Я ИДУ НА УРОК

М.Л. НЕЧИТАЙЛОВА,
учитель биологии,
Н.В. ЛЯЩУК,
учитель истории, с.ш. № 5,
г. Хотьково, Моск. обл.

Промысловые животные в российской геральдике

(Интегрированный урок истории и биологии, 8-й класс)

«На протяжении многих веков человечество отстаивало свое право на жизнь в борьбе со стихиями, с опасными и могучими зверями, наконец – с голодом. Человек-охотник участвовал и побеждал в этой борьбе. Охота была основой существования человечества и, как всякий труд, постепенно стала потребностью. Поколениями людей создавалась культура охоты и ее этика. Она гуманна по своей природе, так как развивалась во имя продолжения, а не прекращения жизни на Земле».

В.Г. Гусев

Задачи: расширить кругозор учащихся, познакомив их с законами геральдики; продолжить формирование экологического сознания, раскрыв взаимосвязь и взаимозависимость человека и живой природы на примере промысловых животных.
Тема позволяет провести интегрированный урок биологии и истории, показать связь предметов этих наук, охарактеризовать Россию как крупнейшую промысловую державу, природные ресурсы которой богаты разнообразными хозяйственно ценными животными.

Форма урока: интегрированный «урок – круглый стол».

Оборудование: карта «Охрана природы в России»; таблицы с изображением промысловых животных; изображения гербов российских городов (выполнены учащимися); толковый словарь русского языка.

ХОД УРОКА

Вступительное слово

(Рассказывает учитель истории.)

Ребята, сегодня у нас необычный урок – одновременно истории и биологии. Тема урока: «Промысловые животные в российской геральдике». За «круглым столом» мы с вами будем вести разговор о геральдике и ее законах, о гербах русских городов с изображением промысловых животных, выясним, почему русские люди на символах своих городов изобразили именно этих животных.
К государственным символам любой страны относятся такие геральдические знаки, как герб, флаг и гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в XX в. она установилась как обязательная традиция во всем мире.
Герб, флаг и гимн нужны как отражение прошлого и настоящего как выражение патриотизма граждан государства.
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце ХV в., первый флаг – в ХVIII в., первый гимн – в XIХ в.
Сегодня на уроке мы поговорим о гербах русских городов – в них соединены воедино законы геральдики и особенности занятий, промыслов тех или иных районов России.

(Учитель спрашивает ребят о значении слов «герб» и «геральдика» и зачитывает толкование этих слов, приводимые в толковом словаре.)

Законы построения герба

(Рассказывают учащиеся.)

Большой герб Российской империи 1882 г.

Большой герб Российской империи 1882 г.

Слово герб пришло в русский язык в XVI–XVII вв. В его основе лежит немецкое «erbe», что в переводе означает «наследство». Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность и постоянство в употреблении. Герб позволяет узнать своего владельца, а также судить о его положении, характере, о данных ему привилегиях.
Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны, родовой герб – о принадлежности его владельца к определенному сословию. Герб может указывать на земельные владения, как многие родовые гербы Средневековья, служить средством удостоверения своего владельца (к примеру, герб на печати). Поэтому герб, как правило, утверждается высшей властью.
За долгий период своей истории наука о гербах – геральдика – выработала особые правила их составления и описания, своеобразный геральдический язык.
Гербы — это настоящие произведения искусства. Изображения гербов помещались на оружии, доспехах, каретах, надгробиях и архитектурных сооружениях. Можно сказать, что в Средние века европейцев повсюду окружали гербы.
Составление герба – это целая наука. Герб состоит из щита и верхней части. В геральдике используется четко определенная цветовая гамма. Для этого существуют два металла, пять финифтей (эмалей) и два меха. Эти названия сохранились с тех пор, когда деревянные щиты действительно обивали мехом или металлом, делали на них металлические украшения и цветные изображения.
Два металла – это золото и серебро: они обозначались, соответственно, желтым и белым цветом. Пять финифтей – красная, голубая, зеленая, пурпур, черная. Соответствующие им цвета – красный, голубой, зеленый и черный – понятны. Пурпур же – это особенный цвет. Кроме того, в геральдике допускаются и натуральные цвета, в том числе и телесный. Телесным цветом обозначают человеческие фигуры.
В геральдике применяются два меха – горностаевый и беличий. В российской геральдике горностаевый мех использовался в основном для мантий в княжеских гербах, гербах членов императорского дома и в государственном гербе.
Гербы могут принадлежать государствам, городам, отдельным территориям, группам людей, родам.

Промысловые животные, их значение

(Беседу с учащимися проводит учитель биологии.)

На многих гербах изображают животных, в том числе и промысловых. Какой смысл имеют слова «промысел» и «промысловый»?

(Ответы учащихся: занятие, источник средств существования; являющийся предметом промысла, что промышляют и с помощью чего промышляют.)

Промысел животных, охота на зверей и птиц, рыбная ловля – древнейшее занятие человека. На территории России обитает 320 видов зверей, из них 60 промысловых; 730 видов птиц, из них 70 промысловых.)* Каких промысловых животных вы знаете? Ради чего их промышляют?

(На столах лежат таблицы с изображением промысловых животных. Используя их, учащиеся отвечают на поставленный вопрос.)

В течение тысячелетий охота и рыбная ловля служили основой существования и развития человечества. Жизнь многих племен и народов полностью зависела от охоты и рыбной ловли. Помимо пищи, одежды, жилья, защиты, эти промыслы давали людям целительные вещества и развивали физическую силу.
По разнообразию и хозяйственной ценности обитающих на территории нашей страны животных, Россия – крупнейшая промысловая держава.

(Учитель демонстрирует карту «Охрана природы России, на которой имеются символы, изображающие промысловых животных.)

Промысловые животные в российской геральдике

(Рассказ продолжает учитель биологии.)

В России много городов, на гербах которых изображены промысловые животные. О некоторых из них вы подготовили сообщения.

(Учащиеся показывают гербы городов и рассказывают о них – см. Приложение.)

Учитель обращает внимание всех на карту «Охрана природы России», на которой флажками отмечены города, о гербах которых звучали рассказы.

Беседа об охране природы

(Беседу проводит учитель биологии.)

Герб России (двуглавый орел), 1917 г.

Герб России (двуглавый орел), 1917 г.

В настоящее время охотничий и рыболовный промыслы перестали быть основой существования людей. Но отказаться полностью от использования дикой природы нельзя.
Сейчас от людей зависит выживание диких животных, которые стали нуждаться в сохранении и повседневной заботе. И вовсе не оружие охотников привело к исчезновению многих видов животных, а топор и плуг, изменявшие облик Земли на протяжении многих веков. Посмотрим на карту. Мы видим символы редких, исчезающих животных. Как их много!
Охрана природы в нашей стране осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, а также на основе законов по охране и рациональному использованию природных ресурсов.
Большое значение имеет создание заповедников, национальных парков, заказников, центров разведения исчезающих животных и растений, которых затем возвращают в естественные места обитания. Устанавливаются ограничения на добычу промысловых животных. В результате этих мер восстановлена и поддерживается высокая численность бобра, лося, соболя и других животных.

Продолжение следует


 * Приводимые авторами цифры, конечно, являются приблизительными. Правильнее сказать, что к промысловым могут быть отнесены примерно 20% видов зверей и 10% видов птиц, обитающих на территории нашей страны. – Прим. ред.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru