растений;
б) всех живых организмов;
в) многоклеточных живых организмов.

2. К гермафродитам относятся:

а) дождевой червь;
б) амеба;
в) заяц-беляк

3. Наружное оплодотворение происходит у:

а) птиц, млекопитающих;
б) рыб, земноводных;
в) пресмыкающихся.

Растениям, как и животным, присущи обе формы размножения: бесполое и половое. Сегодня вы познакомитесь с тем, как растения разных систематических групп размножаются половым путем. Вопрос классу: В чем суть полового размножения? (В слиянии двух половых клеток.) Этот процесс характерен и для полового размножения растений.

С особенностями полового размножения водорослей, мхов и папоротникообразных знакомимся в ходе самостоятельной работы. Ученики по рядам получают задание – прочитать соответствующий текст учебника (с. 134–135), ознакомиться с рисунками и рассказать одноклассникам о половом размножении:

– водоросли хламидомонады (1-й ряд);
– водоросли спирогиры (2-й ряд);
– мхов (3-й ряд).

Далее проводим беседу с учащимися по следующим вопросам: Что такое чередование поколений? Какие растения размножаются с чередованием поколений? Как оно происходит у растений разных групп? Что общего в размножении мхов, водорослей, папоротников? (Происходит слияние двух клеток – оплодотворение, образуется зигота, которая прорастает и дает начало новому растению; для оплодотворения необходима вода.)

При переходе к вопросу о половом размножении покрытосеменных растений, для актуализации знаний учащихся о строении цветка, проводим беседу по вопросам: Какие растения называются цветковыми? Какое строение имеет цветок? Назовите главные части цветка; почему они являются главными? Какое строение имеет тычинка, пестик?

Таким образом, цветок является органом полового размножения, а тычинки и пестик – важнейшие его части.

Для того, чтобы образовались плоды и семена, должно произойти опыление, а затем – оплодотворение. Опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Цветковые растения в процессе длительной эволюции выработали различные приспособления для того, чтобы опыление происходило более эффективно. Существуют несколько видов опыления. При самоопылении пыльца с тычинок переносится на рыльце пестика этого же цветка. Горох, пшеница, картофель – это самоопыляемые растения.

При перекрестном опылении происходит перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльца пестиков других цветков. Большинство растений в природе опыляются перекрестно. У них для этого есть характерные приспособления, о которых вам расскажут ученики, заранее подготовившие сообщения.

Темы сообщений (по книге Г.А. Денисовой «Удивительный мир растений»):

– «Особенности насекомоопыляемых растений»;
– «Особенности ветроопыляемых растений»;
– «Особенности строения пыльцы и рыльца пестика у перекрестноопыляемых растений».

Далее следует рассказ учителя о прорастании пыльцевой трубки, строении зародышевого мешка, процессе двойного оплодотворения, развитии зиготы, образовании зародыша, семени и плода.

(Демонстрация таблицы, кодотранспаранта, разбор рисунка в учебнике на с.134–135.)

Закрепление – беседа по вопросам учебника на с. 138 под рубрикой «Подумайте».

«Подумайте»

1. Чем оплодотворение у цветковых растений отличается от подобного процесса у других организмов?

2. Каково биологическое значение двойного оплодотворения?

Домашнее задание – §20 учебника; в рабочей тетради выполнить задания 101–103.

Урок 4. Вегетативное размножение растений

Тип урока: комбинированный урок-практикум.

Оборудование: комнатные растения (традесканция, герань, бегония, узамбарская фиалка, сансевьера, аспидистра), луковичные растения, цветочные горшки, скальпель, почва, песок, дренаж, сосуд с водой, древесный уголь, таблица «Вегетативное размножение растений», кодоскоп.

ХОД УРОКА

Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках: вопросы 1–9 на с.127 учебника (фронтально);

«Проверь свои знания»

1. Какова биологическая роль разножения?
2. В чем сущность бесполого размножения?
3. Какие виды бесполого размножения вы знаете?
4. Как происходит бесполое размножение у простейших?
5. Что такое почкование?
6. Какие организмы размножаются почкованием?
7. Встречается ли почкование у растений?
8. Что такое спора?
9. Какие организмы размножаются спорами?

Проверка выполнения домашнего задания, выполнение заданий 91, 94 в Рабочих тетрадях (взаимопроверка соседей по парте).

Составление на доске по памяти схемы «Способы размножения организмов» (один из учеников).

Вегетативное размножение широко распространено среди растений. Мы часто видим заросли папоротника, ивы, ландыша, крапивы и других растений. Новые особи образуются из надземных или подземных частей материнского организма. Подобным образом размножаются и многие культурные растения. Способов вегетативного размножения много, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь и, надеюсь, в будущем будете использовать их у себя в огороде, в саду или дома.

Сегодня на уроке мне будут помогать ученики, которые уже освоили на кружковых занятиях методику вегетативного размножения и правила посадки растений.

Практическая работа «Размножение комнатных растений»

К демонстрационному столу выходят 2–3 ученика и рассказывают о последовательности операций подготовки горшков – с демонстрацией.

Необходимо взять глиняный горшок с отверстием в дне, предварительно вымытый горячей водой с мылом или прокипяченный с содой, хорошо его промыть (можно в растворе марганцовки). Чтобы к корням растения поступал воздух, на дно надо положить дренаж (керамзит или черепки), на дренаж – немного почвы, которую надо полить отстоянной водой комнатной температуры. Таким образом, горшки подготовлены для посадки растений.

Далее заранее подготовившиеся ученики работают в парах. Один демонстрирует самостоятельно изготовленную кодопленку и комментирует ее, а другой в это время выполняет практическую часть.

Продолжение следует


1 Уроки по учебнику Сонин Н.И. Биология. 6 кл. Живой организм. – М.: Дрофа, 1997.

2 Стоит отметить, что у шляпочных, как и у других базидиальных грибов, спороношение рассматривается как аналог полового процесса. Грибница и плодовые тела базидиомицетов образованы диплоидными (точнее – двуядерными, дикариофитными) клетками, ядра которых расходятся при образовании спор. Проросшие из спор одноядерные гифы быстро сливаются попарно. Таким образом, образование спор у шляпочных грибов соответствует редукционному делению, а сами споры – гаметам. – Прим. редакции.

 

Рейтинг@Mail.ru