ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

А.Н. СОЛОПЕНКО,
учитель химии и биологии МОУ СОШ № 4,
г. Дальнереченск, Приморский край

Окончание. См. № 12, 13, 14, 15/2004

Решение задач по общей и молекулярной генетике

Ответы к задачам

Приложение 6. Контрольная работа по теме «Основы генетики»

Схема образования половых клеток (мейоза)

1. В прародительнице половых клеток находится 23 пары хромосом, причем одна хромосома каждой пары материнская (светлые), а другая – отцовская (темные). На нашей схеме показаны только три такие пары.
2. При подготовке к мейотическому делению хромосомы-партнеры из одной пары находят друг друга и тесно прижимаются бок о бок.
3. Партнеры каждой пары расходятся в две дочерние клетки – это первое деление.
4. В результате второго деления каждая из вновь образованных клеток получает одинарный набор (23) всех хромосом.
Половые клетки женщины (яйцеклетки) всегда содержат Х-хромосомы. У мужчины половина сперматозоидов несет Х-хромосому, а другая половина – Y-хромосому. При слиянии с яйцеклеткой Х-сперматозоида рождается девочка, при слиянии Y-сперматозоида – мальчик.

На схеме в центре представлены ДНК-отпечатки матери, ребенка и двух предполагаемых отцов. Вопрос: «Кто же истинный отец?».
Конечно, «претендент» №1. Ведь именно фрагменты его хромосом (темные полоски) и присутствуют в ДНК-отпечатке ребенка, а фрагментов хромосом «претендента» № 2 нет ни одной, следовательно он отцом ребенка быть не может. В левой колонке художник представил процесс получения ДНК-отпечатка.
А к рисункам справа мы намеренно не стали делать подписи. Предоставляем читателям возможность самим разобраться в различных жизненных ситуациях и прокомментировать их.

На схеме представлена семья, где в первом поколении больной гемофилией (светлая фигурка) вступает в брак со здоровой женщиной. У них рождаются дети (II поколение): здоровый сын и дочь-носительница гена гемофилии, которая получила дефектную Х-хромосому от отца. У этой дочери рождаются больной сын, здоровая дочь и дочь – носительница гена гемофилии (III поколение).
Теперь посмотрите на левую ветвь, идущую от сына, страдающего гемофилией. Как видите, здесь все кончается благополучно: в VI поколении болезнь из этой семьи уходит – рождаются два здоровых сына.
В правой ветви, которая начинается от дочери – носительницы гена гемофилии (III поколение), гемофилия остается в семье: ею страдает представитель VII поколения.

Вариант 1

Теория

1. В чем сущность закона Моргана?

2. Что такое гибрид, фенотип, генотип, доминантный и рецессивный признак.

3. Законы Менделя. Какая имеется связь между первым и вторым законами?

Задачи

1. Определите, какие группы крови возможны у детей:

а) если у матери I группа, а у отца IV группа;
б) если у обоих родителей I группа крови.

Примечание. Группа крови зависит от действия не двух, а трех аллельных генов, обозначаемых символами А, В, 0. Комбинируясь в клетках по 2, они могут образовывать 6 генотипов: I группа – 00; II группа – АА, А0; III группа – ВВ, В0; IV группа – АВ.

2. Темноволосая кареглазая женщина, гетерозиготная по первому признаку, вступила в брак со светловолосым кареглазым мужчиной, гетерозиготным по второй аллели. Каковы вероятные генотипы и фенотипы детей?

3. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у матери – голубые. От этого брака родился один голубоглазый сын. Определите генотип каждого из упомянутых лиц и составьте схему их родословной.

Примечание. Составляя схему родословной, пользуйтесь следующими обозначениями: родственные связи – линиями; лица женского пола – ; лиц мужского пола – . Внутри этих фигур обозначьте генотипы упомянутых лиц Р (дедушки, бабушки), F1 (родители), F2 (внук).

4. От черепаховой кошки родилось несколько котят, один из которых оказался кошкой рыжей окраски. Каковы фенотипы и генотипы кота и котят F1, если гены черной и рыжей окраски шерсти кошек локализованы в Х-хромосоме.

Вариант 2

Теория

1. В чем сущность I закона Менделя? На основании каких опытов он его вывел?

2. В чем заключается сущность гипотезы чистоты гамет?

3. С какой целью проводят анализирующее скрещивание?

Задачи

1. Гомозиготное по обоим признакам гладкосеменное (А) растение гороха с усиками (С) скрестили с растением гороха с морщинистыми сменами и без усиков, гомозиготным по второму признаку. Определите, каковы генотипы и фенотипы F1?

2. У человека аллель карих глаз (А) доминирует над аллелем голубых глаз (а). Ваш знакомый сообщает, что в его семье у дедушки и бабушки по отцовской линии, дедушки по материнской линии и матери карие глаза. Бабушка по материнской линии и отец – голубоглазые, так же, как и сам ваш знакомый. Определите генотипы перечисленных членов семьи и составьте родословную.

Примечание. Составляя схему родословной, пользуйтесь следующими обозначениями: родственные связи – линиями; лица женского пола – ; лица мужского пола – .

Внутри этих фигур обозначьте генотипы упомянутых лиц Р (дедушки, бабушки), F1 (родители), F2 (внук).

3. Одна их форм гемофилии наследуется как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Мужчина, больной гемофилией, вступает в брак с нормальной женщиной (ее отец и мать тоже здоровы). Будут ли их дети страдать этим заболеванием?

4. Какое потомство F1 и F2 по фенотипу и генотипу получится при скрещивании красноплодной земляники с белоплодной?

Примечание. Ни один из этих признаков плода у земляники не дает полного доминирования, поэтому у гибридов плод розовый. В буквенной записи ген неполного доминирования обозначается черточкой над буквой, например, ген красной окраски плода земляники – белой окраски плода –

Вариант 3

Теория

1. Что такое новообразование? Приведите примеры.

2. Что такое цитоплазматическая наследственность?

3. В каком случае происходит расщепление по фенотипу и генотипу в соотношении 1:2:1?

Задачи

1. От черепаховой кошки родилось несколько котят, один из которых оказался рыжей кошкой. Каковы фенотип и генотип кота и этого котенка? Указанные признаки сцеплены с полом, т.е. располагаются в X-хромосоме.

2. Черный мохнатый кролик, гомозиготный по обоим этим признакам, скрещивается с белой гладкой крольчихой. Определите генотип и фенотип гибридного потомства F1.

Примечание. Черная окраска, мохнатая шерсть – доминантные признаки.

3. Гипоплазия эмали (тонкая зернистая эмаль, зубы светло-бурого цвета) наследуется как сцепленный с Х-хромосомой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали отмеченной аномалией, родился сын. Определить вероятность (в %) того, что он будет с нормальными зубами.

4. Напишите возможные генотипы человека, если по фенотипу у него:

а) большие* карие* глаза;
б) тонкие губы и прямой нос;
в) большие* голубые глаза;
г) толстые губы* и «римский» нос*.

Примечание. Буквенную символику запишите самостоятельно; доминантные признаки отмечены звездочкой (*).

Вариант 4

Теория

1. Охарактеризуйте гибридологический метод исследования и моногибридное скрещивание.

2. Что такое неполное доминирование?

3. В чем выражается множественное действие гена?

Задачи

1. Белая окраска плодов тыквы (B) доминирует над желтой (b).

А. Родительские растения гомозиготны, одно из них имеет белые плоды, другое – желтые. Какие плоды будут у потомков от скрещивания гибрида F1 с его белым родителем, с его желтым родителем?

Б. При скрещивании белой тыквы с желтой получено потомство, одна половина которого имеет белые плоды, другая – желтые. Каковы генотипы родителей?

2. У свиней черная окраска щетины доминирует над рыжей окраской, а длинная форма щетины – над короткой. Определите формулы расщепления гибридного поколения, если скрещиваются животные:

а) черное длиннощетинное гетерозиготное по второму аллелю с рыжим гетерозиготным длиннощетинным;
б) дигетерозиготное черное длиннощетинное с гомозиготным черным короткощетинновым.

3. Гетерозиготную серую самку дрозофилы скрестили с серым самцом. Определите соотношение расщепления гибридов по генотипу и фенотипу (по полу и окраске тела). Указанные признаки сцеплены с полом и связаны только с Х-хромосомами.

Вариант 5

Теория

1. В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки?

2. Какие методы изучения наследственности человека вам известны?

3. Почему родственные браки нежелательны?

Задачи

1. Серебристую курицу из породы белый виандот скрестили с золотистым (коричневым) петухом породы леггорн. Определите соотношение расщепления гибридов по генотипу и фенотипу (по полу и окраске птиц).

Примечания.

1) Указанные признаки сцеплены с полом: доминантный ген серебристой окраски находится в одной Х-хромосоме, рецессивный ген золотистой окраски – в другой, гомологичной, Х-хромосоме.

2) Генетическая формула пола у птиц иная, чем у млекопитающих: у курицы – XY, а у петуха – XX.

2. Темноволосая женщина с кудрявыми волосами, гетерозиготная по первому признаку, вступила в брак с мужчиной, имеющим темные гладкие волосы, гетерозиготным по первой аллели. Каковы вероятные генотипы детей?

Примечание. Темные волосы, кудрявые волосы – доминантные признаки, волнистые волосы – промежуточный признак.

3. У свиней черная окраска щетины доминирует над рыжей окраской, длинная форма щетины – над короткой. Определите формулы расщепления гибридного поколения, если скрещиваются животные:

а) черное длиннощетинное, гетерозиготное по первому признаку с гетерозиготным черным короткощетинным;
б) дигетерозиготное черное длиннощетинное с гетерозиготным рыжим длиннощетинным.

Вариант 6

Теория

1. На чем основано медико-генетическое консультирование и какие цели оно преследует?

2. III закон Менделя.

3. Каковы возможности лечения наследственных заболеваний?

Задачи

1. У тыквы белая окраска плодов (В) доминирует над желтой (b), а дисковидная форма плодов (С) – над шаровидной (с). Определите генотипы родителей в следующих опытах:

а) белая дисковидная тыква, скрещенная с желтой шаровидной, дает в F1 50% белых дисковидных и 50% белых шаровидных потомков;
б) желтая дисковидная тыква, скрещенная с белой шаровидной, дает в F1 только белых дисковидных потомков.

2. Дальтонизм, одна из форм цветовой слепоты, признак рецессивный, сцепленный с половой Х-хромосомой. Дочь дальтоника вышла замуж за сына дальтоника. Оба различают цвета нормально.

А. Укажите генотипы родителей и F1.
Б. Определите, каким будет зрение у первого поколения (сыновей и дочерей).

3. При скрещивании серой крольчихи, оба родителя которой были серыми, с серым кроликом, родители которого тоже были серыми, родилось несколько черных крольчат. Определите генотипы каждого из упомянутых особей и составьте схему родословной.

Примечание. Составляя схему родословной, пользуйтесь следующими обозначениями: родственные связи – линиями; лица женского пола – ; лица мужского пола – .

Внутри этих фигур обозначьте генотипы упомянутых лиц Р (дедушки, бабушки), F1 (родители), F2 (внук).

4. На лабораторном занятии выполнили следующие опыты по скрещиванию мух-дрозофил:

а) серотелая (нормальная) самка скрещивается с чернотелым самцом, самка гетерозиготна;
б) самка с нормальными крыльями, гомозиготная, скрещивается с гомозиготным самцом, имеющим зачаточные крылья.

Определить, какое потомство будет получено в каждом опыте.

Примечание. Серая окраска и нормальные крылья – доминантные признаки.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru